Дело № 2а-1236/2022
УИД: 21RS0016-01-2022-001342-34
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 августа 2022 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Елёхина С.В.,
при секретаре судебного заседания Лаврентьевой Е.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Романова А.В.,
административного ответчика Пантелеева Л.Д.., участвующего посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Пантелееву Леониду Дмитриевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Начальник Федерального казенного учреждения Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии (далее ФКУ № УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) обратился в суд с административным исковым заявлением к Пантелееву Л.Д.., в котором просит установить в отношении последнего административный надзор на срок 3 (три) года с административными ограничениями в виде: обязательной явки поднадзорного лица 3 (три) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня. В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что освобождаемый из мест лишения свободы Пантелеев Л.Д. в период нахождения под административным надзором совершил преступление, за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» за административным ответчиком должен быть установлен административный надзор с возложением на него указанных административных ограничений.
Администрация ФКУ № УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии своего представителя в суд не направила, обратилась к суду с просьбой о рассмотрении дела без их участия.
Административный ответчик Пантелеев Л.Д. не возражал установлению в отношении него административного надзора,но просил не устанавливать административное ограничение в виде запрета пребывания вне дома в ночное время поскольку ограничивает его права.
Учитывая, что представитель административного истца о времени и месте заседания суда извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении без их участия, руководствуясь ч. 4 ст. 272 КАС РФ, суд рассмотрел дело без их участия.
Выслушав административного ответчика, изучив представленные материалы, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежим удовлетворению с установлением административного надзора сроком на 3 года, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Исходя из положений ст. 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст.231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п.«л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст.ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317,357, 360 и 361 УК РФ;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).
Решением Калининского районного суда <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Пантелеева Л.Д.. был установлен административный надзор на срок 1 (один) год 6 (шесть) месяцев и административные ограничения в видеобязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;запрета пребывания пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения с 22 часов 00 минут до 06 часов.
Однако в дальнейшем Пантелеев Л.Д. совершил умышленное преступление, предусмотренное № УК РФ, за что был осужден приговором Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к исправительным работам сроком на 6 месяцев с удержанием 10 % из заработка в доход государства.
Он же, Пантелеев Л.Д. осужден ДД.ММ.ГГГГ Калининским районным судом <адрес> Республики (с учетом внесенных изменений) по п. № УК РФ с применением № УК РФ к № лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Конец срока отбывания наказания Пантелеевым Л.Д. истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Пантелеев Л.Д.. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, то есть относится к числу лиц, в отношении которых в силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ должен быть установлен административный надзор.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.1 (п.3) и ч.2 ст.3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Предусмотренное ч.2 ст.314.1 УК РФ преступление относится к категории небольшой тяжести, а преступления, предусмотренные п. «в» ч. 2 ст. 158, п.п. «а, б» ч. 2 ст. 158 УК РФ – средней тяжестисудимость за которое погашается в соответствии с п. «в» ч.3 ст.86 УК РФ по истечении трех лет после отбытия наказания.
В соответствии со ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить в отношении поднадзорного лица одно или несколько административных ограничений, предусмотренные ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ.
Решая вопрос об установлении Пантелееву Л.Д.. конкретных административных ограничений, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательными являются установление судом административных ограничений в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и запрещение выезда за установленные судом пределы территории, если поднадзорное лицо не имеет места жительства или пребывания (п.1 и п.4 ч.2 ст.4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Из представленных материалов, личного дела осуждённого усматривается, что осужденный Пантелеев Л.Д. отбывает срок уголовного наказания в ФКУ № с ДД.ММ.ГГГГ. К труду относится халатно. Норму выработки выполнять не стремится. Правила внутреннего распорядка не соблюдает, к режиму отбывания наказания относится несознательно, допускает нарушения. За нарушения установленного порядка отбывания имеет № взысканий, которые не погашены по сроку давности и не сняты в качестве поощрения. Поощрений не имеет. Содержится в обычных условиях отбывания наказания. Состоит на профилактическом учете, <данные изъяты> Общается с осужденными,характеризующимися отрицательно. Мероприятия воспитательного характера посещает, однако должных выводов для себя не делает. С представителями администрацииучреждения старается вести себя тактично, открытой грубости и нетактичного поведения не допускает. К разовым поручениям по благоустройству территории учреждения не принимает. Связь с родными поддерживает. Вину в совершенном преступлении в суде не признал.
Руководствуясь целями и задачами Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», принимая во внимание обстоятельства характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным преступления, имеющиеся сведения, характеризующие административного ответчика, его поведение, как до совершения преступлений, так и в период отбывания наказания, в целях осуществления контроля за освободившимся лицом, предотвращения возможностисовершения противоправных деяний, оказания на него индивидуального воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд считает необходимым установить Пантелееву Л.Д.. административный надзор на срок 3 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с возложением административных ограничений: обязательной явки поднадзорного лица 3 (три) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут утра следующего дня, т.к.преступленияпо приговору от ДД.ММ.ГГГГ совершил в ночное время. При установлении вышеназванных административных ограничений, суд также учитывает объем ограничений, установленных и дополненных Пантелееву Л.Д.. при административном надзоре ранее, которых оказалось недостаточно для предупреждения совершения им новых противоправных деяний.
Выбранные административные ограничения направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения.
Указанные административные ограничение согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным. Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд.
В соответствии с ч.3 ст. 10 вышеуказанного закона поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, а согласно ч.3 ст.12 этого же Закона орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, в связи с исключительными личными обстоятельствами, одним из которых является заключение трудового договора. Сведений о трудовой занятости Пантелеева Л.Д.. в ночное время к моменту рассмотрения дела не имеется, суду они не представлены.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
При этом суд разъясняет, что установленные административные ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в течение срока административного надзора с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений на основании заявления органа внутренних дел суд может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Таким образом, при выполнении установленных законом условий Пантелеев Л.Д. вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Пантелееву Леониду Дмитриевичу, освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора удовлетворить полностью.
Установить в отношении Пантелеева Леонида Дмитриевича административный надзор на срок 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Калининского районного суда <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В период административного надзора установить Пантелееву Леониду Дмитриевичу административные ограничения в виде:
- обязательной явки поднадзорного лица 3 (три)раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут утра следующего дня.
Разъяснить Пантелееву Л.Д.,что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
Предупредить Пантелеева Л.Д., что в случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено 24 августа 2022 года.
Председательствующий: судья С.В. Елёхин