Дело № 2а-3283/2023 <данные изъяты>
78RS0001-01-2023-001308-07
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 11 апреля 2023 года
Василеостровский районный суд города Санкт-Петербурга в составе судьи Шиловской Е.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Санкт-Петербургу к Воробьеву Андрею Вадимовичу о взыскании транспортного налога, земельного налога, налога на имущество и пеней,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным исковым заявлением к Воробьеву Андрею Вадимовичу о взыскании транспортного налога, земельного налога, налога на имущество и пеней, указав, что имеется задолженность по уплате налога на имущество за 2017 год в размере 682 рублей, соответствующих пеней в размере 10,15; по пеням по земельному налогу за 2017 год в размере 37,74 рублей; по земельному налогу за 2019 год в размере 2 629 рублей, соответствующих пеней в размере 39,11 рублей; по пеням по налогу на имущество за 2020 года в размере 5,01 рублей; по пеням по транспортному налогу за 2020 год в размере 13,48 рублей; по пеням по земельному налогу за 2020 года в размере 11,14 рублей, а всего в размере 3 427,63 рублей.
В соответствии с п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Согласно определению суда от 28.02.2023 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенно (письменного) производства.
В силу ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных главой 15 настоящего Кодекса и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства (ч.1 ст. 293 КАС РФ).
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пункт 2 статьи 48 НК Российской Федерации предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, страховые взносы.
В силу статьи 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками налогов, сборов, страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого же Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии с главой 32 НК РФ, Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 г. № 643-109 «О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге» введен в действие налог на имущество физических лиц, который обязателен к уплате на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Объектом налогообложения на основании ст. 401 НК РФ признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в том числе, жилое помещение (квартира).
Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п. 2).
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), Законом Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 г. № 487-53 «О транспортном налоге» введен в действие транспортный налог.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения на основании статьи 358 НК РФ признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. третий пункта 1). Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3).
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1 ст. 52 НК РФ).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2 статьи 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога, в частности извещение об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки, налогоплательщик должен выплатить денежную сумму – пеню (пункт 1 статьи 75 НК РФ).
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из материалов дела, административный ответчик в 2017-2020 годах являлся собственником объектов, подлежащих налогообложению: 3 земельных участка (<данные изъяты>); квартира (<данные изъяты>), транспортные средства - автомобили.
Налоговым органом административному ответчику направлены налоговые уведомления XXX от 14.07.2018 об уплате, в том числе, земельного налога за 2017 года в размере 2629 рублей и налога на имущество за 2017 год в размере 1079 рублей; XXX от 01.09.2020 об уплате, в том числе, земельного налога за 2019 года в размере 2 893 рублей, XXX от 01.09.2021 об уплате земельного налога за 2020 года в размере 3 182 рублей, транспортного налога за 2020 год в размере 3 850 рублей, налога на имущество за 2020 год в размере 1 432 рублей.
В связи с недоимкой по указанным налогам направлены требования XXX от 29.01.2019 с исчисленной суммой земельного налога за 2017 год и пеней, XXX от 31.01.2019 с исчисленной суммой налога на имущество за 2017 и пеней, XXX от 17.03.2021 в исчисленной суммой земельного налога за 2019 год и пеней, XXX от 16.12.2021 с исчисленной суммой налогов за 2020 год (транспортного, земельного, налога на имущество) и пеней. Получены налогоплательщиком, что подтверждается материалами дела.
В связи с неуплатой налогов и пеней в установленные сроки налоговый орган обратился к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании недоимок.
12 декабря 2022 года судебный приказ № 2а-890/2022-20 от 03.11.2022 о взыскании с Воробьева Андрея Вадимовича недоимок по земельному налогу за 2019 и пеней, по налогу на имущество за 2019 год и пеней, государственной пошлины, был отменен.
22.02.2023 налоговый орган обратился в суд в порядке главы 32 КАС РФ.
Административным ответчиком во исполнение определения суда от 28.02.2023 представлены возражения с приложением чеков–ордеров, свидетельствующих об уплате налогов в установленные в уведомлении сроки, а также сведения о направлении указанных документов административному истцу:
Об уплате по налоговому уведомлению XXX от 14.07.2018 со сроком уплаты не позднее 03.12.2018, представлен чек-ордер XXX от 01.12.2018 на сумму 2629 рублей, XXX от 01.12.2018 на сумму 9100 рублей, XXX от 01.12.2018 на сумму 1079 рублей.
Таким образом, налог на имущество, земельный налог за 2017 год уплачены в установленные в уведомлении сроки, следовательно, начисление пеней не может быть признано обоснованным.
Об уплате по налоговому уведомлению XXX от 01.09.2020 со сроком уплаты не позднее 01.12.2020 об уплате, в том числе, земельного налога за 2019 год, представлен чек по операции от 30.11.2020 на сумму 2 893 рублей. Следовательно, земельный налог за 2019 год уплачен в установленные сроки, начисление пеней не может быть признано обоснованным.
Об уплате по налоговому уведомлению XXX от 01.09.2021 со сроком уплаты 01.12.2021 земельного налога за 2020 года в размере 3 182 рублей, транспортного налога за 2020 год в размере 3 850 рублей, налога на имущество за 2020 год в размере 1 432 рублей, представлены соответственно чек от 22.12.2021 на сумму 3182 рублей, чек от 22.12.2021 на сумму 3850 рублей, чек от 22.12.2021 на сумму 1432 рублей. Таким образом, установлено, что налоги за 2020 год уплачены позже установленного законом срока, в связи с чем, налоговым органом исчислены пени, указанные в требовании в размере 29,63 рублей, которые должны быть оплачены административным ответчиком.
Однако в связи с тем, что налоговым органом не представлены сведения об обращении по указанным пеням в порядке приказного производства, а срок для предъявления указанных требований на момент рассмотрения административного иска пропущен, указанные требования удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Санкт-Петербургу о взыскании с Воробьева Андрея Вадимовича задолженности по налогу на имущество за 2017 год в размере 682 рублей, соответствующих пеней в размере 10,15; по пеням по земельному налогу за 2017 год в размере 37,74 рублей; по земельному налогу за 2019 год в размере 2 629 рублей, соответствующим пеням в размере 39,11 рублей; по пеням по налогу на имущество за 2020 года в размере 5,01 рублей; по пеням по транспортному налогу за 2020 год в размере 13,48 рублей; по пеням по земельному налогу за 2020 года в размере 11,14 рублей, а всего в размере 3 427,63 рублей, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть отменено вынесшим решение судом по ходатайству заинтересованного лица об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Решение суда может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Е.С. Шиловская