Дело №2а-281/2023
УИД 11RS0016-01-2023-000130-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 марта 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Карнаухова С. А. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации,
установил:
Карнаухов С.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания в штрафном изоляторе ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с 08.09.2022 по 13.09.2022 и с 16.09.2022 по 21.09.2022, взыскании денежной компенсации в размере 400 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что в периоды с 08.09.2022 по 13.09.2022 и с 16.09.2022 по 21.09.2022 содержался в штрафном изоляторе ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, где проводились ремонтные работы. Административный истец страдает <данные изъяты>, ему показан гипоаллергенный быт, в связи с чем, ему противопоказано находится в запыленных помещениях. В связи с проведением ремонтных работ в камеры проникала строительная пыль, которая оседала на постельном белье и одежде, и административный истец вынужден был дышать пылью. Каждый день, в период времени с 09:00 до 18:00-19:00 в помещении штрафного изолятора уличные двери были открыты, в связи с чем, Карнаухов С.А. испытывал холод. Кроме того, в связи с ремонтом, и работой электромеханических инструментов, в камерах присутствовал оглушительный шум, а также едкий запах лакокрасочной продукции, от чего административный истец испытывал головную боль, нервничал и пребывал в не стабильном эмоциональном состоянии. При водворении истца в помещение штрафного изолятора 16.09.2022 ему не предоставили возможность собрать личные вещи, постельное белье, канцелярские принадлежности и средства гигиены. Личные вещи Карнаухову С.А. принесли 17.09.2022, то есть на протяжении суток ему пришлось спать без постельного белья, у него отсутствовала туалетная бумага, мыло и полотенце, в связи с чем, он не имел возможности поддерживать гигиену. В связи с отсутствием канцелярских принадлежностей он не мог писать жалобы и заявления.
На основании определений суда от 27.02.2023 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец Карнаухов С.А., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Административные ответчики ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, предоставили отзыв на исковое заявление, в котором просили отказать Карнаухову С.А. в удовлетворении заявленных требований в связи с их необоснованностью, а также пропуском срока на обращение в суд.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Пунктом 1 ст. 46 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 17, 21 и 22 Конституции РФ); возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
В п. 14 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ указывается, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Согласно ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания в Российской Федерации законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может быть расценено в качестве причинения физических и нравственных страданий таким лицам, поскольку указанные нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах само по себе отбывание лицом наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях по постановлению или приговору суда, не порождают у него право на денежную компенсацию. Соответствующая правовая позиция нашла отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 №84-КГ17-6.
Таким образом, исходя из вышеприведенных разъяснений, суду при рассмотрении дел такой категории надлежит оценивать соответствие условий содержания административного истца требованиям, установленным законом, а также дать оценку таким условиям, принимая во внимание невозможность допущения бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения и нарушения его прав и основных свобод.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счёт казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является одной из приоритетных задач ФСИН России.
ФСИН России обеспечивается создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.
Государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что осужденный Карнаухов С.А. прибыл в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми 15.01.2016 года из ФКУ КП-51 ОУ ОУХД-2 г. Емва.
На основании постановления начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от 08.09.2022 за нарушение установленного порядка отбывания наказания Карнаухов С.А. водворен в штрафной изолятор на 6 суток без выхода на работу.
Карнаухов С.А. принят в штрафной изолятор в 16 часов 20 минут 08.09.2022, освобожден в 16 часов 20 минут 14.09.2022.
Из камерной карточки Карнаухова С.А. следует, что при водворении его в штрафной изолятор 08.09.2022 у осужденного оставлены: зубная паста, щетка, кружка, полотенце, а также ему выданы: матрац, подушка, одеяло, он помещен в камеру №, а затем перемещен в камеру №.
Из медицинского заключения от 08.09.2022 следует, что Карнаухов С.А. жалоб не предъявлял, состояние удовлетворительное, может содержаться в ШИЗО. По медицинским показаниям разрешено при себе иметь хлопчато-бумажную одежду.
Согласно журналу учета температурного режима в камерах блока ШИЗО, ПКТ температурный режим в штрафном изоляторе в период с 08.09.2022 по 14.09.2022 составлял от 19 до 21 градуса Цельсия.
При этом 13.09.2022 состоялось открытие отопительного сезона.
На основании постановления начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от 16.09.2022 за нарушение установленного порядка отбывания наказания Карнаухов С.А. вновь водворен в штрафной изолятор на 6 суток без выхода на работу.
Карнаухов С.А. принят в штрафной изолятор в 13 часов 12 минут 16.09.2022, освобожден в 13 часов 12 минут 22.09.2022.
Из камерной карточки Карнаухова С.А. следует, что при водворении его в штрафной изолятор 16.09.2022 у осужденного оставлены: тапочки, кружка, зубная паста, щетка, нательное белье, ложка, полотенце, мыло в мыльнице, туалетная бумага, а также ему выданы: матрац, подушка, одеяло, он помещен в камеру №, а затем перемещен в камеру №.
Из медицинского заключения от 16.09.2022 следует, что Карнаухов С.А. жалоб не предъявлял, состояние удовлетворительное, может содержаться в ШИЗО. По медицинским показаниям разрешено при себе иметь хлопчато-бумажную одежду.
Согласно журналу учета температурного режима в камерах блока ШИЗО, ПКТ температурный режим в штрафном изоляторе в период с 16.09.2022 по 22.09.2022 составлял от 19 до 21 градуса Цельсия.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, доводы Карнаухова С.А. о том, что в периоды его содержания в штрафном изоляторе было холодно, а также о том, что при помещении его в изолятор 16.09.2022 ему не предоставили возможность собрать личные вещи, постельное белье, канцелярские принадлежности и средства гигиены, в судебном заседании своего подтверждения не наши, опровергаются представленными в материалы дела документами.
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что в ФКУ ИК-25 проводятся ежегодные текущие работы по ремонту зданий и помещений, согласно Приказа Минюста России от 28.09.2001 №276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы».
В здании «ШИЗО и ПКТ» в 2022 году проводились ремонтные работы камер. При проведении ремонтных работ, осужденные распределялись по камерах, которые находились на значительном расстоянии от места проведения работ.
Так при нахождении Карнаухова С.А. в камерах 1,2,3,5 в указанные периоды ремонт производился в камерах ШИЗО и ПКТ, которые расположены в противоположной стороне здания.
В здании «ШИЗО и ПКТ» функционирует принудительная вытяжная вентиляции, которая обеспечивает достаточный уровень воздухообмена, в том числе полностью удаляет образовавшуюся при проведении работ пыль непосредственно в месте проведения работ, не позволяя пыли распространяться в другие помещения.?
В период нахождения в штрафном изоляторе осужденного Карнаухова С.А. ремонтные работы с использование лакокрасочных материалов не производились, покраска проводилась водоэмульсионными красками, которые не имеют запаха и безопасны для людей.
В период нахождения осужденного Карнаухова С.А. в здании «ШИЗО и ПКТ» какого-либо запыления, скопления строительного мусора, запаха краски не наблюдалось.
Письменных обращений в адрес ФКУ ИК-25 от осужденного Карнаухова С.А. по вопросам нарушений условий его содержания в ШИЗО и о предоставлении канцелярских принадлежностей не поступало.
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России филиалом «Медчасть №» каждый день осуществляется проверка санитарного состояния и проведения медицинских осмотров осужденных, содержащихся в ШИЗО.
Согласно записям в журнале № санитарное состояние удовлетворительное, осмотр проведен.
В соответствии с п.48 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства Юстиции Российской Федерации №110 от 04.07.2022, помывка осужденных к лишению свободы обеспечивается не менее двух раз в неделю с еженедельной сменой нательного белья и постельных принадлежностей (простыни, наволочка, полотенца).
Согласно п. 532 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденным к лишению свободы разрешается брать с собой в камеру ДИЗО, ШИЗО комплект нательного и нижнего белья в соответствии с нормами вещевого довольствия, два полотенца установленного образца, кружку из алюминия или пластмассы, индивидуальные средства гигиены (мыло, зубную щетку, зубную пасту (зубной порошок), туалетную бумагу), тапочки, одну книгу (один журнал или одну газету) либо один экземпляр религиозной литературы, предметы религиозного культа индивидуального пользования, предназначенные для нательного ношения (по одному предмету).
Согласно п. 541 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений письменные и почтовые принадлежности, имеющиеся у осужденных к лишению свободы, хранятся у младшего инспектора, осуществляющего надзор за осужденными к лишению свободы, водворенными в ШИЗО, и выдаются им на время написания писем, почтовых карточек и телеграмм в соответствии с распорядком дня осужденных к лишению свободы, содержащихся в ДИЗО, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах.
Таким образом, нарушений прав осужденного, помещенного в штрафной изолятор, в указанный им период не имелось.
Вопреки доводам Карнаухова С.А., действия административных ответчиков в оспариваемой части являются законными, обоснованными и не нарушающими положений действующего законодательства.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу, что ФСИН России, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, действовали и действуют исключительно в рамках закона, нарушений прав и законных интересов административного истца при этом не допущено.
В данном случае требуемой законодателем совокупности по делу не установлено, в связи с чем, суд приходит выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Карнауховым С.А. требований.
Сведений о том, что объявление голодовки Карнауховым С.А. связано с наращением условий его содержания в штрафном изоляторе, в материалах дела не имеется.
За все время содержания в ШИЗО с административным истцом со стороны сотрудников ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми проводилась определенная работа с участием психологов, сотрудников отдела воспитательной работы, оперативного отдела.
В письменных возражениях на административные исковые требования Карнаухова С.А. административные ответчики ссылались на пропуск административным истцом предусмотренного ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ срока для обращения в суд.
Действительно, статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Анализ приведенных норм, с учетом Обзора практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека №3 (2020), в их совокупности свидетельствует о том, что за компенсацией в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее 27.01.2020).
Административным истцом, находящимся в местах лишения свободы, заявлены требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания, в том числе имевших место до вступления вышеназванного Федерального закона №494-ФЗ в законную силу. К таким правоотношениям подлежат применению и положения статьи 151 и главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса РФ, включающей помимо общих положений параграф 4 «Компенсация морального вреда», и на такие требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ срок исковой давности не распространяется.
В рассматриваемом случае обстоятельств, свидетельствующих о причинении административному истцу вреда, связанными с ненадлежащими условиями содержания ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, судом не установлено. Оснований для возложения на ответчиков ответственности в виде денежной компенсации административному истцу не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Карнаухова С. А. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания в штрафном изоляторе ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с 08.09.2022 по 13.09.2022 и с 16.09.2022 по 21.09.2022, взыскании денежной компенсации в размере 400 000 рублей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05.04.2023.
Судья Е.А. Долгих