УИД 46RS0001-01-2022-000239-21 №2а-201/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2022 года сл.Белая
Беловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бойченко Т.Л. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаповаловой Н.А., с участием административного истца Крамаренко Е.В., представителя административного ответчика УМВД России по <адрес> Годованюк В.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крамаренко Евгения Викторовича к Управлению Министерства внутренних дел России по <адрес> о признании незаконным решения административного ответчика,
УСТАНОВИЛ:
Крамаренко Е.В. обратился в Беловский районный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Данное решение он считает необоснованным и подлежащим отмене. Доказательств того, что он является гражданином Украины, административный орган в решении не привел. Из полученной Управлением УМВД России по <адрес> информации следует, что Крамаренко Е.В. паспортом гражданина Украины и временным удостоверением личности гражданина ДНР не документирован. После отбытия им наказания по приговору Беловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ был освобожден из ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> и помещен в центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по <адрес> до исполнения процедуры реадмиссии на территорию Украины. Решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в продлении срока пребывания его в указанном центре отказано. Проживает в <адрес> с отцом ФИО7 и бабушкой ФИО8 Документы, удостоверяющие его личность, необходимые для выезда из Российской Федерации, отсутствуют. С целью узаконить свое нахождение на территории Российской Федерации обратился ДД.ММ.ГГГГ в УМВД России по <адрес> с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, указав, что правоохранительные органы в каких-либо государствах его не разыскивают, в инциденты с применением физического насилия не вовлекался, в политических, религиозных, военных или общественных организациях не состоял. Проживал на территории Донецкой республики, с ДД.ММ.ГГГГ находится на территории Российской Федерации и данное обстоятельство ставит его в ранг врагов Украины, в связи с чем к нему могут быть применены меры преследования, с угрозой его жизни, поскольку выдворение будет осуществлено не на территорию ДНР, а на территорию Украины. Административный орган не учел, что он спешно покинул территорию Украины ввиду ведущихся там боевых действий, потерял все свое имущество, все документы, мать его умерла в ДД.ММ.ГГГГ, а в России у него проживают отец и бабушка. Кроме того, в Российской Федерации он получил специальность швея-моторист, имеет стаж трудовой деятельности. Обращаясь во многие государственные учреждения просил дать ему возможность остаться в Российской Федерации и выдать любой документ для трудоустройства и принесения пользы. Отказ в предоставлении убежища лишил возможности, в том числе, выезда в ДНР, для восстановления инфраструктуры республики и получения гражданства республики ДНР.
Протокольным определением Беловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УВМ УМВД России по <адрес>.
В судебное заседание представитель УВМ УМВД России по <адрес> не явился, ходатайств об отложении дела не заявил и не просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
На основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании административный истец Крамаренко Е.В. поддержал иск по изложенным в нем основаниям и пояснил, что родился и проживал в <адрес>. В связи с военными действиями поспешно, без документов, вынужден был покинуть дом и выехать в Крым. По приговору Керченского городского суда в ДД.ММ.ГГГГ был осужден за кражу и отбывал наказание до освобождения по амнистии ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации. После освобождения из мест лишения свободы проживал у отца и бабушки в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ на год ему было выдано свидетельство о предоставлении временного убежища. В ДД.ММ.ГГГГ в связи с осуждением по приговору Беловского районного суда отбывал наказание в местах лишения свободы, где получил специальность и был трудоустроен. После освобождения из мест лишения свободы его поместили в центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по <адрес>. В продлении срока пребывания в указанном центре Октябрьский районный суд отказал. В ДД.ММ.ГГГГ после возвращения из мест лишения свободы по месту жительства родственников в <адрес>, он обратился с заявлением в УМВД России по <адрес> о предоставлении временного убежища, в чем ему было отказано. Просил иск удовлетворить, признать решение административного органа незаконным и обязать административного ответчика предоставить временное убежище на территории Российской Федерации.
Представитель административного ответчика УМВД России по <адрес> Годованюк В.В. просила в удовлетворении иска отказать, поскольку в отношении гражданина Украины Крамаренко Е.В. принято решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации сроком до ДД.ММ.ГГГГ, проблем со здоровьем у истца нет, убедительных доводов, указывающих на наличие объективных причин опасения стать жертвой преследования или негуманного отношения в случае возвращения на Украину не представил. Действующее миграционное законодательство предусматривает возможность лишения временного убежища, если лицо, которому оно предоставлено, совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу приговор. Крамаренко Е.В. осужден приговором Беловского районного суда ДД.ММ.ГГГГ, освобожден из мест лишения свободы по отбытия наказания и ФСИН Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания Крамаренко Е.В. в Российской Федерации, а ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес> принято решение о депортации Крамаренко Е.В.
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.4 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации иностранные граждане имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.
Исходя из положений ч.ч.9,11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Федеральный закон от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах», устанавливая правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (пп.1 п.1 ст.1).
В соответствии с положениями ст.12 Федерального закона «О беженцах» предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности, куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с п.7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 года №274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно п.12 Порядка временное убежище предоставляется на срок до одного года, который может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
По своей правовой природе временное убежище является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (постановление от 27.04.2001 года №7-П, определение от 30.09.2010 года №1317-О-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Решением, утвержденным начальником УМВД России по <адрес> ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, отказано гражданину Украины Крамаренко Евгению Викторовичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ начальником ТП УФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО10 установлена личность Крамаренко Евгения Викторовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения и оформлено Заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства. В заключении содержится информация о том, что Крамаренко Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженец <адрес> ДД.ММ.ГГГГ приехал из <адрес> в <адрес> по копии паспорта гражданина Украины. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы по приговору Керченского городского суда респ.Крым за совершение преступлений, предусмотренных ст.<данные изъяты> УК РФ. Оригинал паспорта гражданина Украины оставил дома, в ходе боевых действий дом разбомбили в ДД.ММ.ГГГГ, паспорт сгорел вместе с домом. ДД.ММ.ГГГГ по постановлению ГД ФС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» гражданин Украины Крамаренко Е.В. был освобожден и прибыл к своему отцу ФИО7 и бабушке ФИО8 в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ гражданину Украины Крамаренко Е.В. выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Беловским районным судом <адрес> гражданин Украины Крамаренко Е.В. осужден за совершение преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний к лишению свободы сроком на <данные изъяты> с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением ФСИН России №-рн признано нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации Крамаренко Е.В. сроком на восемь лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи <данные изъяты> УК РФ. Крамаренко Е.В. после отбытия наказания обязан выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес> принято решение о депортации за пределы Российской Федерации гражданина Украины Крамаренко Е.В., уроженца <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Крамаренко Е.В. освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока наказания.
ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес> было принято решение о начале процедуры реадмиссии в отношении Крамаренко Е.В.
ДД.ММ.ГГГГ материалы о начале процедуры реадмиссии в отношении Крамаренко Е.В. направлены в ГУВМ МВД России для подготовки запроса о реадмиссии в центральный компетентный орган Украины.
ДД.ММ.ГГГГ решением Октябрьского районного суда <адрес> Крамаренко Е.В. в рамках возбужденной процедуры реадмиссии помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в продлении срока пребывания иностранного гражданина Крамаренко Е.В., подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении, отказано.
По информации, поступившей из Посольства Украины в Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, Государственной миграционной службы Украины ДД.ММ.ГГГГ, МВД Донецкой Народной Республики, Крамаренко Е.В. паспортом гражданина Украины, временным удостоверением личности гражданина ДНР – не документирован, зарегистрированным или снятым с регистрационного учета в <адрес> не числится.
ДД.ММ.ГГГГ Крамаренко Е.В. обратился в УМВД России по <адрес> с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, в связи с существующей угрозой жизни и здоровью в случае его возвращения на Украину, отсутствием родственников и имущества на Украине, проживанием у отца, гражданина Российской Федерации, в Российской Федерации и желанием получить гражданство Российской Федерации.
Отказ в предоставлении временного убежища послужил основанием для обращения Крамаренко Е.В. ДД.ММ.ГГГГ в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о правомерности действий УМВД России по <адрес> и его должностных лиц по отказу административному истцу в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов являются одними из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики.
При принятии решения суд исходит из того, что гражданин Украины (гражданство установлено ДД.ММ.ГГГГ и указано в заявлении об установлении личности иностранного гражданина) Крамаренко Е.В. лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, им на территории Российской Федерации совершены умышленно преступления, в том числе преступление, относящееся к категории тяжких, а оспариваемое решение об отказе в предоставлении временного убежища принято в интересах национальной безопасности и обеспечения общественного порядка, исходя из приоритета публичных интересов над частными.
Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.
Принимая оспариваемое решение, УМВД России по <адрес> на законных основаниях отдал приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина, совершившего в период пребывания на территории Российской Федерации преступлений, на территории России родственников или его нежелании покидать территорию Российской Федерации, в связи с чем, оснований для признания незаконным решения Управления Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
При таких обстоятельствах у УМВД России по <адрес> имелись правовые основания для принятия решения ДД.ММ.ГГГГ об отказе гражданину Украины Крамаренко Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, что является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности уголовно наказуемых деяний, совершенных административным истцом.
Судом принято во внимание то, что предоставление иностранному гражданину временного убежища является правом, а не обязанностью соответствующего органа.
Причины, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, административным истцом не озвучены и в Анкете при обращении с ходатайством ДД.ММ.ГГГГ не приведены.
В судебном заседании установлено, что УМВД России по <адрес> учтена сложившаяся в настоящее время внутригосударственная ситуация на Украине, в том числе в месте прежнего жительства административного истца (<адрес>), и Крамаренко Е.В. в установленном порядке поставлен на учет по месту пребывания: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, в удовлетворении административного искового заявления Крамаренко Е.В. надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.175,177-180,227 Кодекса административного судопроизводства,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░