УИД05RS0018-01-2023-006078-07
Дело №2а-3756 /2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 г. г. Махачкала
Кировский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулгамидовой А.Ч., при секретаре судебного заседания Гасайниевой Р.Б., с участием истца Абдухаликова К.К., ответчика инспектора ОСР ППС ОМВД России по Гумбетовскому району Гаджимагомедова О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Абдухаликова К.К. к Отделу МВД России по Гумбетовскому району РД в лице сотрудника полиции Гаджимагомедова О.М. о признании действий сотрудника полиции необоснованными,
УСТАНОВИЛ :
Абдухаликов К.К. обратился в суд с административным иском к Отделу МВД России по Гумбетовскому району в лице сотрудника полиции Гаджимагомедова О.М. о признании действий сотрудника полиции необоснованными.
Согласно доводам иска, 19 апреля 2023 года он двигался из села Ингиши Гумбетовского района РД в направлении г.Махачкалы в качестве водителя транспортного средства по автодороге, связывающее с.Мехельта с г.Буйнакск.
Когда он доехал до перекреста автодороги, связывающей с.Ботлих с г.Буйнакск, где он должен был осуществить поворот налево, в направлении г.Буйнакска, он заметил другое транспортное средство, которое стояло прямо на проезжей части. На улице со стороны водителя данного транспортного средства находилось лицо, одетое в форменное обмундирование сотрудника полиции. Подъехав к перекрестку так как данное т\с загораживало ему проезд, он подал звуковой сигнал, после чего оно уехало а лицо одетое в форменное обмундирование подошло к т\с в котором он двигался и подал сигнал об остановке хотя он итак стоял. Далее подойдя к нему он представился сотрудников полиции Гаджимагомедовым О.М. и потребовал предъявить ему документы на т\с. На его вопрос о причине остановки ответил-проверка документов. Далее он попросил возможность дать ему отъехать с проезжей части на обочину также сделал ему замечание по факту остановки его и иных транспортных средств.
Считает, что данный сотрудник полиции нарушил его права свободно передвигаться данное ему ст.27 Конституции РФ.
Кроме того, считает, что данный сотрудник полиции побудил его к совершению административного правонарушения, и что в отношении него применены противоправные действия, которые принесли ему нравственные страдания(когда видит людей которые наделены специальными полномочиями, и при этом они не знают обязанности, и как следствие противоправные действия, с их стороны-у него внутри начинает все кипеть, в переносном смысле)
Действия сотрудника полиции Гаджимагомедова ФИО8 являются предметом спора, настоящей жалобы.
Сотрудник полиции в нарушении ст.6, ч.3 ст.13 ФЗ «О полиции», приказа МВД России от 23.08.2017 №664, Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, побудил его к совершению правонарушения, так как следует из видеозаписи, транспортное средство в котором он двигался было остановлено на пересечении проезжей части, вблизи поворотом(поворот направо, является опасным) а ему еще выезжать налево, в месте где расстояние между сплошной линией разметки, кроме обозначающей край проезжей части, разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимися транспортным средством менее 3 м. Фактически он стоял у сплошной разметки.
Также сотрудник полиции нарушил порядок осуществления своих полномочий.
В нарушении ст.5 ФЗ «О полиции», п.106, Регламента 664, сотрудник полиции безосновательно проверял его документы, остановил транспортное средство, так как законов он не нарушал, его права и свободы были ограничены.
Перечень задач и функций сотрудников ППС излагаются в п.п.9-10 Наставления Приказ МВД России от 28 июня 2021 №495, следует, что основной деятельностью сотрудников ППС является охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах и в иных общественных местах. Но никак не надзор за безопасностью дорожного движения о котором говорится в п.5 Регламента 664.
Следовательно у Гаджимагомедова О.М. не было полномочий останавливать его транспортное средство в котором он двигался.
Сотрудник полиции Гаджимагомедов О.М. нарушил п.58 Приказа МВД России от 28 июня 2021 №495, не имел при себе носимый видеорегистратор.
В машине в которой он передвигается есть видеорегистратора и каждое общение с полицией он фиксирует также на мобильный телефон. На месте он обращался только в 112, который ему направил ответ.
Просит суд признать остановкутранспортного средства сотрудником полиции Гаджимагомедовым О.М. в которой он передвигался вопреки требования ППД и нормативным документам полиции-необоснованными;
признать остановку транспортного средства сотрудником полиции ГаджимагомедовымО.М., в котором он передвигался необоснованным, в связи с тем, что законом он не нарушал, оснований для проверки документов, такжекак и остановки транспортного средства не было; признать остановку транспортного средства сотрудником полиции Гаджимагомедовым О.М., в котором он передвигался необоснованным, в связи с тем, что у данного сотрудника не было полномочий останавливать транспортное средство в принципе; признать нахождение сотрудника полиции Гаджимагомедова О.М., при отсутствующим регистраторе необоснованным.
В суде истец Абдухаликов К.К. требования иска поддержал, просил его удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Ответчик Гаджимагомедов О.М. требования иска не признал, просил в его удовлетворении отказать, по основаниям, указанным в письменных возражения на иск.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, в порядке ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему:
Согласно ст.46 Конституции РФ решения и действия(бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 20 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", сотрудники полиции вправе останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы.
Порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 664 от 23.08.2017 года, действующего на дату события 19.04.2023 года.
Согласно п.84 Регламента, основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются: установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.(п.84.1)
Согласно п.106 Регламента, основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:
выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске; проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 - 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.
Согласно п.107 Регламента, основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность граждан, являются:
выявление признаков нарушения ими правил дорожного движения;
наличие повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении; выявление признаков подделки документов; наличие ориентировок либо иных данных, дающих основания подозревать этих граждан в совершении преступления, а также полагать, что они находятся в розыске;необходимость привлечения граждан в качестве свидетелей, понятых.
В соответствии с п. 9 Наставления ППС, утвержденного приказом МВД Олссии от 28 июня 2021 №495, задачами подразделений ППС являются:
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах и в иных общественных местах, объектах транспорта и транспортной инфраструктуры;
- обеспечение безопасности граждан, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений;
- содействие в пределах предоставленных полномочий иным службам и подразделениям органов внутренних дел.
В целях выполнения возложенных задач в силу п. 10 Наставления ППС подразделения ППС выполняют следующие функции: - защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств;- оказание помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;- пресечение противоправных действий (деяний) и доставление граждан, их совершивших, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;- предупреждение преступлений и административных правонарушений;- осуществление действий на месте происшествия (преступления, административного правонарушения) в пределах компетенции, установленной Законом о полиции;- участие совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, в пределах предоставленных полномочий, в спасении граждан и оказании им первой помощи при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций);
Согласно рапорта ОД ОМВД России по Гумбетовскому району Магомедова М.А., на имя начальника ОМВЖ России по Гумбетовскому району Магомедову М.А., докладывают, что 19.04.2023 года в 16:15 в ДЧ ОП по Гумбетовскому району поступило телефонное сообщение диспетчера ЕДДС Нумбетовского района о том, что с жалобой звонил ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ., проживающий в <адрес> <адрес> том, что на повороте в с.МехельтаГумбетовского района в местности «Сагри» сотрудники полиции спровоцировали на нарушение ПДД,
Согласно заключения проверки по фактам, изложенным в телефонном сообщении от гражданина Абдухаликова К.К., утвержденного начальником ОМВД России по Гумбетовскому району Магомедовым М.А. 22 апреля 2023 года, следует, что сведения изложенные в телефонном сообщении Абдухаликова К.К. 19.04.2023 года в местности «Сагри» считать не подтвердившимися.
Согласно содержания заключения, следует, что, опрошенный в ходе проверки по данному факту инспектор отдельной специальной роты ППСМ ОМВД России по Гумбетовскому району, лейтенант полиции Гаджимагомедов О.М. пояснил, что 19.04.2023 года в ходе проведения ОПМ совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Гумбетовскому району им была остановлена автомашина <адрес> за государственными регистрационными знаками № водитель которого нарушил ПДД, то есть перевозил ребенка на переднем пассажирском сиденье без детского удерживающего устройства, чем нарушил п.22.9 ПДД РФ, после чего передал документы водителя сотруднику ОГИБДД ОМВД России по Гумбетовскому району лейтенанту полиции Алиеву М.С. для принятия решения.
Опрошенный в ходе проверки по данному факту инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по Гумбетовскому району лейтенант полиции Алиев М.С. пояснил, что 19.04.2023 года в ходе проведения ОПМ лейтенантом полиции Гаджимагомедовым О.М. была остановлена автомашина <адрес> государственными регистрационными знаками №, водитель которого нарушил ПДД, то есть перевозил ребенка на переднем пассажирском сиденье без детского удерживающего устройства, чем нарушил п.22.9 ПДД РФ. После проверки всех обстоятельств нарушения ПДД им было вынесено постановление об административном правонарушении по статье 12.23 ч.3 за № в отношении водителя Абдухаликова К.К.
Фактически эти же обстоятельства были установлены и судом.
Согласно материалам дела, объяснениям сторон, видео, следует, что сотрудник полиции патрульно-постовой службы ОМВД России по Гумбетовскому району РД Гаджимагомедов О.М. нес службу по патрулированию на автомобиле в местности <адрес>, 19.04.2023 года, когда около 16 часов находился на перекресте автодороги, стоял около автомашины, со стороны водителя, устраняя некую помеху, когда к перекрестку подъехал Абдухаликов К.К. на автомобиле <адрес> г\н №.
После освобождения проезда, инспектор ОСР ППСМ Гаджимагомедов О.М. сделав знак остановки Абдухаликову К.К., подошел к автомашине истца, для проверки документов, в ходе чего увидел на переднем пассажирском сиденье спящего ребенка(девочка 3-4 года), перевозимого без детского кресла, после чего был вызван инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по Гумбетовскому району Алиев М.С., который составил соответствующий протокол.
По сути инспектор Гаджимагомедов О.М. не останавливал специально Абдухаликова К.К., последний уже стоял на перекрестке в связи с препятствием на дороге, после чего, Гаджимагомедов О.М. находившийся на небольшом расстоянии, подойдя для проверки документов, увидел нарушение в виде отсутствия удерживающего устройства для ребенка на переднем пассажирском сиденье в автомашине Абдухаликова К.К. о чем имеется фото.
Согласно постановления по делу об административном правонарушении от 19.04.2023 года, составленного инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Гумбетовскому района лейтенантом полиции Алиевым М.С., по ч.3 ст.12.23 за №№ следует, что Абдухаликову К.К. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Согласно акта от 19.04.2023 года, следует, что Абдухаликов К.К. отказался от подписи, отказ от дачи объяснений.
Таким образом, из вышеприведенного следует, что инспектор ОСР ППС ОМВД России по Гумбетовскому району Гаджимагомедов О.М. действовал в пределах предоставленных ему полномочий, прав Абдухаликова К.К. не нарушил.
Из положений ст.46 Конституции РФ, ст.ст.218, 227 КАС РФ, следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий(бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, с способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, иск об оспаривании незаконных действий(бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод истца и с непеременным указанием на способ восстановления такого права. Таких обстоятельств в рассматриваемом случае не установлено.
Абдухаликовым К.К. не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих незаконность действий(бездействия), ответчика Гаджимагомедова О.М., которые бы нарушили, права, свобод и интересы истца.
Сотрудники ППС, согласно Наставлению, утвержденному приказом МВД РФ от 28 июня 2021 года №495, об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России:
Владеют основами законодательства РФ, наряды ППС принимают участие в обеспечении и профилактике безопасности дородного движения; пресекают факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, или лицами не достигшими возраста, дающего права управления транспортным средством, передают таких лиц сотрудникам ДПС ГИБДД; при обнаружении дорожно-транспортного происшествия мили иной угрозы безопасности дорожного движения немедленно докладывают оперативному дежурному дежурной части территориального органа МВД России и(или) инспектору ГУН, командиру подразделения ППС или нарядам ДПС ГИБДД,, оказывают помощь нарядам ДПС ГИБДД в устранении помех для дорожного движения.
Отсутствие у инспектора Гаджимагомедова О.М. видеорегистратора, не подтверждает незаконность его действий при проверке документов Абдухаликова К.К., не повлекло каких- либо неблагоприятных последствий для последнего, о чем доказательств не представлено.
ОМВД России по Гумбетовскому району проведана тщательная проверка телефонного сообщения Абдухаликова К.К., с дачей объяснений Гаджимагомедовым О.М., Алиевым М.С., по результатам которого незаконных действий сотрудников полиции не выявлено, о чем Абдухаликову К.К. 24.04.2023 года был направлен письменный ответ.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона о полиции в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.
При этом других правонарушений, кроме ч.3 ст.12.23 КоАП РФ, в отношении Абдухаликова К.К. не зафиксировано, доводы Абдухаликова К.К. о том, что его побудили к совершению административного правонарушения, ввиду остановки его транспортного средства не подтвержден.
При этом у ответчика имеется фото нарушения Абдухаликова К.К. по ч.3 ст.12.23 КоАП РФ, а также видео составления административного материала, из содержания которого не следует о его нарушении прав незаконными действиями ответчика.
При этом факт наличия события правонарушения, установленного Гаджимагомедовым О.М., стороной истца не опровергнуто.
Согласно ч.1 ст.198 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Суд считает, что истцом не доказано несоответствие действий (бездействия) ответчика закону и нарушение прав и свобод его, а потому, оснований для его удовлетворения не имеется в силу положений статей 218, 227 КАС РФ, следовательно в удовлетворении иска необходимо отказать.
руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░░