Дело №а-499/2022
УИД 21RS0№-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Кирилловой С.А.,
при секретаре судебного заседания Енилиной Н.С.,
с участием:
помощника прокурора <адрес> Никитина Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Ягудина В.Н. о прекращении действие права на управление транспортными средствами,
установил:
заместитель прокурора <адрес> Республики Ягудин Никифоров А.В. (далее - административный истец/прокурор), в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Ерахтину М.П. (далее - административный ответчик) о прекращении действие права на управление транспортными средствами, указывая в обоснование иска, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения было выявлено наличие у административного ответчика права на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения категории «АВС» от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, административный ответчик имеет медицинское противопоказание для управления транспортными средствами. По сведениям БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии Ерахтин М.П. находится на диспансерном наблюдении с октября 2021 года с диагнозом: «Пагубное (с вредными последствиями), употребление стимуляторов (включая кофеин) F15.1. Наличие данного заболевания влечет прямой запрет к управлению транспортными средствами. Действие права административного ответчика на управление транспортными средствами противоречит принципам законодательства о безопасности дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Никитин Г.Н. поддержал доводы иска, вновь привел их суду, просил удовлетворить.
Другие участники административного дела не явились на заседание суда, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, их личное участие в судебном заседании в соответствии со ст. 272 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязательным не признавалось. Правом на представление пояснений, возражений административный ответчик, иные заинтересованные лица не воспользовались, суду свои доводы, возражения не представили.
Изучив материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу положений пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно частям 1, 6, 7 и 8 статьи 23 указанного Закона №196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 23.1 Закона №196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством РФ.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 24 Закона №196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона №196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10) имеющееся у административного ответчика заболевание относится к разделу F (код заболевания F15.1), соответственно, условно лица, страдающие данным видом заболевания, находятся под диспансерным наблюдением.
По данным ОМВД России по <адрес>, административный ответчик имеет водительское удостоверение серии и № на управление транспортными средствами категорий «АВС», сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям, полученным из БУ «Республиканский психиатрическая больница» Минздрава Чувашии, Ерахтин М.П. находится на диспансерном наблюдении с октября 2021 года с диагнозом: «Пагубное (с вредными последствиями) употребление других стимуляторов (включая кофеин)» F15.1.
Таким образом, наличие у ответчика права на управление транспортными средствами при имеющемся медицинском противопоказании к деятельности, связанной с управлением источником повышенной опасности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга граждан, а также имущественный ущерб, поскольку это влияет на его способность руководить своими действиями, может приводить к расстройствам поведения, следовательно, суд приходит к выводу, что состояние здоровья ответчика не соответствует установленным нормам вышеуказанного Закона, условиям допуска к осуществлению права управления транспортными средствами.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных выше норм материального права суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в сумме 300, 00 рублей.
Таким образом, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300, 00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, №, ░░░░░░░░░ «░░░», ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300, 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.