№ 3а-1170/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2022 г. г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кужабаева М.Д.,
при секретаре Музычук А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рябовой Е.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
У С Т А Н О В И Л:
Рябова Е.Н. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли населённых пунктов.
Установленная кадастровая стоимость указанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчёте об оценке. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера налоговых обязательств.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанного выше земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Административный истец Рябова Е.Н., представители административных ответчиков, заинтересованного лица, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
От представителя Управления Росреестра по Оренбургской области поступил отзыв на исковое заявление от 11 июля 2022 г., в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований Рябовой Е.Н. не возражает.
На основании ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, принимая во внимания отзыв представителя Управления Росреестра по Оренбургской области, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст. ст. 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ), главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об оценочной деятельности») и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
ФЗ «Об оценочной деятельности» в ст.24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 245 КАС РФ.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 октября 2020 г. №858-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Оренбургской области, на дату 1 января 2020 г.
Из материалов дела следует, что Рябова Е.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли населённых пунктов, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее – ЕГРН) от 7 мая 2022 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30 мая 2022 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 11 мая 2021 г. определена в размере 1 393 052,24 рублей.
При расчёте кадастровой стоимости спорного земельного участка применены удельные показатели, утверждённые постановлением Правительства Оренбургской области от 15 октября 2020 г. № 858-пп.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (п.3 ст. 66 ЗК РФ).
В подтверждение своих доводов к административному исковому заявлению истцом приложен отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка № от 31 мая 2022 г., выполненный оценщиком ФИО4, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 11 мая 2021 г. определена в размере 808 000 рублей.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.
Отчет о рыночной стоимости объекта никем не оспорен. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчёте, административными ответчиками не представлено, ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.
Отчёт о рыночной стоимости земельного участка составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в разных районах Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по правилам, установленным в ст. 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в отчете выводами.
Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение налоговых обязательств, что нарушает его права.
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд – 6 июня 2022 г.
В силу п.5 ч.2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░ 2021 ░. ░ ░░░░░░░ 808 000 ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░ 2022 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2022 ░.