Административное дело № 2а-2110/2023
УИД: 78RS0007-01-2022-002091-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2023 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой Ю. С.,
при секретаре Юзовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФСИН России, УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания, признании действий (бездействия) незаконным,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным иском о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания, признании действий (бездействия) незаконным.
Свои требования ФИО2 мотивировал тем, что с Дата содержится в местах лишения свободы в ненадлежащих условиях, унижающих человеческое достоинство, чем ему причиняются душевные и нравственные страдания - моральный вред, а также нарушаются конституционные и конвенционные права.
С октября 2003 года по июнь 2005 года в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области условия содержания являлись ненадлежащими, бесчеловечными и унижающими достоинство, а именно, пища, предоставляемая заключенным была низкого качества, однообразной, для ее приготовления чаще всего использовались испорченные и просроченные продукты, свежие фрукты, яйца, овощи и мясо заключенные не получали совсем, хотя они указаны в рационе. Если выдавалась каша, крупа была грязная, в супе картофель плохо отчищен, также вся еда пахла неприятно и была холодной, часто не пригодной к употреблению. Пищи административному истцу не хватало, из- за чего он постоянно испытывал чувство голода. Административный истец в связи со скудным питанием отметил значительное ухудшение его здоровья и состоянии зубов. Также, площадь камер, общей площадью не более 8 кв.м, не соответствовала установленным законом требованиям. В камере одновременно содержались 6 заключенных, и на одного человека приходилось чуть больше 1 кв.м с учетом того что большая часть пола камеры была заставлена мебелью, такой как трёхъярусные кровати, стол, раковина, унитаз. Проход между двумя рядами кроватей составлял всего 60 см., такое размещение мебели оставляло небольшое пространство, в котором заключенные могли перемещаться. Освещение в камере было тусклое, в связи с чем уровень искусственного освещения был недостаточным для чтения. Единственная лампочка на 40 Вт горела круглосуточно и мешала спать. Вентиляция в камере полностью отсутствовала, зимой было холодно и приходилось спать в верхней одежде, а летом жарко и душно, камеры не были обеспечены средствами радиовещания, горячая вода полностью отсутствовала, также было множество клопов. Полностью отсутствовали условия приватности при использовании туалета, который ничем не огороженный от жилой части камеры, находится фактически рядом с обеденным столом, в связи с чем приходилось принимать пищу в антисанитарных условиях. Предметы первой необходимости и личной гигиены не выдавались и административный истец был полностью лишен права бесплатного обеспечения предметами гигиены и обеспечить себя предметами первой необходимости не было никакой возможности. Административному истцу и другим заключенным его камеры предоставлялось право принятия душа один раз в неделю в течении 15 минут, что было явно не достаточным для истца.
Из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области административный истец был переведен в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где находился с июня 2005 года по август 2007 года, и в котором условия содержания в указанный период являлись ненадлежащими. По прибытию в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области административный истец был распределен в отряд № в нерабочую бригаду. Площадь жилой спальной секции отряда № составляла менее 150 кв.м, при этом в отряде № содержалось одновременно более 100 заключенных. Учреждение было переполнено, в связи с чем административный истец страдал от острой нехватки личного пространства.
Дата административный истец был переведен в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где содержался до Дата. Законных оснований для содержания истца в ФКУ СИЗО-4 более двух месяцев, не имелось. При этом, площадь камер, где содержалось одновременно от 6 до 12 человек, не соответствовала установленным законом требованиям и на одного человека приходилось менее двух кв.м. Принятие душа в ФКУ СИЗО-4, ограниченное 15 минутами в неделю, явно недостаточно для поддержания телесной гигиены, а способ организации процедуры принятия душа не обеспечивал заключенным даже элементарного уединения, поскольку каждую работающую душевую лейку одновременно использовали несколько человек.
Дата был обратно переведен в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где находился по август 2007 года. В августе 2007 года, без видимых на то причин и законных оснований, был этапирован в ФКУ СИЗО-1 ФСИН России, на незаконных основаниях истец содержался в различных камерах, где находился с сентября 2007 года по февраль 2008 года. При этом, площадь камер не соответствовала установленным законом требованиям и на одного человека приходилось менее 2 кв.м площади камеры, с учетом того что большая часть пола была заставлена мебелью, такой как двухъярусные кровати, стол, скамейки. Такое расположение мебели совершенно очевидно оставляли небольшое пространство, в котором заключенные могли перемещаться. Вместе с тем принятие душа ограниченное 15 минутами в неделю, при этом на каждую работающую душевую лейку одновременно приходилось по два человека, а 15 минут мыться выделялось на всю камеру и по истечению этих 15 минут заводили следующую камеру. Принятие душа, ограниченное 15 минутами, явно недостаточно для поддержания телесной гигиены, а способ организации процедуры принятия душа не обеспечивал заключенным даже элементарного уединения. Также, в каждой из трех камер, где содержался истец, в указанный период одновременно с ним в тех же камерах содержались заключенные, которым приговором суда было назначено пожизненное лишение свободы, что создавало дополнительное нервное напряжение и психотравмирующую ситуацию. В таких ненадлежащих и бесчеловечных условиях истец содержался незаконно, находясь в камере круглые сутки, не считая один час прогулки за ее пределами, до февраля 2008 года, после чего был переведен в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области, где весь указанный период условия содержания являлись ненадлежащими. В ФКУ ИК-9 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области административный истец был распределен в отряд №. Площадь жилой спальной секции отряда № составляла менее 160 кв.м., при этом в отряде № содержалось одновременно более 120 заключенных, то есть на каждого заключенного приходилось менее двух кв.м. площади спальни.
Из-за переполненности отряда большая часть спального помещения была заставлена мебелью, такой как двухъярусные кровати, тумбочки,, стол, раковина, унитаз. Проход между двумя рядами кроватей составлял всего 60 см., такое размещение мебели оставляло небольшое пространство, в котором заключенные могли перемещаться, из-за чего создавались крайне стеснительные и неблагоприятные условия, которые неизбежно повлекли нехватку уединения и личного пространства в повседневной жизни истца.
Из ФКУ ИК-9 административный истец вместе с другими заключенными, впервые осужденными к лишению свободы, был переведён в ФКУ РЖ-13 УФСИН России по Калининградской области в июне 2010 года. В ФКУ ИК-13 УФСИН административный истец был распределен в отряд № и проживал на первом этаже жилой спальной секции, площадь которой составляла менее 100 кв.м, при этом на первом этаже отряда № содержалось одновременно более 16 заключенных, то есть на каждого заключенного приходилось менее 2 кв.м площади спальни. Спальное помещение первого этажа отряда № фактически полностью заставлено мебелью, такой как двухъярусные кровати, тумбочки,, стулья, что препятствует свободному перемещению заключенных между предметами мебели. Размещение одновременно в одной спальне в крайней стесненных и неблагоприятных условиях более 16 заключенных, неизбежно повлекло нехватку уединения и личного пространства в повседневной жизни истца. Также в отношении административного истца грубо нарушено право на материально-бытовое обеспечение. По прибытию в ФКУ ИК-13 необходимое и положенное по сроку вещевое довольствование административному истцу намеренно не выдавалось, в частности у истца полностью отсутствовала летняя и зимняя обувь установленного образца. Административный истец был вынужден постоянно носить тонкую спортивную обувь и по этой причине страдал от холода и сырости в осенне- зимний период. Более того административный истец был водворен в штрафной изолятор за нарушение формы одежды, а именно обуви, установленного образца.
Дата административный истец был переведен в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, где содержался до Дата, не считая краткосрочных переводов в ФКУ ИК-13 с возвращением в ФКУ СИЗО-1. Условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, весь указанный период с Дата являлись ненадлежащими. В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области у истца были незаконно изъяты и положены для хранения на склад - вещи и юридическая литература, а также религиозная литература. Административный истец содержался в различных камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, в том числе в камере № и №, при этом нарушение условий содержания административного истца во всех камерах идентичны и однообразны, носят капитальный характер и существуют длительное время. Площадь трехместной камеры №,№ и других-размером всего 2 на 3,55 метра, включая туалетную кабинку с унитазом, также большая часть пола заставлена мебелью, такой как двухъярусная кровать размером 1,9 на 0,7 м, стол размером 1,15 на 0,51 м, скамейка размером 1,15 на 0,22 м, полка нижняя размером 0,4 на 0,4 м, раковина с туалетной кабинкой размером 1,05 на 0,65 м. Проход между двухъярусной кроватью и скамейкой в продольном направлении составлял всего 40 см, такое размещение мебели вынуждало передвигаться боком во избежание острых железных углов скамейки. Ежемесячный гигиенический набор истцу, как осуждённому, ни разу не выдавался, а право мыться в душе предоставлялось только один раз в неделю в течении 15 минут на имеющиеся две душевые лейки, что было явно не достаточным для истца. Зимой в камере было очень холодно и приходилось спать в верхней одежде и шапке, а летом напротив, было жарко и душно. На стенах и потолке камеры в больших количествах имелось плесень и грибок, а в самой камере множество насекомых - мух и комаров.
В случае административного истца условия содержания в период с октября 2003 года по Дата являлись бесчеловечными и унижающими достоинство. Причиненный административным ответчиком моральный вред истец оценивает в 5 000 000 рублей.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве, ФКУ СИЗО-1 ФСИН России, Филиал «Больница № 1» ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области, ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области.
Определением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга требования ФИО2 к ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания, признании действий (бездействия) незаконным выделены в отдельное производство и направлены для рассмотрения по подсудности в Выборгский городской суд Ленинградской области.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании посредствам ВКС требования поддержал.
Из письменного отзыва ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области следует, что ФИО2 содержался в учреждении с Дата по Дата.
В распоряжении ответчика имеется только алфавитная карточка из отдела специального учета, так как срок хранения данного документа не определен как постоянный. Установить в каком камерном помещении содержался ФИО2 невозможно в связи с истечением сроков хранения документов.
Из письменного отзыва УФК по Ленинградской области следует, что требования не подлежат удовлетворению, так как истцом не предоставлено доказательств причинения морального вреда.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направили, об отложении слушания дела не просили. На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст. 59, 60, 61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Согласно статье 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Условия и порядок содержания под стражей регламентированы Федеральным законом № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110.
Согласно статье 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы создаются, реорганизуются и ликвидируются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом штатная численность персонала следственных изоляторов сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности подозреваемых и обвиняемых в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации или в иных случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу части 1 статьи 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Согласно статье 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 и 14 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (пункт 3 Правил).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, ФИО2 приговором Санкт-Петербургского городского суда от Дата (вступил в законную силу Дата) осужден по ст. 105 ч. 2 п. «а», 105 ч. 2 п. «б» УК РФ к 21 году 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Согласно личного дела осужденного ФИО2:
- с Дата по Дата ФИО2 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и <адрес>;
- с Дата по Дата в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Санкт- Петербургу и <адрес>;
- с Дата по Дата, с Дата по Дата в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Санкт-Петербургу и <адрес>;
- с Дата по Дата в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Санкт- Петербургу и <адрес>;
- с Дата-Дата в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>;
- с Дата по Дата в ФКУ СИЗО-1 ФСИН России;
- с Дата по Дата в ФКУ ИК-9 УФСИН России по <адрес>;
- с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>;
- с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по настоящее время в ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес>.
Истец ссылается что площадь камер не соответствовала установленным законом требованиям и на одного человека приходилось менее 2 кв.м площади камеры; при этом большая часть пола камеры была заставлена мебелью: трехъярусными кроватями, столом, раковиной и унитазом. Проход между двумя рядами кроватей был узким. Освещение было недостаточным, единственная лампочка 40 Вт горела круглосуточно и мешала спать. Камеры не были оснащены средствами радиовещания. В камерах полностью отсутствовали условия приватности при пользовании туалетом, который ничем не отгорожен от жилой части камеры и находился фактически рядом с обеденным столом. Возможность принимать душ один раз в неделю в течении 15 минут является недостаточной для поддержания личной гигиены. Способ организации процедуры принятия душа не обеспечивал элементарного уединения.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право на присуждение за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статьи 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные требования закреплены в статье 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (абзац 8 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
Согласно ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв.м.
В соответствии с пунктами 40-45 приказа Минюста России от Дата № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин); средства личной гигиены (для женщин).
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага; издания периодической печати из библиотеки СИЗО; настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации).
Камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Камеры для временной изоляции с внутренней стороны оснащаются упругим или пружинящим покрытием, искусственным освещением, а также вентиляционным оборудованием.
Камеры для временной изоляции оснащаются в соответствии с нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем.
При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Из ответа ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Санкт- Петербургу и <адрес> от Дата следует, что:
- книги количественной проверки лиц, содержащихся в СИ-Дата, 2003 года уничтожены актом № от Дата, за 2004, 2005 года уничтожены актом № от Дата (срок хранения - 3 года, пр. МВД России №);
- договора, соглашения хозяйственные, операционные, трудовые, бухгалтерские документы кассового порядка, банковские, авансовые отчеты, счета за 2002,2003 года уничтожены актом № от Дата, за 2004 год уничтожены актом № от Дата, за 2005 год уничтожены актом № вн-№ от Дата (срок хранения 5 лет, пр. МВД России №);
- журналы учета контроля за качеством приготовления пищи, санитарной обработки, журналы снятия пробы пищи за 2002,2003,2004, года уничтожены актом № от Дата, за 2005 уничтожены актом № от Дата (срок хранения журналов -1 год, пр. МВД России №);
- журналы учета осужденных и заключенных, содержащихся в СИ-Дата,2003,2004,2005 года уничтожены актом № от Дата (срок хранения-10 лет пр. МВД России №);
- материалы проверок по актам прокурорского реагирования за 2002,2003 уничтожены актом № от Дата, за 2004,2005 года уничтожены актом № от Дата (срок хранения 3 года пр. МВД России №).
ФИО2 имея возможность осуществить защиту своих прав, на протяжении длительного периода времени в суд с данным иском не обращался, в период нахождения в СИЗО на нарушение каких-либо своих прав не указывал и иных мер к их защите не принимал.
По настоящему делу ФИО2 обратился за защитой своих прав через 17 лет со дня окончания его содержания в СИЗО.
Доказательства обращения ФИО4 с жалобами на не надлежащие условия содержания судом не добыты, административным истцом суду не предоставлены.
Доказательства не предоставления материально-бытового обеспечения или предоставления в меньшем объеме, чем предусмотрено законодательством, суду также не предоставлены, судом такие не установлены.
Мнение ФИО4 о недостаточности времени для принятия душа, в данном случае правового значения не имеет.
Нарушение норм действующего законодательства при оборудовании душевых ответчиками не допущено. Суд принимает во внимание, что возможность уединения в душе СИЗО действующим законодательством не предусмотрена.
Как указано в справке от Дата ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, камерные помещения учреждения имеют 1 или 2 окна в зависимости от площади камеры. В камерных помещениях более 10 кв.м, установлены два окна размером 100 х 100 см с установленными с двух сторон оконными отсекающими решетками и двумя батареями отопления (под каждым окном). В каждом камерном помещении установлены кровати камерного типа, стол со скамьями, полки для продуктов, полка для туалетных принадлежностей, умывальник, зеркало под умывальником. Строго напротив стола находился унитаз. В камерных помещениях установлены туалетные кабинки размером 100 х 80 х 1800 с установленным унитазом. Туалетная кабинка изготовлена из металлического каркаса А-111 25 х 25 х 5 и ламинированного ДСП (стенки). В зависимости от площади камеры в камере 1 или 2 светильника и лампа дежурного освещения над входом в камеру. Вентиляция в камере естественная, через окна.
Система отопления, водоснабжения и водоотведения режимного корпуса централизованное (к каждому камерному помещению). Отключение какой-либо из инженерных сетей производится только централизовано (согласно городского плана теплоснабжения и водоотключения) или при производстве аварийных внутренних ремонтных работах.
По заявлениям подозреваемых, обвиняемых и осужденных выдается уборочный инвентарь и тазы для стирки, один раз в месяц выдаются индивидуальные средства гигиены (хозяйственное мыло 200 гр. на месяц, туалетное мыло 50 гр. на месяц, зубная паста 1 тюбик 30 гр. На месяц, зубная щетка 1 шт. на полгода.
Банно-прачечный комбинат учреждения имеет оборудование: три стиральных машины, гладильный каландр, дез.камеру для санитарной обработки одежды, белья, матрасов.
В учреждении функционировало и функционирует 16 прогулочных двориков общей площадью 289,4 кв.м. Каждый дворик оборудован скамьей.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и иных сопутствующих наказанию мер.
Относя принятие уголовного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71 пункт "о") тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать такого рода ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое, как следует из части первой статьи 43 УК Российской Федерации, и заключается, по самой своей сути, в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод.
Применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя на ограничения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 2346-О).
Разрешая спор, суд, руководствуясь статьями 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 15, 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», разъяснениями, изложенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и установив, что с жалобами на условия содержания ранее истец никогда не обращался, исходит из отсутствия доказательств, подтверждающие нарушение личных неимущественных прав истца, влекущих взыскание в его пользу компенсации морального вреда и приходит к выводу об отказе в иске.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░ ░░░░-3 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.12.2023