Дело № 2а-3151/2023
23RS0037-01-2023-004103-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2023 г. г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего Схудобеновой М.А.
С участием представителя истца по доверенности Шлапакова Н.С.,
Представителя ответчика по доверенности Евсеевой Т.А. и Помыкиной Ю.Б.
при секретаре Персиной О.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Новороссийской таможне о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконным решения, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в Приморский таможенный пост Новороссийской таможни была подана пассажирская таможенная декларация N210317080/030322/А000252 в целях таможенного декларирования товара для личного пользования автомобиля Toyota Land Cruiser 2021 года выпуска, VIN №, объем двигателя З 956 куб. см, перемещаемого в адрес ФИО1 В ПТД была заявлена стоимость автомобиля в размере 46 701 долл. США. Стоимость была заявлена на основе инвойса компании Aras Middle East Motors от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому стоимость автомобиля составляет 167 985,00 дирхамов ОАЭ. Стоимость автомобиля была заявлена в долларах США в соответствии с п.22 Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации (утв. Решением Коллегии ЕЭК от 23.07.2019N 124). 46701,33 долл. США по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по курсу Центрального банка России (103,2486 руб. за 1 доллар США) составляли 4821851,61 руб., которые также на ДД.ММ.ГГГГ по курсу Центрального банка России (114,5544 руб. за 1 евро) составляли 42092,24 евро.
Исходя из приложения 2 к Решению Совета ЕЭК от ДД.ММ.ГГГГ N 107, при ввозе указанного автомобиля подлежали применению таможенные платежи по единой ставке 48 процентов от стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
Так как 480/0 от 42092,24 евро составляет 20204,27 евро, а 5,5 евро х З 956 куб. см составляет 21 758 евро, то таможенные платежи, подлежащие уплате при ввозе указанного автомобиля, составляют 21 758 евро, или 2492474,64 руб.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Новороссийской таможней была проведена камеральная таможенная проверка, по итогам которой был утвержден Акт №/А002572/000.
На основании перечисленных выводов таможней было принято решение по результатам таможенного контроля №, направленное в адрес ФИО1 письмом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №.l-44/17403, почтовый идентификатор отправления 80097485307478, получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ). Согласно решению №W21W230323/T002572/001, стоимость автомобиля ФИО1 определена таможней в размере 54544,9 евро.
В связи с изложенным в адрес ФИО1 письмом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ №/Y2023/0000118 (прилагается), согласно которому ФИО1 необходимо дополнительно уплатить таможенную пошлину по единым ставкам в отношении товаров для личного пользования в размере 906 354,41 руб. и пеню в размере 100 920,06 руб., общий размер 1007274,47 руб.
Указанные платежи были уплачены ФИО1 чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 1007274,47 руб. и заявлением лица, внесшего авансовые платежи, об использовании авансовых платежей от 04.05 2023г.
ФИО1 считает, что решение по результатам таможенного контроля №/Т002572/001 и уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ №/У2023/0000118 не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку незаконно возлагают на нее дополнительную обязанность по уплате денежных средств в размере 1007274,47 руб. Выводы таможни, отраженные в Акте и изложенные выше, не предусмотрены нормативными актами в качестве основания для непринятия стоимости приобретения автомобиля, подтвержденной ФИО1 надлежащими документами, а таможня не опровергла достоверность представленных документов. Также таможня произвела определение стоимости спорного автомобиля в отсутствие оснований для этого, исчерпывающий перечень которых приведен в Таможенном кодексе ЕАЭС.
В вышестоящий в порядке подчиненности орган жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, не подавалась.
Просит признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО1 решение Новороссийской таможни по результатам таможенного контроля №.
Признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО1 уведомление Новороссийской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от ДД.ММ.ГГГГ №/Y2023/0000118.
Обязать Новороссийскую таможню возвратить ФИО1 незаконно взысканные таможенные платежи и пени в общем размере 1 007 274,47 руб.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования, просил удовлетворить, по основаниям, приведенным в иске, пояснил, что у него отсутствуют иные документы, кроме предоставленных ранее в таможню относительно стоимости т/с, так же способе оплаты за него.
Представители административного ответчика – Новороссийской таможни просили отказать в удовлетворении требований, по основаниям, изложенным в возражениях.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение по результатам таможенного контроля № принято ДД.ММ.ГГГГ направленно письмом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №.1-44/17403, в адрес истца почтовый идентификатор отправления 80097485307478 и было получено ФИО1 26.06.2023г.
Оспариваемое уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ №/Y2023/0000118 было получено ФИО1 также почтовым отправлением с письмом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, с учетом ч. 1 ст.219 КАС РФ срок на подачу настоящего административного искового заявления ФИО1, который исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ следует восстановить.
Главой 37 ТК ЕАЭС регулируются особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования.
В отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, которые ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС, за исключением перемещаемых в международных почтовых отправлениях, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение, временного ввоза либо для помещения (в установленных случаях) под таможенную процедуру таможенного транзита (п. 1 ст. 104, п. 3 ст. 256, п. п. 3, 4 ст. 258 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат, в том числе транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
Пунктом 3 статьи 260 ТК ЕАЭС установлено, что таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется декларантом.
В соответствии со статьей 261 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, в том числе относятся:
- имеющиеся у физического лица документы, подтверждающие стоимость товаров для личного пользования, в отношении которых осуществляется таможенное декларирование;
- транспортные (перевозочные) документы;
- документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования или части такого транспортного средства для личного пользования, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 260 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 267 ТК ЕАЭС, стоимость товаров для личного пользования заявляется в пассажирской таможенной декларации при таможенном декларировании товаров для личного пользования на основании стоимости, указанной в чеках, счетах, на бирках и ярлыках или в иных документах о приобретении таких товаров, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в отношении которых в качестве пассажирской таможенной декларации используются документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления.
Для подтверждения стоимости товаров для личного пользования физическим лицом представляются оригиналы документов, на основании которых заявлена стоимость товаров для личного пользования, а в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком, - оригиналы документов либо их копии.
В стоимость товаров для личного пользования не включаются расходы по их перевозке и страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 267 ТК ЕАЭС, физическое лицо вправе доказать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в подтверждение стоимости товаров для личного пользования. Дополнительно физическим лицом могут быть представлены прайс-листы, каталоги, рекламные проспекты и буклеты иностранных организаций, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров. Однако ФИО11 этим правом не воспользовалась.
В соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 3 статьи 267 ТК ЕАЭС, таможенный орган определяет стоимость товаров для личного пользования на основании имеющейся в его распоряжении информации о цене на аналогичные товары, в том числе, в случае:
- наличия обоснованных причин полагать, что представленные физическим лицом документы, содержат недостоверные сведения, если физическое лицо в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи не докажет достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в подтверждение стоимости товаров для личного пользования;
- несоответствия заявленной стоимости товаров для личного пользования рыночной стоимости аналогичных товаров в стране приобретения, по которой такие аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычных (рыночных) условиях торговли.
Согласно пункту 4 статьи 267 ТК ЕАЭС, в качестве информации о стоимости товаров для личного пользования таможенный орган может использовать, в том числе сведения, указанные в каталогах и на сайтах иностранных организаций, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров, с учетом сведений, представленных физическим лицом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 267 ТК ЕАЭС, под аналогичным товаром понимается товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам ввозимого товара для личного пользования, то есть сопоставим с декларируемым товаром для личного пользования по своему назначению, применению, качественным, техническим и иным характеристикам.
Согласно пункту 1 статьи 268 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 14 статьи 260 ТК ЕАЭС, декларантами могут выступать достигшие 16-летнего возраста физические лица, следующие через таможенную границу Союза в транспортном средстве для личного пользования, принадлежащем им на праве владения, пользования и (или) распоряжения.
В соответствии с пунктом 17 статьи 266 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 25 статьи 266 ТК ЕАЭС таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования исчисляются таможенным органом, производящим выпуск таких товаров, на основании сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании, а также по результатам проведения таможенного контроля.
Обязанность заявления таможенному органу полных и достоверных сведений о товарах для личного пользования, необходимых для определения суммы таможенных платежей, подлежащих уплате, возлагается на декларанта.
Согласно пункту 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом;
5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;
6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Как следует из материалов дела, гражданкой РФ ФИО1 по ПТД №/А000252 на Приморском таможенном посту Новороссийской таможни для личного пользования заявлен товар – транспортное средство Toyota Land Cruiser, 2021 года выпуска, VIN №, рабочий объем двигателя 3956 куб.см.
При декларировании по 10317080/030322/А000252, согласно описи, в таможенный орган были предоставлены следующие документы:
Заявляемые технические характеристики ТС;
Паспорт ФИО1 серия 0314 №, выдан 05.04.2014г.;
Свидетельство ФИО3 231218575814;
Инвойс от 21.11.2021г. №;
Иностранный технический паспорт от 28.11.2021г. №;
ДО1 № от 24.01.2022г. (копия);
Коносамент № № от 05.12.2021г. (копия);
Транзитная декларация № (копия);
Транспортная накладная № от 02.02.2022г. (копия);
ДО1 № (копия);
Заключение эксперта № от 21.12.2021г.;
Договор на транспортно-экспедиторское обслуживание № от 20.01.2022г. (копия);
Платежное поручение
Расчет суммы утилизационного сбора;
Заключение №Т-43 от 17.02.2022г.
Согласно объяснению ФИО1, представленному 03.03.2022г. в ходе совершения таможенных операций с товаром по ПТД №/А000252, ФИО1 в ОАЭ был приобретен автомобиль Toyota Land Cruiser, VIN №, для использования в личных целях. Оплату за автомобиль производила за наличный расчет. В подтверждение стоимости автомобиля предоставлено заключение № Т-43 от ДД.ММ.ГГГГг..
При этом, ни к таможню, ни в суд не предоставлены финансовые документы, подтверждающие оплату товара продавцу либо уполномоченному лицу.
При этом ФИО1, как пояснил суду ее представитель, за пределы РФ в целях покупки т/с не выезжала.
На ПТД №/А000252, имеется служебная отметка: «Выпущено в свободное обращение 04.03.2022».
Согласно сведениям межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), по состоянию на 11.01.2023г. транспортное средство VIN № № 06.11.2022г. поставлено на первичный учет на имя ФИО2, № П№.
Таможенная стоимость транспортного средства Toyota Land Cruiser, VIN № заявлена в ПТД №/А000252, в сумме 46701 долл. США.
В подтверждение сведений о стоимости транспортного средства, заявленного в ПТД №/А000252, гр. РФ ФИО1 представлено заключение эксперта ООО «Агентство оценки и учета» от 17.02.2022г. № Т-43 «Об оценке рыночной стоимости автомобиля Toyota Land Cruiser, 2021 года выпуска, VIN №», согласно которому рыночная стоимость автомобиля по состоянию на 17.02.2022г., составляет 171 534 дирхам (AED).
Также в комплекте документов, приложенных к ПТД №/А000252, имеется инвойс от 21.11.2021г. № на сумму 167985,00 дирхам (AED).
Иных документов, подтверждающих стоимость товара Toyota Land Cruiser, 2021 г.в., VIN №, а также документов, подтверждающих оплату данного транспортного средства, при таможенном декларировании не представлено.
В отношении ФИО1 в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) была проведена камеральная таможенная проверка. Предмет проверки: проверка достоверности сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров для личного пользования, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров, в части достоверности сведений, заявленных о стоимости товаров для личного пользования.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что транспортное средство Toyota Land Cruiser, 2021 г.в., VIN № прибыло на таможенную территорию ЕАЭС по коносаменту от 05.12.2021г. № №.
Согласно данному товаросопроводительному документу, отправителем из ОАЭ выступает компания «GHASSAN ABOUD CAR TRADING LTD» (PLOT NO. KHIA-02A, WORKSTATION 68 BUILDING 280, AL TAWEELAH AREA ABU DHABI, UNITED ARAB EMIRATES). Согласно интернет ресурсам (http://aboudcar.com), указанная компания (автосалон в Дубае) является продавцом автомобильной продукции широкого спектра, ведущим мировым экспортером качественных автомобильных брендов.
В Новороссийскую таможню при декларировании автомобиля Toyota Land Cruiser, VIN № № был представлен оригинал таможенной карты от 28.11.2021г. №, выданной Объединенным таможенным комитетом Финансовым департаментом/Генеральным управлением таможни Абу-Даби, согласно которой владельцем ввезенного транспортного средства является компания «GHASSAN ABOUD CAR TRADING LTD».
Согласно сведениям, содержащимся в представленной таможенной карте, вышеуказанное транспортное средство предназначено исключительно для экспорта.
В комплекте документов, приложенных к ПТД №/А000252, ФИО1 представлен инвойс от 21.11.2021г. № на сумму 167985,00 дирхам (AED), согласно которому продавцом выступает компания «ARAS MIDDLE EAST MOTORS FZD» (ОАЭ), то есть отличная от «GHASSAN ABOUD CAR TRADING LTD» (ОАЭ), указанной в таможенной карте и коносаменте.
На данном инвойсе присутствует ссылка на официальный сайт компании (http:///www.arasme.com). При этом, согласно информации размещенной на данном сайте, последние обновления автомобилей, предлагаемых к продаже обновлялось более 4 лет назад (автомобили моложе 2012 года выпуска не представлены). В ходе проверки установлено, что в указанном выше инвойсе отсутствуют реквизиты сторон сделки (отсутствует информация о лице, подписавшем инвойс), свидетельствующие о легитимности представленного документа. Также в данном документе отсутствуют сведения о сроке оплаты за товар. В комплекте документов не содержится платежного поручения, чека об оплате или иного документа, подтверждающего оплату ввозимого транспортного средства, а также договора или иного документа, фиксирующего переход права собственности.
По информации МВД России (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) компания «ARAS MIDDLE EAST MOTORS FZD DUBAI-U.A.E.» состоит на учете НЦБ Интерпола МВД России в связи с проверкой, проводимой Южной оперативной таможней в 2008 году по фактам возможного уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) гражданами Абхазии, а так же проверяемые автомобили не зарегистрированы на территории ОАЭ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №).
Так же, в отношении ФИО12, ИП ФИО3, которые занимались организацией доставки и декларирования, в том числе проверяемого транспортного средства, прибывшего в адрес ФИО1, возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 194 УК РФ.
Так, согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении уголовного дела № по признакам преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 194 УК РФ, инвойсы, выданные от имени компании «ARAS MIDDLE EAST MOTORS fzd», фактически были изготовлены ФИО3
В результате анализа данных валютного контроля открытые российскими резидентами паспорта сделок с вышеуказанными компаниями из ОАЭ не установлены (по причине отсутствия). Факт декларирования иностранной валюты ФИО1 в целях вывоза и оплаты за транспортное средство Toyota Land Cruiser, VIN №, не установлен.
Также в коносаменте от 05.12.2021г. № № в качестве получателя товара и уведомляемой стороны указана ИП ФИО3
В комплекте документов, предоставленных к ПТД №/А000252, имеется копия договора на транспортно-экспедиторское обслуживание от 20.01.2022г. №, заключенного между ФИО1 и ИП ФИО3 (ФИО3 231503457640; адрес: 353905, <адрес>), то есть после выдачи коносамента от ДД.ММ.ГГГГ № №, в котором ИП ФИО3 указана в качестве получателя.
Иные договоры, в том числе договор с таможенным представителем, в представленном комплекте документов отсутствует.
Так же, согласно ПТД №/А000252, отсутствует информация о таможенном представителе. Объяснения, представленные 03.03.2022г. в ходе совершения таможенных операций с товаром по ПТД №/А000252, даны от первого лица и подписаны ФИО1
В ходе камеральной таможенной проверки в адрес ИП ФИО3 направлено требование 13.01.2023г. №.1-43/00564 о предоставлении информации, в том числе, о том, на каком основании ФИО3 указана в коносаменте от 05.12.2021г. № № как уведомляемое лицо и получатель товара.
Согласно информации, находящейся на официальном сайте ФГУП «Почта России» в сети Интернет, данное требование Новороссийской таможни (идентификационный код почтового отправления – 80089580027207), не вручено.
При этом, в рамках ранее проведенных камеральных таможенных проверок (акт от ДД.ММ.ГГГГ №/А001361/000, от ДД.ММ.ГГГГ №/А001468/000, от ДД.ММ.ГГГГ №/А001456/000), получены пояснения ИП ФИО3 (письма вх. от ДД.ММ.ГГГГ № реестр) по аналогичным договорам транспортно-экспедиторских услуг от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Так, по словам ИП ФИО3, ее услуги заключаются в организации транспортно-экспедиционного обслуживания в порту Новороссийск, а именно организации погрузочно-разгрузочных работ в портах Новороссийска, хранения на территории порта, организация перевозки автомашины на СВХ ООО «ТерминалКомплексЮг» для таможенного декларирования. ФИО3 не давала поручения кому-либо указывать ее в коносаментах в графе «Consignee» как индивидуального предпринимателя. ФИО3 сообщает, что со слов лица, указанного в договоре на транспортно-экспедиторское обслуживание, она была указана в качестве получателя в коносаменте лицами, организовавшими морскую перевозку, поскольку последние знали, что она оказывает услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию автомобилей, перевозимых в морских контейнерах, может обеспечить сохранность их выгрузки из контейнера и организовать сохранную перевозку к месту декларирования. Точные причины указания ее в качестве получателя ей неизвестны. Участия в покупке автомашин и организации морской международной перевозки она не принимала, обстоятельства покупки и организации морской международной перевозки ей неизвестны, и не были известны до прибытия контейнера с машиной в порт Новороссийск и получения уведомления от агента морского перевозчика о прибытии груза в порт Новороссийск.
Согласно статье 331 ТК ЕАЭС, таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов.
В ходе проведения таможенной проверки, в адрес ФИО1 письмом Новороссийской таможни от 09.01.2023г. №.1-44/39487 направлено требование о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке.
В соответствии с требованием таможенного органа ФИО1 надлежало представить документы и сведения (копии):
1. Информацию об открытых и закрытых банковских счетах, с указанием наименования банков.
2. Полный пакет документов, представленный в таможенный орган при декларировании товара – транспортное средство Toyota Land Cruiser, 2021 года выпуска, VIN № № по ПТД №/А000252.
3. Документы, подтверждающие оплату за транспортное средство Toyota Land Cruiser, 2021 года выпуска, VIN № №, в адрес иностранного контрагента.
4. Информацию о лицах, осуществивших фактическую оплату за транспортное средство Toyota Land Cruiser.
5. В целях осуществления таможенного контроля в соответствии со ст. 327, 328, 330 ТК ЕАЭС (таможенный осмотр, досмотр, осмотр помещений и территорий) предоставить информацию о фактическом местонахождении транспортного средства Toyota Land Cruiser, 2021 года выпуска, VIN № в настоящее время.
6. Представить документы, подтверждающие приобретение транспортного средства, а так же сведения, откуда была получена информация о транспортном средстве (аукцион, сайт, коммерческий инвойс, и т.д.), что послужило основанием для его приобретения, где была размещена информация о транспортном средстве.
7. В случае расчета наличными денежными средствами, представить документы, подтверждающие декларирование иностранной валюты при пересечении границы РФ.
8. Иные документы, подтверждающие фактическую передачу транспортного средства Toyota Land Cruiser после его оплаты (в том числе доверенному лицу).
Согласно ответа, поступившего от ФИО1 (письмо от 23.01.2023г. № б/н, вх. в Новороссийскую таможню от 30.01.2023г. №), организацией приобретения автомобиля и его доставки занимался ФИО12
Сбором документов и организацией таможенного декларирования занималась ИП ФИО3, с которой у ФИО1 был подписан договор транспортно-экспедиторских услуг, в рамках которого ИП ФИО3 подбирала и таможенного представителя. Наименование привлеченного таможенного представителя ФИО1 неизвестно. В связи с тем, что вопросами доставки занимались ФИО12 и ФИО3, а таможенное декларирование было поручено таможенному представителю, привлеченному ИП ФИО3, документы, на основании которых была заполнена ПТД, в адрес ФИО1 не поступали, а, предположительно, направлялись непосредственно таможенному представителю.
Приобрести автомобиль за рубежом ФИО1 предложил ее супруг ФИО4. Какие-либо детали оплаты за транспортное средство (способ оплаты и лицо, фактически оплатившее автомобиль) ФИО1 неизвестны.
В рамках камеральной таможенной проверки в отношении ФИО4, получены пояснения от ФИО4 (письмо от 23.01.2023г. № б/н, вх. в Новороссийскую таможню от ДД.ММ.ГГГГ №) о том, что приобрести автомобиль за рубежом ему предложил его друг Нурадинбеков Тимур и ФИО12, который нашел в Объединенных Арабских Эмиратах компанию-продавца, которая при одновременном приобретении нескольких автомобилей сделает хорошую скидку. Цена приобретения автомобиля составила 3 400 000 рублей за автомобиль и 350 000 руб. за доставку. Спустя некоторое время ФИО12 сообщил, что денежные средства за автомобиль и доставку необходимо передать мужчине по имени «Мустафа», контакты «Мустафы» у ФИО4 отсутствуют. Расписка или иные документы об оплате не составлялись.
Согласно заявлению ФИО1 в настоящее время транспортное средство Toyota Land Cruiser, 2021 года выпуска, VIN № находится в ее пользовании по адресу регистрации, что противоречит сведениям межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), подтверждающими, что транспортное средство VIN №, 06.11.2022г. поставлено на первичный учет на имя ФИО2, № П№.
Документы, подтверждающие таможенное декларирование иностранной валюты при пересечении границы РФ ФИО1 не представлены.
После выпуска ТС в свободное обращение, ТС Toyota Land Cruiser, VIN № получено ФИО1 в <адрес>, при этом каких-либо документов о фактической передаче автомобиля не составлялось.
Согласно сведениям, представленным Росфинмониторингом (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп), информация о перемещении денежных средств за границу, а так же о взаимосвязи ФИО1 с ARAS MIDDLE EAST MOTORS FZD DUBAI-U.A.E. отсутствует.
Согласно информации, полученной посредством межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) валютные счета у ФИО1 отсутствуют.
В рамках камеральной таможенной проверки в отношении гр. РФ ФИО12 (акт от ДД.ММ.ГГГГ №/А001456/000) была получена информация (письмо от 30.11.2022г. № б/н), согласно которой ФИО12 предлагал своим знакомым, (в том числе в отношении гр. РФ ФИО4- супруга ФИО1) приобрести автомобили по выгодной цене.
Копии документов с предложениями о продаже от компании-продавца отсутствуют, так как ФИО12 лично осматривал автомобили, находясь в ОАЭ, и никаких предложений в электронном или бумажном виде ему не требовалось, а лицам, изъявившим желание приобрести автомобили, информация передавалась через «мессенджеры».
При подаче ПТД №/А000252 на автомобиль Toyota Land Cruiser, VIN № декларантом ФИО1 представлено техническое заключение от 21.12.2021г. № по определению технических данных и характеристик транспортного средства, выданное ООО «Черноморская экспертная компания» (ФИО3 2315108241, КПП 231501001, ОГРН 1042309086764; адрес: пр-кт Дзержинского, 190, <адрес>, 353925) и подписанное экспертом ФИО13
В ходе камеральной таможенной проверки, на основании статьи 340 ТК ЕАЭС, Новороссийской таможней были направлен запрос от 13.01.2023г. №.1-44/00565 в ООО «Черноморская экспертная компания» о предоставлении копии документов, послуживших основанием для определения технических данных и характеристик транспортного средства Toyota Land Cruiser (VIN №) с указанием даты и места осмотра транспортного средства, фото транспортного средства и других документов и сведений.
Согласно информации, находящейся на официальном сайте ФГУП «Почта России» в сети Интернет, данное письмо Новороссийской таможни (идентификационный код почтового отправления – 80089580027214), не вручено.
При подаче ПТД №/А000252 ФИО1 представлено заключение от 17.02.2022г. № Т-43 об оценке рыночной стоимости автомобиля Toyota Land Cruiser, 2021 года выпуска, VIN №, выданное ООО «Агентство оценки и учета» (ФИО3 6164306856, КПП 616501001, ОГРН 1226164002117; адрес: <адрес>, оф. 207, <адрес>, 344003) (выполнено экспертом ФИО5, подписано директором ФИО14).
В результате анализа указанного заключения эксперта установлено, что согласно сведениям об исполнителе услуги по оценке рыночной стоимости автомобиля Toyota Land Cruiser, VIN № № (пункт 2.2 заключения), экспертом является ФИО5 В качестве документа, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности эксперта ФИО5, предоставлена копия диплома о профессиональной переподготовке ПП-I № по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» от ДД.ММ.ГГГГ Документы, подтверждающие наличие профессиональных знаний эксперта ФИО5 в области оценки стоимости транспортных средств, в заключении не указаны.
Согласно информации, представленной отделом административных расследований Новороссийской таможни, с 2008 по 2018 года ФИО5 осуществляла профессиональную деятельность по оценке рыночной стоимости транспортных средств. Однако, с 2018 года в связи с изменением законодательства и отсутствием в связи с этим у неё квалификационного аттестата по оценке движимого имущества, она не имеет права осуществлять профессиональную деятельность по оценке рыночной стоимости транспортных средств. Примерно в период с 2010 по 2015 год она официально работала в качестве оценщика в ООО «Агентство оценки и учета». Точными сведениями об ФИО3 и юридическом адресе ООО «Агентство оценки и учета в настоящий момент ФИО5 не располагает, так как в Обществе уже не работает. В период осуществления деятельности в ООО «Агентство оценки и учета» работу выполняла удалено.
Согласно информации, указанной на официальном сайте реестра оценщиков Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков» ФИО3 6164239261 (www.sromso.ru), ФИО5 зарегистрирована в указанной Ассоциации с ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №. ФИО5 имеет два квалификационных аттестата оценки недвижимости № от 02.07.2018г. и № от 18.06.2021г. Иные квалификационные аттестаты у ФИО5 отсутствуют.
Согласно сайту www.sromso.ru, ФИО5 не является работником в ООО «Агентство оценки и учета» ОГРН 1126164002117 с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Агентство оценки и учета» ОГРН 1126164002117, у Общества отсутствует вид экономической деятельность по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности по осуществлению оценки транспортных средств.
Согласно служебной записке Приморского таможенного поста Новороссийской таможни от 13.02.2023г. №, в период 01.01.2022г. – 01.04.2022г. ФИО5 и ФИО14 в целях проведения визуального осмотра транспортного средства Toyota Land Cruiser, 2021 г.в., VIN №, на Приморский таможенный пост не обращались.
В ходе камеральной таможенной проверки, на основании статьи 340 ТК ЕАЭС, письмом Новороссийской таможни от 13.01.2023г. №.1-43/ 00566 был направлен запрос в ООО «Агентство оценки и учета» о предоставлении копий документов, послуживших основанием для определения рыночной стоимости автомобиля Toyota Land Cruiser, 2021 года выпуска, VIN №, сведений о дате, времени и месте осуществления осмотра транспортного средства, в ходе которого исполнители настоящей работы провели визуальную инспекцию объекта, а также о лицах, проводивших данную инспекцию, информации о видимых дефектах, обнаруженных при осуществлении визуального осмотра транспортного средства, фото транспортного средства Toyota Land Cruiser, VIN №, документов, подтверждающих компетенцию и полномочия ФИО5 на осуществление оценки рыночной стоимости автомобиля, документов, подтверждающих выполненные объемы технического обслуживания, а также осуществление капитального ремонта автомобиля, информации о том, в связи с чем, при накопленном износе автомобиля 0% (табл. №.4 Заключения) его состояние характеризуется как «Хорошее» (табл. 6.1 Заключения), а не «Новое» или «Очень хорошее» (согласно табл. 6.2. Заключения), и других документов и сведений.
Согласно информации, находящейся на официальном сайте ФГУП «Почта России» в сети Интернет, данное письмо (80089580027221), не вручено.
Ранее, в ходе оперативных мероприятий, проводимых сотрудниками правоохранительного блока Новороссийской таможни, установлено, что в административном здании по адресу: <адрес> оф. 207, ООО «Агентство оценки и учета» площади не арендует, корреспонденцию не получает. Таким образом, ООО «Агентство оценки и учета» фактически не располагается по юридическому адресу.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, ООО «Агентство оценки и учета» ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в части «Представление сведений о регистрации физического лица по месту жительства».
Ранее получена информация, согласно которой, ОМВД России по <адрес> возбуждено уголовное дело № по ч. 1 ст. 327 УК РФ в отношении неустановленного лица по факту подделки заключений специалиста ООО «Агентство оценки и учета» об оценке рыночной стоимости транспортных средств Toyota Land Cruiser, 2021 года выпуска, задекларированных, в том числе, по ПТД №/А000252.
Вышеизложенное свидетельствует о представлении ФИО1 при декларировании транспортного средства на Приморском таможенном посту Новороссийской таможни по ПТД №/А000252 документов и сведений, которые не могли быть использованы для определения стоимости автомобиля Toyota Land Cruiser, VIN №.
В результате анализа интернет ресурсов установлено, что заявленная стоимость транспортного средства на 30-50 % ниже стоимости, содержащейся на официальных сайтах компаний, осуществляющих реализацию автомобилей в ОАЭ, а именно: согласно информации представительства Тойота в ОАЭ http://Toyota.ae, автомобили с аналогичной (начальной) комплектацией продавались в ценовом диапазоне от 2319<адрес> дирхам.
По результатам проведенного ЭКС-региональным филиалом ЦЭКТУ <адрес> анализа документов и фотографий транспортного средства (Письмо экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ <адрес> от 16.12.2022г. №), определена рыночная стоимость легкового автомобиля Toyota Land Cruiser, 2021 г.в., VIN №, модель GXR, объем двигателя 4,0 л, 2021 года выпуска на территории ОАЭ. По состоянию на 17.02.2022г. (ПТД №/А000252) рыночная стоимость составляет 222281,00 дирхамов ОАЭ.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», в отношении легковых автомобилей (за исключением автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей) и прочих моторных транспортных средств, предназначенных главным образом для перевозки людей, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 4 настоящей таблицы), с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, предусмотрены таможенные пошлины в следующих размерах:
В отношении автомобилей, | Таможенные пошлины, подлежащие уплате |
стоимость которых не превышает 8 500 евро в эквиваленте | по единой ставке 54 процента от стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя |
стоимость которых превышает 8 500 евро в эквиваленте, но не превышает 16 700 евро в эквиваленте | по единой ставке 48 процентов от стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя |
стоимость которых превышает 16 700 евро в эквиваленте, но не превышает 42 300 евро в эквиваленте | по единой ставке 48 процентов от стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя |
стоимость которых превышает 42 300 евро в эквиваленте, но не превышает 84 500 евро в эквиваленте | по единой ставке 48 процентов от стоимости, но не менее 7,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя |
стоимость которых превышает 84 500 евро в эквиваленте, но не превышает 169 000 евро в эквиваленте | по единой ставке 48 процентов от стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя |
стоимость которых превышает 169 000 евро в эквиваленте | по единой ставке 48 процентов от стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя |
В связи с тем, что в таможенном приходном ордере (далее – ТПО) от 04.03.2022г. №/№ указана стоимость транспортного средства для личного пользования Toyota Land Cruiser, 2021 г.в., VIN №, рабочий объем двигателя 3956 куб.см., в размере 42092,24 евро (4821851,61 руб., 46701,33 долл. США), ФИО1 были уплачены следующие платежи:
- утилизационный сбор- 3400,00 руб.;
- таможенные сборы за совершение таможенных операций - 12000,00 руб.;
- таможенные пошлины, налоги по единым ставкам в отношении товаров для личного пользования - 2492474,64 руб.
Сумма доначисленных таможенных платежей, пеней по результатам таможенного контроля, а также в рамках процедуры взыскания в соответствии с главой 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) составила 1 007 274,47 руб.
На основании статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ в адрес гр. ФИО1 направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от ДД.ММ.ГГГГ №/У2023/0000118 (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Уведомление).
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы заявления об использовании авансовых платежей в связи с получением уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней и порядка представления его лицом, внесшим авансовые платежи» в Новороссийскую таможню поступило Заявление лица, внесшего авансовые платежи, об использовании авансовых платежей в связи с получением уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от ФИО1, на основании которого денежные средства зачтены в счет погашения задолженности по Уведомлению.
Документов, подтверждающих достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в подтверждение стоимости товаров для личного пользования, ФИО1, несмотря на направленное ей Новороссийской таможней в рамках проведения проверки требование, не представила.
Доводы стороны административного истца о том, что Новороссийской таможней при определении стоимости автомобиля для целей расчета таможенных платежей не учтена информация о ценах на аналогичные товары, подлежат отклонению, поскольку в рассматриваемом случае таможенным органом в рамках проверки получены документы для определения стоимости транспортного средства, и данных о том, что определенная административным ответчиком стоимость автомобиля, исходя из которой исчислен размер подлежащих доплате таможенных платежей, не соответствует ценам на аналогичные автомобили, материалы дела не содержат.
При таком положении, совокупность условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения требований административного иска, отсутствует.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить ФИО1 срок для подачи административного искового заявления.
ФИО1 в иске – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 20.09.2023г.