02 сентября 2022 года г.Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Гавриловой Е.В.
при секретаре Бусыгиной Я.А.,
с участием представителя административного истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Гарбер А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Шуя Ивановской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Шуя Ивановской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу по ул. 4-я Мельничная 1-й проезд города Шуя Ивановской области с идентификационным номером 24 411 ОП - МГ - 023 и возложении обязанности разработать и утвердить указанный проект в срок до 01.10.2025 г.
Заявленные требования обоснованы тем, что Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения в деятельности администрации г.о.Шуя Ивановской области. В ходе проверки установлено, что на автомобильную дорогу по ул. 4-я Мельничная 1-й проезд города Шуя Ивановской области с идентификационным номером 24 411 ОП-МГ-023 не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения. В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ, ст. ст.3, 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст.3,7,9,16-18 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 № 443-ФЗ, разработка и утверждение проекта организации дорожного движения является обязанностью органа местного самоуправления и направлена на обеспечение безопасности дорожного движения.
В судебном заседании представитель административного истца Шуйского межрайонного прокурора Гарбер А.С. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации городского округа Шуя Ивановской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица, МО МВД России «Шуйский» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица МБУ «Управление благоустройства г.о. Шуя» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поскольку отсутствует объективная возможность определить круг лиц в качестве сторон (участников) по настоящему делу у прокурора имеются правовые основания для обращения в суд.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Как установлено в ст.1Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ч. 4 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В ч.1 ст.21 данного закона отмечено, что мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности г.о. Шуя Ивановской области от 14.07.2022 №71 балансодержателем автомобильной дороги находящейся по адресу: Ивановская область г. Шуя, ул. 4-я Мельничная 1-й проезд, является реестровый учет казны г.о. Шуя (л.д.18).
В п.5 ст.3 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что организация дорожного движения - деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
Требования к документации по организации дорожного движения отмечены в ст.16 названного закона и Приказе Минтранса России от 30.07.2020 № 274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения».
Статьей 18 указанного Федерального закона установлено, что проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения. Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов. Для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию с уполномоченными органами, указанными в законе.
Таким образом, в силу приведенных норм права, ответственными за разработку и утверждение проекта организации дорожного движения, для автомобильных дорог местного значения и иных автомобильных дорог, расположенных в границах муниципального образования, являются органы местного самоуправления.
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Шуя Ивановской области, дорога, проходящая по ул. 4-я Мельничная 1-й проезд г.Шуи, имеет идентификационный номер дороги 24 411 ОП - МГ- 023. Протяженность автомобильной дороги – 0,205 км. Класс дороги - 3, категория дороги – улицы жилой застройки (порядковый номер в списке - 22). Проекта организации дорожного движения (ПОДД) не имеется (л.д.12-17).
По сообщению МО МВД России «Шуйский» от 24.06.2022 не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения на ул. 4-я Мельничная 1-й проезд в г. Шуя Ивановской области, что создает угрозу безопасности граждан и общественной безопасности, а также влияет на законные интересы неопределенного круга лиц (л.д.19).
В соответствии с п. 6.2.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Отсутствие проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования, расположенную по адресу: Ивановская область, г. Шуя, ул. 4-я Мельничная 1-й проезд с идентификационным номером дороги 24 411 ОП- МГ- 023 создает условия для нарушения основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, в том числе приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Суд, исследовав предоставленные доказательства, проходит к выводу, что административное исковое заявление Шуйского межрайонного прокурора, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Шуя Ивановской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения, подлежит удовлетворению.
Отсутствие разработанного проекта организации дорожного движения на указанную автомобильную дорогу создает угрозу безопасности граждан и общественной безопасности, при этом указанный в административном иске срок до 01.10.2025 года является достаточным для исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. 4-░ ░░░░░░░░░░ 1-░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24 411 ░░ - ░░- 023.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░: 155900, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░, ░░.░░░░░░░░░, ░.48, ░░░░ 1023701392615, ░░░ 3706005341) ░ ░░░░ ░░ 01.10.2025░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. 4-░ ░░░░░░░░░░ 1-░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24 411 ░░ - ░░- 023.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.09.2022 ░░░░.