Дело № 2-1344/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ковров 25 апреля 2016 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Клоковой Н.В.,
при секретаре Крашенинниковой М.С.,
с участием исполняющей обязанности Владимирского природоохранного прокурора Логиновой Т.Н., представителя ответчика Медведевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Мадрид» о возложении обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
установил:
Владимирский природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Мадрид» о возложении на ответчика обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01 марта 2017 года.
В судебном заседании представитель истца Логинова Т.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что основным видом деятельности ООО «Мадрид» является производство деревянных конструкций. Производство расположено по адресу: <адрес>, строение 9. Земельный участок и производственное помещение по указанному адресу находится у общества в аренде. По данному адресу ООО «Мадрид» осуществляет деятельность с момента создания по настоящее время. Для отапливания производственных помещений ООО «Мадрид» использует встроенную в помещение газовую котельную, которая эксплуатируется только в холодное время года (с октября по март). В процессе деятельности котельной в воздух поступают загрязняющие вещества: оксид углерода, оксид азота, диоксид азота и пр. Кроме того, от производственных помещений ООО «Мадрид» в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: этилацетат, бутилацетат, этанол, пыль древесная и пр. В нарушение природоохранного законодательства деятельность ООО «Мадрид» осуществляется в отсутствие утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Данный факт влечет ухудшение экологической обстановки, а также влияет на окружающую природную среду и здоровье населения, создает угрозу негативного воздействия на окружающую среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Представитель ответчика ООО «Мадрид» Медведева О.Н.. действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском согласилась.
Представитель третьего лица – Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.
Из преамбулы Федерального закона № 7-ФЗ следует, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Данное право обеспечивает в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.
Статьей 3 названного выше закона установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.Согласно ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу ст. 22, 25, 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и доработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, а также осуществлять производственный контроль за охранной атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от <дата> № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном Правительством РФ
Пунктом 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> <№>, установлено, что организации обязаны вести первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физический воздействий на него по установленным формам.
Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из представленных суду истцом документов следует, что Владимирской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Мадрид» требований законодательства РФ об охране атмосферного воздуха, в ходе которой установлено, что ответчиком допускаются нарушения в данной сфере.
Судом установлено, что основным видом деятельности ООО «Мадрид» является производство деревянных конструкций. Производство расположено по адресу: <адрес>, строение 9. Земельный участок и производственное помещение по указанному адресу находится у общества в аренде. Для отапливания производственных помещений ООО «Мадрид» использует встроенную в помещение газовую котельную, которая эксплуатируется только в холодное время года (как правило, с октября по март). В процессе деятельности котельной в воздух поступают загрязняющие вещества: оксид углерода, оксид азота, диоксид азота и пр. Кроме того, от производственных помещений ООО «Мадрид» в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: этилацетат, бутилацетат, этанол, пыль древесная и пр.
В нарушение вышеуказанных требований природоохранного законодательства деятельность ООО «Мадрид» осуществляется в отсутствие утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Данное обстоятельство представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Поскольку для ООО «Мадрид» в установленном законом порядке не определено, какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве он имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, не повлечет ли это за собой ухудшения экологической обстановки, а также вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье населения, поэтому его деятельность создает угрозу негативного воздействия на окружающую среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно - эпидемиологическое благополучие, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая длительность согласований проектов обоснования нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу различными инстанциями, полагает возможным иск Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить и установить срок его исполнения до 01 марта 2017 года, полагая его разумным.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в пределах предоставленных ему полномочий.
Расходы по уплате государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, на основании ст.103 ГПК РФ следует возложить на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2016 ░░░░.