Дело № 2а-73 от 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
30 июня 2023 года
Вадинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Булавской Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по заявлению прокурора Вадинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации Большелукинского сельсовета Вадинского района Пензенской области о возложении обязанности произвести расчет потребности защитных сооружений гражданской обороны, в том числе заглубленных помещений подземного пространства на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, начала боевых действий с учетом реальной потребности укрытия населения муниципального образования Большелукинского сельсовета Вадинского района Пензенской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Вадинского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, обосновав свои требования следующим образом.
Прокуратурой Вадинского района Пензенской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере гражданской обороны на территории муниципального образования Большелукинского сельсовета Вадинского района Пензенской области.
В соответствии со ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
В соответствии с п. п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:
-строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
-приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
-обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства.
Согласно п.п. 3-7 Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее - положение) мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях).
Кроме того, в соответствии с п. 15.4 положения органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
- приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
- планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны в военное время;
- обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства.
В силу п. 9 постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:
-определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;
-в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;
-осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 06.03.2006 г. органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 7 и 11 статьи 2 вышеуказанного федерального закона определено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на приоритете мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, которые отнесены к основным принципам противодействия.
В соответствии с п. 7.1, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ст. 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» вопросы местного значения предусмотренные п. 7.1, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены за сельскими поселениями Пензенской области.
Согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, размещенным на официальном сайте – http://pnz.gks.ru/statistic численность населения Большелукинского сельсовета по состоянию на 1 января 2023 года составляет 755 человек из них 56 несовершеннолетних.
На территории Большелукинского сельсовета проживает 755 человек из них 56 несовершеннолетних, которые фактически подлежат укрытию, в том числе в заглубленных помещениях подземного пространства на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, начала боевых действий, террористических актов.
Проверкой установлено, что расчет потребности защитных сооружений гражданской обороны, в том числе заглубленных помещений подземного пространства на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, начала боевых действий, террористических актов с учетом реальной потребности укрытия населения муниципального образования Большелукинского сельсовета Вадинского района Пензенской области, не проводился.
Вышеизложенное свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления, которое выражено в отсутствии расчета потребности защитных сооружений гражданской обороны, в том числе заглубленных помещений подземного пространства на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, начала боевых действий, террористических актов и подготовки со стороны администрации Большелукинского сельсовета Вадинского района по заблаговременному выполнению мероприятий по подготовке к защите населения.
При данных обстоятельствах отсутствие расчета потребности в таких объектах и помещениях противоречит требованиям законодательства, не соответствует реальной их потребности, вследствие чего население, в том числе несовершеннолетние не обеспечено укрытиями на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, начала боевых действий, преступлений террористического характера.
Прокурор просит:
признать бездействие администрации Большелукинского сельсовета Вадинского района Пензенской области в отсутствии проведения расчета потребности защитных сооружений гражданской обороны, в том числе заглубленных помещений подземного пространства на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, начала боевых действий с учетом реальной потребности укрытия населения муниципального образования Большелукинского сельсовета Вадинского района Пензенской области, незаконным;
обязать администрацию Большелукинского сельсовета Вадинского района Пензенской области провести расчет потребности защитных сооружений гражданской обороны, в том числе заглубленных помещений подземного пространства на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, начала боевых действий с учетом реальной потребности укрытия населения муниципального образования Большелукинского сельсовета Вадинского района Пензенской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В деле имеется заявление от прокурора Вадинского района Долгова Д.С., в котором он просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры, а также сообщает, что поддерживает требования в полном объеме и согласен на рассмотрение дела порядке упрощенного судопроизводства.
В деле имеется заявление от административного ответчика главы администрации Большелукинского сельсовета, Вадинского района, Пензенской области, Коровина Ю.В., в котором он сообщает, что согласен полностью с требованиями прокурора и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии с главой 33 КАС РФ, единолично судьей, без проведения судебного заседания.
Проанализировав в целом требования прокурора Вадинского района, Пензенской области, суд находитих законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие администрации Большелукинского сельсовета <адрес> в отсутствии проведения расчета потребности защитных сооружений гражданской обороны, в том числе заглубленных помещений подземного пространства на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, начала боевых действий с учетом реальной потребности укрытия населения муниципального образования Большелукинского сельсовета <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию Большелукинского сельсовета <адрес> провести расчет потребности защитных сооружений гражданской обороны, в том числе заглубленных помещений подземного пространства на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, начала боевых действий с учетом реальной потребности укрытия населения муниципального образования Большелукинского сельсовета <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Вадинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующая: Булавская Л.А.