Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-241/2023 ~ М-200/2023 от 18.09.2023

УИД: 19RS0013-01-2023-000338-70

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сорск                                                                                  07 ноября 2023 г.

Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Трофимова И. О.,

при секретаре Ждановой С. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-241/2023 г. по административному исковому заявлению УФНС России по Республике Хакасия к Пипяк Л.Я. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

УФНС России по Республике Хакасия обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что Пипяк Л.Я., <адрес> года рождения, является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортному налогу.

В связи с несвоевременной уплатой налога, ответчику в порядке ст. 69, 70 НК РФ выставлены требования от 11.02.2019 г. № 15801, от 11.07.2019 г. № 55272, от 26.12.2017 г. № 31010, в котором отражена к уплате сумма транспортного налога в размере 2351,16 руб., пеня по транспортному налогу размере 541,37 руб. и пеня по налогу на имущество физических лиц в размере 5,47 руб. за 2017 год.

Сумма недоимки, подлежащая взысканию, составила 2898,00 руб., из них налог в размере 2351,16 руб., пени в размере 546,84 руб.

До настоящего времени обязанность по уплате налога и пени в полном объеме налогоплательщиком не исполнена.

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия в соответствии со ст. 45, ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просит восстановить срок для обращения в суд с настоящим заявлением, в связи с тем что, неуплата налога и пени по требованиям установлена в 2023 году.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с физического лица налога, сбора, пеней, штрафов, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия обращалось в 2022 году, 01.07.2022 мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-3009/2022. Определением от 01.07.2022 судебный приказ отменен.

С учетом изложенных обстоятельств, просит удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока и взыскать с Пипяк Л.Я. в доход соответствующего бюджета недоимку за 2017 год по транспортному налогу в размере 2351,16 руб., пеня размере 541,37 руб. и пеня по налогу на имущество физических лиц в размере 5,47 руб. по требованиям от 11.02.2019 г. № 15801, от 11.07.2019 г. № 55272, от 26.12.2017 № 31010. Сумма недоимки, подлежащая взысканию, составила 2898,00 руб., из них налог в размере 2351,16 руб., пени в размере 546,84 руб.

В судебное заседание представитель административного истца Приходько И. В., действующая на основании доверенности, не явилась, от нее поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Административный ответчик Пипяк Л. Я. в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте его проведения была уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок, от нее поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия, против удовлетворения исковых требований не возражает, поскольку административным истцом пропущен срок для обращения с иском в суд после отмены судебного приказа, а также общий срок исковой давности.

Суд, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

В силу пунктов 1, 2 ст. 44 НК РФ (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с пунктом 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно подпункту 9 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Пунктом 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Кодекса).

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Из анализа указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, когда обязанность по исчислению налога возложена на налоговый орган, до дня получения налогоплательщиком соответствующего уведомления способами, указанными в статье 52 Кодекса, обязанность по уплате такого налога у налогоплательщика не возникает.

Согласно п. 1, п. 3, п. 4, п. 5 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 70 НК РФ).

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 1 и 3 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с пунктами 1-4 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплатыпричитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п. 1 ст. Статья 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу пунктов 1, 3,4 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Судом установлено, что Пипяк Лидия Яковлевна является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортному налогу.

О необходимости уплатить налог Пипяк Л. Я. извещена налоговым органом в форме налогового уведомления № 35624110 от 23.08.2018 г., с расчетом суммы транспортного налога за 2017 г., отдельно по каждому транспортному средству, а также налога на имущество физических лиц за 2017 г. Общая сумма к уплате по транспортному налогу за 2017 год составила 2484 руб., по налогу на имущество физических лиц - 170 руб.

Кроме этого, о необходимости уплатить налог Пипяк Л. Я. извещена налоговым органом в форме налогового уведомления № 37693906 от 05.08.2017 г., с расчетом суммы транспортного налога за 2016 г., отдельно по каждому транспортному средству, а также налога на имущество физических лиц за 2016 г. Общая сумма к уплате по транспортному налогу составила 4180 руб., по налогу на имущество физических лиц - 82 руб.

Как же Пипяк Л. Я. извещена налоговым органом в форме налогового уведомления № 90866596 от 27.08.2016 г., с расчетом суммы транспортного налога за 2015 г., отдельно по каждому транспортному средству. Общая сумма к уплате по транспортному налогу составила 4180 руб.

По истечении, срока уплаты вышеуказанных налогов, Пипяк Л. Я. выставлены требования от 11.02.2019 г. № 15801 (недоимка по транспортному налогу 2484, пени - 44,01 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц - 88 руб., пени - 2,08 руб., срок добровольного исполнения - до 27.03.2019 г.), от 11.07.2019 г. № 55272 (недоимка по транспортному налогу 4180 руб., 2484 руб., пени 404,25 руб., 93,15 руб., недоимка по налогу на имущество 170 руб., пени - 3,39 руб., срок добровольного исполнения - до 06.11.2019 г.), от 26.12.2017 г. № 31010 (недоимка по транспортному налогу 4180 руб., пени 27,03 руб., недоимка по налогу на имущество 82 руб., пени - 0,53 руб., срок добровольного исполнения - до20.02.2018 г.).

Вследствие несвоевременной оплаты налоговых обязательств, налогоплательщику начислена пени в соответствии со ст. 75 НК РФ.

Ответчиком в установленный срок не исполнена обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем налоговый орган вправе требовать взыскания с ответчика указанных налогов в судебном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 48 НК РФ.

Из материалов дела также следует, что мировым судьей судебного участка в границах города Сорска 10.06.2022 г. был вынесен судебный приказ № 2а-3009/2022 г. о взыскании с Пипяк Л. Я. Недоимки по налогам за 2017 г. в размере 2898 руб., из них: пени налога по имуществу - 5,47 руб., транспортный налог - 2351,16 руб., пени - 541,37 руб.

Определением того же суда от 01.07.2022 г. указанный выше судебный приказ был отменен на основании поступивших от административного ответчика возражений относительно исполнения судебного приказа.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 названной статьи).

С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился 18.09.2023 г., то есть по истечении предусмотренного абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока обращения в суд, исчисляемого с момента отмены судебного приказа (01.07.2022 г.).

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться объективные обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.

Отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в суд в течение шести месяцев с момента его отмены, настоящее административное исковое заявление было подано в суд с нарушением процессуальных сроков на его подачу.

Доказательств того, что налоговый орган был лишен возможности своевременно обратиться в суд ввиду наличия объективных (не зависящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, административным истцом не представлено. То обстоятельство, что неуплата налога и пени по требованиям установлена в 2023 г., не являются уважительными причинами установленного законом пропуска срока для обращения в суд.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

С учетом изложенного, ходатайство о восстановлении срока на подачу иска удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая, что принудительное взыскание налогов за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, оснований для удовлетворения требований налогового органа у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований УФНС России по Республике Хакасия к Пипяк Л.Я. о взыскании обязательных платежей и санкций, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через суд, принявший решение.

Председательствующий                                            Трофимов И. О.

2а-241/2023 ~ М-200/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Федеральной налоговой службы по РХ
Ответчики
Пипяк Лидия Яковлевна
Суд
Сорский районный суд Республики Хакасия
Судья
Трофимов Игорь Олегович
Дело на сайте суда
sorsky--hak.sudrf.ru
18.09.2023Регистрация административного искового заявления
18.09.2023Передача материалов судье
20.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2023Подготовка дела (собеседование)
03.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
07.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2023Дело оформлено
08.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее