Дело № 2а-4745/2023
УИД 11RS0005-01-2023-006299-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Савинкиной Е.В.
при секретаре Кукиной С.М., с участием представителя ответчиков Ксендзовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 01 декабря 2023 года административное дело № 2а-4745/2023 по иску Зарипова И.Х. к начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №19 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» Алиеву Р.Т., Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №19 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» о признании действий, постановления незаконными, обязании устранить нарушения
установил:
Зарипов И.Х. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК о признании постановления от <...> г. незаконным, признании действий (бездействий) ФКУ ИК-19 по не обеспечению истца освещением в 150 Лн в камере ПКТ ...., нарушению технологии установки осветительных приборов на стене, а не на потолке, незаконными, обязании установить осветительные приборы на потолке камеры .... со световым потоком не менее 150Лм, признании действий ФКУ ИК-19 по вскрытию конверта, осуществлению цензуры и не отправки корреспонденции в общественно-наблюдательную комиссию Республики Коми незаконными.
В обоснование требований указал, что постановление от <...> г. незаконно, поскольку он не был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка, в камере ПКТ .... освещение около 60 Лн, на светильнике установлена сетка, которая не пропускает световой поток, прибор установлен только на стене, по имеющейся у истца информации конверт в общественно-наблюдательную комиссию, отправленный истцом <...> г. года, был вскрыт, а жалоба уничтожена.
Определением суда при принятии иска к производству в качестве соответчика привлечен начальник ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК Алиев Р.Т.
Определением суда от <...> г. года в качестве заинтересованного лица по ходатайству истца привлечена Общественно-наблюдательная комиссии Республики Коми.
Истец в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом. Возможности проведения ВКС на дату и время судебного заседания, у суда не имеется. Ранее в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК в судебном заседании с исковым заявлением не согласилась.
Начальник ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК Алиев Р.Т., Общественно-наблюдательная комиссия Республики Коми извещены надлежащим образом, уполномоченного представителя на представление своих интересов в судебное заседание не направили.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Порядок и условия содержания лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируются УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110.
Из материалов дела следует, что истец <...> г. прибыл из ФКУ .... УФСИН России по РК в ФКУ .... УФСИН России по РК для отбытия уголовного наказания, с <...> г. года находится на строгих условиях отбывания уголовного наказания.
Согласно ст.11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, предусмотрено, что осужденные к лишению свободы обязаны выполнять требования законодательства Российской Федерации и настоящих Правил (пп.10.1); выполнять законные требования работников УИС (п.10.3); изготавливать и использовать приспособления для установления межкамерной связи, отказываться от получения и сдачи постельных принадлежностей (простыни, наволочка, полотенца) и мягкого инвентаря (матрац, подушка, одеяло), лежать на полу и мебели, не используемой в качестве спального места (п.12.39).
Сотрудниками ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК был подписан акт ...., в котором зафиксировано, что <...> г. в 20 час. 48 мин. во время получения осужденными на период сна постельных принадлежностей в комнате для хранения постельных принадлежностей ШИЗО, ПКТ, осужденный Зарипов И.Х., отбывающий взыскание в виде водворения в ШИЗО камера ...., отказался получать постельные принадлежности (простыни, наволочку), мягкий инвентарь (матрац, подушка, одеяло). Законное требование майора внутренней службы К.. получить спальные принадлежности и мягкий инвентарь на период сна осужденный Зарипов И.Х. не выполнил, что зафиксировано на переносной видеорегистратор и выявлено при помощи камеры видеонаблюдения СН2.
Постановлением от <...> г. года, вынесенным начальником ФКУ .... УФСИН России по РК Алиевым Р.Т., Зарипов И.Х. за нарушение 10.1,10.3, 12.39 ПВР ИУ №110, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в помещение камерного типа на 1 месяц.
В соответствии со ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: а) выговор; б) дисциплинарный штраф; в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.
Согласно ст.117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме.
Оценив представленные в дело доказательств, суд приходит к выводу о том, что наложенное на Зарипова И.Х. взыскание, предусмотрено статьей 115 УИК РФ, соответствуют тяжести и характеру совершенного им нарушения, личности осужденного и его предыдущего поведения и могло быть наложено за нарушение осужденным приведенного выше обязательного для исполнения предписаний Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Взыскание наложено уполномоченным должностным лицом. При этом при применении мер взыскания должностным лицом был соблюден порядок, предусмотренный статьей 117 УИК РФ.
Довод истца о том, что требование должностного лица получить спальные принадлежности и мягкий инвентарь на период сна, является незаконным, поскольку он не был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка учреждений, судом отклоняется. Распиской от 03.07.2020 подтверждается, что Зарипов И.Х. ознакомлен со своими правами и обязанностями, в т.ч. обязанностью выполнять законные требования сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Требование Котельвы А.М. - получить спальные принадлежности и мягкий инвентарь на период сна, являлось законным и подлежало исполнению осужденным, поскольку пп.562,563 ПВР №110 предусмотрено, что постельные принадлежности (простыни, наволочка) и мягкий инвентарь (матрац, подушка, одеяло) осужденный к лишению свободы, водворенный в ДИЗО, ШИЗО, переведенный в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, получает только на период сна; по команде и под контролем администрации ИУ покамерно осужденные к лишению свободы либо дежурные по камерам из их числа следуют в специальное помещение для получения или сдачи постельных принадлежностей (простыни, наволочка) и мягкого инвентаря (матрац, подушка, одеяло).
От ознакомления с приказом .... от <...> г. истец <...> г. года отказался, что подтверждается актом, представленным ФКУ .... УФСИН России по РК.
При таких обстоятельствах, оснований для признания постановления от <...> г. года о водворении истца в помещение камерного типа на один месяц незаконным, оснований не имеется.
В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности. Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Кодекса. Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль писем, почтовых карточек, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения или его заместителя.
Согласно ч.4 ст.15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
В соответствии с ПВР №110 письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми цензуре не подлежит.
Согласно расписке <...> г. от Зарипова И.Х. принято на отправку закрытое письмо, адресованное в Общественную наблюдательную комиссию РК.
Письмо отправлено заказной корреспонденцией <...> г. года, что подтверждается кассовым чеком .....
Из материалов, представленных по запросу суда Общественной наблюдательной комиссией РК, в конверте содержалась жалоба на освещенность камеры и состояние кровати.
В судебном заседании свидетель Ш.. – член ...., а также в письменных пояснениях председатель .... Б.суду пояснил, что по результатам жалобы истца была проведена проверка <...> г. года и нарушений выявлено не было, в устной беседе Зарипов И.Х. сообщил, что в письменном ответе на его обращение не нуждается.
Доказательства того, что ФКУ ИК-19 был вскрыт конверт и жалоба истца была уничтожена опровергается действиями ОНК РК по проведению проверки по жалобе истца от <...> г. и копией самого конверта, поступившего в ОНК РК и жалобы истца.
Соответственно, доводы истца по вскрытию конверта, осуществлению цензуры и не отправки конверта с жалобой в ОНК РК, своего подтверждения не нашли.
Согласно камерной карточке истец по постановлению от <...> г. года <...> г. был помещен в ПКТ ....
В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 99 УИК РФ осужденный имеет право на обеспечение необходимых материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий.
В силу ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее также – Свод правил).
Согласно п.19.4.5-19.4.7, 19.4.9 Свода правил в зданиях и сооружениях ИУ следует предусматривать искусственное освещение: рабочее, аварийное (эвакуационное и резервное) и дежурное; оборудование, применяемое для освещения зданий, помещений и сооружений ИУ, должно соответствовать; в спальных комнатах и спальных помещениях, камерах, палатах зданий медицинского назначения, одноместных помещениях безопасного места следует предусматривать рабочее и дежурное освещение. Для дежурного освещения используются светильники (патроны) с компактными люминесцентными или светодиодными лампами, устанавливаемые над дверью, в камерах, палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, одноместных помещениях безопасного места – в нишах над дверным проемом. Для рабочего освещения предусматриваются светильники, устанавливаемые на потолке. Тип ламп для рабочего освещения камер, в том числе рабочих камер, палат зданий медицинского назначения, спальных комнат и спальных помещений, одноместных помещений безопасного места (люминесцентные лампы, компактные люминесцентные лампы, светодиодные лампы и др.) следует определять заданием на проектирование. Освещенность спальных комнат и спальных помещений общежитий, одноместных помещений безопасного места – 150 лк; прогулочных дворов – 20 лк.
Подпунктом 9 п.32 Приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" предусмотрено, что светильники общего и дежурного освещения устанавливаются в нишах и ограждаются со стороны камер решетками.
В справке начальника .... Х.. указано, что в камерах ШИЗО, ПКТ установлены светодиодные светильники .... (18Вт 4000К) 28905 0, D:23 см 1 шт., светодиодный светильник .... (12 Вт 4000К), 21х10,2 см – 1 шт. На световом оборудовании установлены антивандальная металлическая сеть в соответствии с Каталогом «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденных приказом .... от <...> г.. Ограждение светильника камерного ОСК-1 устанавливается во всех камерных помещениях и коридорах зданий режимного назначения для защиты светильников рабочего освещения. Ограждение ОСК-1 имеет раму из стальной полосы сечением 4х40 мм, к которой при помощи двух петель крепится крышка, представляющая собой каркас из стальной полосы сечением 4х40 мм с сеткой 25-2,0 ГОСТ 5336-80. Крышка запирается двумя винтами. Ограждение ОСК-1 любого типоразмера соответствует 1 классу по устойчивости к разрушающим воздействиям, а также другим техническим требованиям РД1-001-2001. С целью своевременного проведения профилактических работ, работ по замене осветительного оборудования силами сотрудников производятся замеры уровня освещенности при помощи сертифицированного оборудования, которое проходит соответствующую поверку.
Представителем ответчика сообщено, что прибор освещения установлен только на стене.
Между тем, довод истца о том, что в ПКТ .... освещение было ненадлежащим, нашел свое подтверждение.
Так, протоколом измерений освещенности от <...> г. ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России было установлено, что по результатам измерений .... года, установлено, что в ПКТ .... ФКУ .... УФСИН России по РК уровень освещенности составлял 26 Лк., что не соответствует требованиям таблицы 5.52 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В судебном заседании допрошенный судом свидетель – .... ФКУ .... УФСИН России по РК К.., суду пояснил, что после выявления не соответствия были проведены работы по установке дополнительного светильника и замене решетки на светильнике. После проведенных замеров уровня освещенности в камере ПКТ .... уровень освещенности составлял более 150Лк., замеры производились в пяти точках на уровне примерно 1,2 м от пола, прибором, который использовал ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Актом замера уровня освещенности в камере ПКТ .... подтверждается, что уровень освещенности составляет в среднем 152 Лк. Замеры проводились в 5 точках поверенным прибором ...., заводской номер .....
Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ).
Сама по себе установка светильников только на стене, а не на потолке не может нарушать прав истца, поскольку о нарушении прав истца может свидетельствовать не надлежащее освещение, а не то, где расположены осветительные приборы.
В п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца или при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).
В связи с чем, поскольку права истца в части установления ненадлежащих условий содержания в ПКТ ...., выразившихся в нарушении освещенности, установлены и были добровольно устранены ответчиком, действия ФКУ .... в указанной части являются незаконными, однако в удовлетворении исковых требований истца о признании действий (бездействий) незаконными в части установления осветительных приборов на стене, а не на потолке, об обязании обеспечить истца уровнем освещенности, а также обязании установления осветительных приборов на потолке в ПКТ .... суд отказывает, в связи с тем, что в настоящее время права истца ответчиком восстановлены и уровень освещенности соответствует санитарным требованиям.
Руководствуясь ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
Признать действия (бездействия) ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК, выразившиеся в создании ненадлежащих условий содержания Зарипова И.Х. в ПКТ ...., незаконными.
В удовлетворении административных исковых требований Зарипова И.Х. к начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №19 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» Алиеву Р.Т., Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №19 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» о признании постановления от <...> г. незаконным, признании действий (бездействий) ФКУ ИК-19 по нарушению технологии установки осветительных приборов на стене, а не на потолке, незаконными, обязании установить осветительные приборы на потолке камеры .... со световым потоком не менее 150Лм, признании действий ФКУ .... по вскрытию конверта, осуществлению цензуры и не отправки корреспонденции в общественно-наблюдательную комиссию Республики Коми незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 04.12.2023
Судья Е.В.Савинкина