Дело № 2-74/2018
Решение
Именем Российской Федерации
«12» апреля 2018 года с. Лазо Лазовского района Приморского края
Лазовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Галчатникова А.С.,
при секретаре судебного заседания Ермишиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назарова ФИО5 к Департаменту труда и социального развития Приморского края и Департаменту гражданской защиты Приморского края о признании бездействия незаконным и признании ответа незаконным, возложении обязанности произвести выплату единовременной материальной помощи,
у с т а н о в и л :
Назаров А.В. (далее по тексту – Истец) обратился в суд с исковым заявлением к отделу по Лазовскому муниципальному району Департамента труда и социального развития Приморского края и Департаменту гражданской защиты Приморского края о признании незаконными ответов и возложении обязанности произвести выплату единовременной материальной помощи.
В обоснование иска указано, что решением Лазовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ за Истцом в связи с установленным фактом его проживания на территории <адрес>, т.е. в зоне чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями в августе-сентябре 2016 года, было признано право на получение единовременной материальной помощи, на администрацию Лазовского сельского поселения возложена обязанность включить истца в список пострадавших от чрезвычайной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ отделом по Лазовскому муниципальному району Департамента труда и социального развития по Приморскому краю Истцу был предоставлен ответ о его включении ДД.ММ.ГГГГ в список пострадавших в результате указанной чрезвычайной ситуации.
Определением Лазовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанном решении суда была устранена описка.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента труда и социального развития Приморского края Истцом был направлен запрос с просьбой предоставить письменный ответ о порядке и правилах при получении единовременной материальной помощи в качестве пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социального развития Приморского края был предоставлен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовало, что Истец исключён из списка пострадавших, ему предложено повторно обратиться в Лазовский районный суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес>.
Истец с указанным ответом не согласен и просит его отменить, поскольку в силу положений постановления администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в апелляционном определении от ДД.ММ.ГГГГ №, а также вступившего в законную силу решения суда, Истец имеет право на вышеуказанные выплаты и ранее был включён в список на оказание единовременной материальной помощи.
При этом до ДД.ММ.ГГГГ каких-либо уведомлений из отдела по Лазовскому району Департамента труда и социального развития Приморского края в адрес Истца не поступало.
На основании изложенного Истец просил суд признать незаконным ответ № от ДД.ММ.ГГГГ директора Департамента труда и социального развития Приморского края, признать незаконным ответ № от ДД.ММ.ГГГГ исполняющего обязанности директора Департамента гражданской защиты Приморского края, обязать отдел по Лазовскому муниципальному району Департамента труда и социального развития Приморского края произвести выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб.
Определением Лазовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего Ответчика – отдела по Лазовскому муниципальному району Департамента труда и социального развития Приморского края - надлежащим – Департаментом труда и социального развития Приморского края.
Истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным ответ № от ДД.ММ.ГГГГ директора Департамента труда и социального развития Приморского края, признать незаконным ответ № от ДД.ММ.ГГГГ исполняющего обязанности директора Департамента гражданской защиты Приморского края и возложить обязанность на Департамент труда и социального развития Приморского края произвести выплату материальной помощи в размере 10 000 руб. за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Протокольным определением Лазовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Министерство финансов Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий.
До начала судебного заседания Истец изменил предмет иска, просил суд признать незаконным бездействие Департамента труда и социального развития Приморского края, выразившееся в неуведомлении Истца об устранении недостатков в документах, обосновывающих право на получение единовременной материальной помощи, с учётом замечаний, изложенных в письме Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, признать незаконным ответ № от ДД.ММ.ГГГГ исполняющего обязанности директора Департамента гражданской защиты Приморского края и обязать Департамент труда и социального развития Приморского края произвести выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствие с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Представители ответчиков – Департамента труда и социального развития Приморского края и Департамента гражданской защиты Приморского края, а также 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.
Поскольку участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно письменному отзыву представителя Ответчика – Департамента гражданской защиты Приморского края – выплата единовременной материальной и финансовой помощи производится департаментом в соответствие со списками пострадавших граждан, нуждающихся в оказании указанных видов помощи. В их число входят граждане, местом жительства которых в августе – сентябре 2016 г. являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные, в том числе, на территории Лазовского муниципального района Приморского края, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями, вызванными тайфуном «LIONROCK». Обязательным условием для граждан является наличие регистрации в жилых помещениях, находившихся в зоне чрезвычайной ситуации. Списки предоставляются соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края. Выплата единовременной материальной и финансовой помощи осуществляется за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в размерах и порядке, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», решения о выплатах принимаются Администрацией Приморского края в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 1860-р. Ввиду изложенного установление факта постоянного проживания Истца по адресу: <адрес> является обязательным и необходимым условием для реализации Департаментом труда и социального развития Приморского края полномочий по оказанию помощи.
Согласно письменным пояснениям представителя 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Российской Федерации – бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, в том числе связанных с оказанием гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в случае, если объём запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 % объёма налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утверждённого законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. В обращениях должны указываться размеры бюджетных ассигнований. Рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений осуществляется по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из его заместителей Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации в срок, установленный в поручении, или в 10-дневный срок со дня подписания поручения, если срок в поручении не указан.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Перечень лиц, имеющих право на получение государственной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной ливневыми дождями на территории Приморского края в августе – сентябре 2016 г., предусмотрен Законом Приморского края от 06.09.2016 № 881. В их число входят собственники жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, являвшихся единственным местом жительства, наниматели по договору социального найма утраченных жилых помещений.
Списки формируются на основании документов, подтверждающих регистрацию граждан по месту жительства либо месту пребывания в утраченных жилых помещениях, находившихся в зоне чрезвычайной ситуации в августе – сентябре 2016 г., а при отсутствии таких документов – на основании судебных решений об установлении фактов проживания в утраченных жилых помещениях.
Предоставление денежной выплаты осуществляется в порядке, установленном Администрацией Приморского края.
Поскольку решением Лазовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № не установлен факт проживания Истца по адресу: <адрес>, вопрос о выделении ему бюджетных средств решён не был, при отсутствии у Истца регистрации по данному адресу ему было рекомендовано обратиться в суд с требованием об установлении факта его постоянного проживания в данном жилом помещении.
Учитывая определённый законодателем порядок предоставления денежной выплаты, правовых оснований для признания незаконными ответов Департамента гражданской защиты Приморского края и Департамента труда и социального развития Приморского края не имеется.
Согласно письменному отзыву представителя ответчика – Департамента труда и социального развития Приморского края – процедура и сроки выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации определены Правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110. В соответствие с указанными Правилами выделение бюджетных средств из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, производится на основании решения Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и направление расходования с указанием их распределения по проводимым мероприятиям. Свои обязательства по подготовке документов, необходимых для принятия Правительством Российской Федерации решения о выполнении дополнительных средств из резервного фонда Правительства РФ, Департамент выполнил. Сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости и размере необходимых бюджетных ассигнований для выполнения обязательств перед гражданами по вступившим в законную силу решениям были согласованы с Департаментом финансов Приморского края, ГУ МЧС по Приморскому краю, УМВД по Приморскому краю, сводные данные и списки были утверждены губернатором Приморского края. Впоследствии документы в отношении Истца были направлены в МЧС России и Минфин России в составе четвёртого пакета документов для рассмотрения и согласования. По результатам рассмотрения документы были возвращены для доработки в связи с имеющимися замечаниями. Причиной отказа в принятии пакета документов для согласования послужило отсутствие установленного факта проживания в решении суда. Истец о принятом решении извещался путём направления соответствующих уведомлений ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по месту фактического проживания. В уведомлениях было указано на необходимость обращения в суд для установления факта проживания по адресу, расположенному по месту возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями в августе – сентябре 2016 г. в Приморском крае, и повторного направления документов в МЧС России и Минфин России для согласования. Истцом данные рекомендации исполнены не были. С учётом принятого судом решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым был установлен факт проживания Истца по вышеуказанному адресу, документы в отношении Истца были повторно включены в сводные данные и списки граждан в составе одиннадцатого комплекта документов, направленного ДД.ММ.ГГГГ в Сибирский региональный центр МЧС России для согласования, утверждения уполномоченными лицами и отправки в МЧС России для рассмотрения совместно с Минфином России.
На основании изложенного представитель Ответчика просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
В судебном заседании Истец поддержал заявленные исковые требования, с учётом изменения предмета иска. Дополнительно пояснил суду, что в соответствие с действующим законодательством органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Из резервного фонда Правительства РФ производятся выплаты только на частичное покрытие расходов по финансированию мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание единовременной помощи гражданам. Приморскому краю из резервного фонда Правительства РФ денежные средства для выплаты единовременной помощи пострадавшим от чрезвычайной ситуации были выделены распоряжением от 21.10.2016 № 2219-р. Решение о производстве выплат единовременной материальной помощи уполномочен принимать Департамент труда и социального развития Приморского края. В ДД.ММ.ГГГГ Истец был уведомлён о том, что его включили в список лиц, пострадавших в результате ЧС и имеющих право на получение единовременной материальной помощи. В ДД.ММ.ГГГГ письмом Минфина РФ и МЧС РФ было отказано в выплате Истцу единовременной помощи как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, в отдел социального развития было направлено соответствующее письмо с тем, чтобы уведомить Истца о необходимости обратиться в суд за исправлением описки в решении суда и повторного обращения в суд с целью установления факта его проживания на территории, оказавшейся в зоне ЧС. Вместе с тем, в период с ДД.ММ.ГГГГ. Истца не уведомляли о необходимости обратиться с соответствующим заявлением в суд. Бездействие Департамента труда и социального развития Приморского края, выразившееся в неуведомлении Истца о необходимости обратиться в суд с заявлением об установлении факта его проживания в зоне чрезвычайной ситуации, Истец просит признать незаконным. Кроме того, Истец считает незаконным ответ исполняющего обязанности директора Департамента гражданской защиты Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный ответ содержит недостоверную информацию о том, что Истец, якобы, уведомлялся в ДД.ММ.ГГГГ о необходимости обратиться в суд с заявлением об установлении факта проживания в зоне ЧС. Истец полагает, что данный ответ содержит в себе решение о том, что он был своевременно извещён о необходимости обратиться в суд. Недостоверную информацию Истец не расценивает как порочащую его честь и достоинство. Также Истец ставит под сомнение сведения о том, что Министерством финансов РФ было принято решение об исключении его из списка лиц, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, поскольку надлежащих доказательств этого не предоставлено. Кроме того, Истец просит возложить обязанность на Департамент труда и социального развития Приморского края произвести выплату Истцу единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела КГКУ «Центр соцподдержки населения ПК» ФИО3 показала суду, что в ДД.ММ.ГГГГ почтой осуществлялась рассылка уведомлений гражданам, включённым в список пострадавших в результате ЧС и которым было отказано в производстве выплат. Рассылка уведомлений осуществлялась на почтовых карточках, в уведомлениях было указано на необходимость обратиться в суд с целью установления фактов проживания. В адрес Истца также направлялось соответствующее уведомление. Рассылка осуществлялась без уведомлений о вручении. В ДД.ММ.ГГГГ состоялась повторная рассылка уведомлений простыми письмами.
Суд, заслушав Истца, свидетеля, исследовав доводы искового заявления, письменных отзывов и письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствие с частью 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» пункта 1 ст. 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно пункту 1 ст. 14 Закона Приморского края от 02.12.1999 № 74-КЗ «О защите населения на территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», население Приморского края имеет право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствие с пунктом 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемые гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Приморского края.
Согласно подпункту 1.1. пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 02.09.2016 № 413-па, право на единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, имеют граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном «LIONROCK» на территории Приморского края.
Статьёй 2 Закона Приморского края от 06.09.2016 № 881-КЗ определены категории граждан РФ, имеющих право на получение мер государственной поддержки. К их числу отнесены собственники жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года, которые являлись для них единственным местом жительства, а также наниматели по договору социального найма утраченного жилого помещения, проживавшие в этих жилых помещениях по состоянию на 29 августа 2016 года.
Согласно апелляционному определению судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2017 № 56-АПГ17-1, право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, также может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных районах.
В судебном заседании установлено, что решением Лазовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования Назарова А.В. к администрации Лазовского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края, за Истцом признано право как пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями в августе – сентябре 2016 года на территории Лазовского района Приморского края, на получение единовременной материальной помощи за счёт резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере 10 000 рублей, на указанную администрацию возложена обязанность включить Истца в список пострадавших от чрезвычайной ситуации, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9 – 11)
Согласно списку граждан Лазовского муниципального района, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, пострадавших в результате наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 г., и необходимых бюджетных ассигнованиях на основании судебных решений, Истец включён в указанный список под №. Данный список согласован с главами администраций сельских поселений, расположенных на территории Лазовского муниципального района Приморского края и утверждён исполняющим обязанности главы администрации района (л.д. 43-52)
Из письма отдела Департамента труда и социального развития по Лазовскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Истец был включён в список на оказание единовременной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства РФ, список направлен в Департамент труда и социального развития Приморского края ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12)
В письме Главного управления МЧС России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что документы в отношении Истца были направлены в МЧС России и Минфин России в составе четвёртого пакета документов для рассмотрения и согласования (л.д. 166-168)
Из письма Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту – МЧС России), следует, что рассмотрены документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Администрации Приморского края на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 г. В отношении ряда граждан обосновывающие документы не были приняты ввиду, в том числе, неуказания в судебных решениях источника финансирования расходов, связанных с оказанием гражданам единовременной материальной помощи, либо неподтверждения судебными решениями факта проживания граждан на момент возникновения чрезвычайной ситуации. Учитывая изложенное, обосновывающие документы возвращены на доработку (л.д. 37-38)
Письмом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № указанное письмо Министерства финансов РФ с приложением сводных реестров по проверке списков граждан на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости направлено в Администрацию Приморского края (л.д. 35-36)
Согласно сводному реестру по проверке списков граждан на оказание единовременной материальной помощи в целях исполнения судебных решений, представленных Администрацией Приморского края (№), Истец значится в данном списке, с указанием на наличие замечаний МЧС России в связи с неподтверждением судом факта проживания Истца в период ЧС по адресу: <адрес> (л.д. 39-52)
При этом у суда отсутствуют основания для вывода о том, что Минфином России не принималось соответствующее решение, которым были отклонены документы в отношении Истца, обосновывающие необходимость выделения денежных средств для выплаты единовременной материальной помощи. Факт принятия данного решения также подтверждается вышеуказанным письмом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № Оснований ставить под сомнение достоверность указанной информации у суда не имеется.
Определением Лазовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ была исправлена описка в решении от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, в описательно-мотивировочной и резолютивной частях решения суда слова «резервный фонд Правительства Российской Федерации» дополнены словами «по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Вопрос об исправлении описки рассмотрен судом на основании заявления отдела по Лазовскому муниципальному району Департамента труда и социального развития Приморского края. Из определения следует, что в судебное заседание, в котором был рассмотрен указанный вопрос, Истец не явился, о времени и месте рассмотрения вопроса извещался надлежащим образом, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие (л.д. 13, 14)
Таким образом, указанным решением Лазовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, с учётом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, определён источник выплаты Истцу единовременной материальной помощи - резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Согласно подпункту «г» пункта 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
В соответствие с пунктами 5, 7, подпунктом «б» пункта 9, пунктом 10, подпунктом «г» пункта 11, пунктом 13 Правил, решение о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда принимает Правительство Российской Федерации по результатам рассмотрения вопросов о выделении бюджетных ассигнований Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации на основании соответствующих обращений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые должны содержать указание размеров бюджетных ассигнований, необходимых для финансового обеспечения каждого из мероприятий, и подтверждаться документами, обосновывающими размер запрашиваемых бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 2 постановления Администрации Приморского края от 02.09.2016 № 413-па, формирование списков граждан, нуждающихся в оказании помощи, обеспечивается органами местного самоуправления муниципальных образований, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, на основании, в том числе, документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, находящихся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления.
Разрешая заявленное требование о признании незаконным бездействия департамента труда и социального развития Приморского края, выразившегося в неуведомлении Истца в период с ДД.ММ.ГГГГ о необходимости обратиться в суд с заявлением об установлении факта проживания на территории, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, суд исходит из следующего.
Под бездействием следует понимать неисполнение обязанности, возложенной законом, подзаконным или иным нормативным актом, ведомственным нормативным актом либо иным документом, имеющим обязательное значение.
Таким образом, при рассмотрении требования о признании бездействия незаконным следует устанавливать, положения какого нормативного документа нарушены данным бездействием, какие обязанности не исполнены.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Пунктом 1 статьи 2 указанного Федерального закона предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 1 статьи 12 данного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его регистрации.
В соответствие с Положением о Департаменте труда и социального развития Приморского края, утверждённым постановлением администрации Приморского края от 04.12.2012 № 371-па, на Департамент возложены обязанности по осуществлению в пределах своих полномочий государственного управления в сфере социально-трудовых отношений, содействию занятости и социальной защиты населения Приморского края. Департамент проводит единую государственную политику в области трудовых ресурсов, социально-трудовых отношений, содействия занятости и социальной защиты населения на территории Приморского края с целью смягчения негативных последствий бедности, снижения социального неравенства, предотвращения социального иждивенчества, проводит работу с обращениями граждан и прием населения по вопросам, входящим в его компетенцию, предоставляет меры социальной поддержки отдельным категориям граждан (п.п. 1.1, 2.1.1, 2.1.3, 2.1.5.3)
Как следует из материалов дела, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился в Департамент труда и социального развития Приморского края за разъяснениями относительно порядка реализации им права на получение единовременной материальной помощи в качестве пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации (л.д. 12)
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Истец был проинформирован о том, что решение Лазовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ не было принято к выделению финансирования, поскольку решением суда не был установлен факт проживания Истца по адресу: <адрес>. Кроме того, указано, что в ДД.ММ.ГГГГ г. Истец был уведомлён о необходимости обратиться в суд с заявлением об установлении факта проживания по указанному адресу (л.д. 15)
Таким образом, установленный законом срок для рассмотрения обращения Истца и направления ответа на него не нарушен.
Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016 № 413-па на Департамент труда и социального развития Приморского края возложена обязанность по оказанию совместно с Департаментом гражданской защиты Приморского края содействия органам местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в формировании списков пострадавших граждан, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 2 постановления, и обеспечению целевого использования выделяемых средств в соответствии с размерами разовой материальной помощи, единовременной материальной и финансовой помощи (подпункты 3.1 и 3.2 пункта 3 постановления)
Указанным постановлением, а также постановлением Правительства РФ от 14.02.2014 № 110 предусмотрен порядок формирования и направления документов, обосновывающих необходимость принятия Правительством Российской Федерации решения о выделении средств из соответствующего резервного фонда на оказание материальной и финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, последовательность действий при отклонении предоставленных документов указанными постановлениями не предусмотрена.
Определённый срок, в течение которого Департамент труда и социального развития был обязан проинформировать граждан о принятых решениях по результатам рассмотрения обращений о выплатах материальной и финансовой помощи из соответствующего резервного фонда, указанными постановлениями не предусмотрен.
По мнению суда, при рассмотрении данного требования необходимо также исходить из того, привело ли бездействие к нарушению охраняемых законом интересов лица, требующего признать бездействие незаконным.
Вместе с тем, право Истца на получение единовременной материальной помощи не утрачено.
Так, решением Лазовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено исковое заявление заместителя прокурора Лазовского района Приморского края в защиту интересов Назарова А.В. об установлении факта, имеющего юридическое значение, установлен юридический факт проживания Назарова А.В. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, оказавшемся и пострадавшем в зоне чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе – сентябре 2016 года. Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
По сообщению Главного управления МЧС России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с принятым судом решением об установлении юридического факта проживания Истца на территории, попавшей в зону чрезвычайной ситуации, Истец повторно включён в сводные списки и список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в составе одиннадцатого комплекта документов. Сводные данные по одиннадцатому комплекту документов направлены ДД.ММ.ГГГГ в Сибирский региональный центр МЧС России для согласования и дальнейшего направления в МЧС России (л.д. 166-168)
На основании изложенного суд не усматривает оснований для признания незаконным бездействия Департамента труда и социальной защиты Приморского края.
Разрешая требование о признании незаконным письма от ДД.ММ.ГГГГ № исполняющего обязанности директора Департамента гражданской защиты Приморского края, суд приходит к следующему.
Как следует из содержания данного письма, Истцу сообщено, в том числе, что ранее документы в отношении него были направлены в МЧС России для рассмотрения в составе четвертого пакета документов и возвращены ввиду выявления МЧС России и Минфином России существенных недостатков, не позволивших решить вопрос о выделении бюджетных ассигнований. Основанием для возвращения документов явилось то, что в судебном решении неправильно указано название резервного фонда Правительства Российской Федерации и не установлен факт проживания Истца по вышеуказанному адресу. Также Истцу было предложено обратиться в суд для установления факта проживания и содержалась ссылка на то, что по мере устранения замечаний Истец будет повторно включён в соответствующие списки для направления в МЧС России на рассмотрение (л.д. 16 – 17)
При этом сведений о том, что в отношении Истца данным Департаментом было принято какое-либо решение, а также ссылка на факт уведомления Истца в ДД.ММ.ГГГГ о необходимости устранения замечаний к документам, которую Истец расценивает как недостоверную информацию, данное письмо не содержит.
На основании изложенного оснований для удовлетворения данного требования не имеется.
Разрешая заявленное требование о возложении на Департамент труда и социального развития Приморского края обязанности выплатить Истцу единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствие с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», суд также не находит оснований для его удовлетворения, поскольку, как указано выше, решение о выделении денежных средств из указанного резервного фонда принимает Правительство Российской Федерации на основании соответствующих документов. Выделяемые из резервного фонда денежные средства имеют целевое назначение, сумма выделяемых денежных средств определяется исходя из поступивших обращений, подтверждённых соответствующими обосновывающими документами.
Таким образом, Департамент труда и социального развития Приморского края не является распорядителем денежных средств указанного резервного фонда.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Назарова ФИО6 к Департаменту труда и социального развития Приморского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в неуведомлении о принятом Министерством финансов Российской Федерации решении об отказе в выплате единовременной материальной помощи, к Департаменту гражданской защиты Приморского края о признании незаконным ответа от ДД.ММ.ГГГГ №, и о возложении обязанности на Департамент труда и социального развития Приморского края произвести выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 17 апреля 2018 г.
Судья Галчатников А.С.