Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-74/2020 ~ М-416/2019 от 25.12.2019

Дело а-74/2018

Решение

Именем Российской Федерации

30 января 2020 года <адрес> УР

Верховный суд Удмуртской Республики в составе судьи Соловьева В.А., при секретаре Токаревой М.В., участием прокурора Вострокнутовой В.К., представителя административного истца Мирошниченко Н.А., представителя Правительства УР Медведевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Коваль А.Н. о признании недействующим в части нормативного правового акта Правительства Удмуртской Республики,

установил:

Коваль А.Н. обратился в Верховный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ . Свои требования мотивировал тем, что он является собственником объектов недвижимости:

- Здание, назначение: нежилое, общая площадь 725,2 кв.м., этаж 1,номера на поэтажном плане 159, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул.<адрес>, 298 кадастровый .

- Здание, назначение: нежилое, общая площадь 2341,4 кв.м., этаж 1, антресоль, 2, номера на поэтажном плане 1 этаж:81-88, 90, 138-147; антресоль:17,18; 2 этаж: 65-67,69-71, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул.<адрес>, 298, кадастровый .

-нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 2 181,2 кв.м. этаж 1,2,номера на поэтажном плане 1-127,2-47-50, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 856,4 кв.м. адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общая площадь 1 411,1 кв.м., этаж 1,номера на поэтажном плане: 1-87, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- АБК (ЦЦЛ), назначение: конторское, общая площадь 2 676,5 кв.м., литер Б1 2 этажный, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 4 913,2 кв.м., этаж 1,номера на поэтажном плане 4-9,60, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 3 126,4 кв.м., этаж: Антресоль помещения 1-11,Этаж помещения 10-28,60з, Антресоль помещения 79-92, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 1 138,2 кв.м., номера на поэтажном плане 60и, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 2 328,9 кв.м., этаж 1,2,3 над крышей адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

Пунктом в утвержденный Перечень был включен объект недвижимости: Здание, назначение: нежилое, общая площадь 725,2 кв.м., этаж 1,номера на поэтажном плане 159, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул.<адрес>, 298 кадастровый .

Пунктом в утвержденный Перечень был включен объект недвижимости: Здание, назначение: нежилое, общая площадь 2341,4 кв.м., этаж 1, антресоль, 2, номера на поэтажном плане 1 этаж:81-88, 90, 138-147; антресоль:17,18; 2 этаж: 65-67,69-71, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул.<адрес>, 298, кадастровый .

Пунктом в утвержденный Перечень был включен объект недвижимости: нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 2 181,2 кв.м. этаж 1,2,номера на поэтажном плане 1-127,2-47-50, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

Пунктом в утвержденный Перечень был включен объект недвижимости: нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 856,4 кв.м. адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

Пунктом в утвержденный Перечень был включен объект недвижимости: нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 1 411,1 кв.м.,этаж 1,номера на поэтажном плане: 1-87, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

Пунктом в утвержденный Перечень был включен объект недвижимости: АБК (ЦЦЛ),назначение: конторское, общая площадь 2 676,5 кв.м.,литерБ1 2 этажный, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

Пунктом в утвержденный Перечень был включен объект недвижимости: нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 4 913,2 кв.м., этаж 1,номера на поэтажном плане 4-9,60, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

Пунктом в утвержденный Перечень был включен объект недвижимости: нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 3 126,4 кв.м., этаж: Антресоль помещения 1-11,Этаж помещения 10-28,60з, Антресоль помещения 79-92, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

Пунктом в утвержденный Перечень был включен объект недвижимости: нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 1 138,2 кв.м., номера на поэтажном плане 60и, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

Пунктом в утвержденный Перечень был включен объект недвижимости: нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 2 328,9 кв.м., этаж 1,2,3 над крышей адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес> 298, кадастровый .

Административный истец полагает, что Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2015г. в части пунктов 2275, 2278, 2269, 2247, 2274, 2279, 2297, 2261, 2253, 2276 Перечня на 2016г., противоречит положениям ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Просит суд признать недействующим Постановление Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год» в части пунктов 2275, 2278, 2269, 2247, 2274, 2279,2297, 2261, 2253, 2276 Перечня на 2016г.

В судебном заседании представитель административного истца, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Правительства УР в судебном заседании пояснила, что данные по объектам были получены в порядке информационного взаимодействия из Управления Росреестра по УР, фактическое обследование объектов не проводилось.

Прокурор в заключении пояснила, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, поскольку отсутствовали основания для включения объектов в оспариваемый перечень недвижимости.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Материалами дела (выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, свидетельствами о регистрации права) подтверждается, что административный истец является собственником зданий и нежилых помещений:

- Здание, назначение: нежилое, общая площадь 725,2 кв.м., этаж 1,номера на поэтажном плане 159, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул.<адрес>, 298 кадастровый .

- Здание, назначение: нежилое, общая площадь 2341,4 кв.м., этаж 1, антресоль, 2, номера на поэтажном плане 1 этаж:81-88, 90, 138-147; антресоль:17,18; 2 этаж: 65-67,69-71, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул.<адрес>, 298, кадастровый .

-нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 2 181,2 кв.м. этаж 1,2,номера на поэтажном плане 1-127,2-47-50, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 856,4 кв.м. адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общая площадь 1 411,1 кв.м., этаж 1,номера на поэтажном плане: 1-87, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- АБК (ЦЦЛ), назначение: конторское, общая площадь 2 676,5 кв.м., литер Б1 2 этажный, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 4 913,2 кв.м., этаж 1,номера на поэтажном плане 4-9,60, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 3 126,4 кв.м., этаж: Антресоль помещения 1-11,Этаж помещения 10-28,60з, Антресоль помещения 79-92, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 1 138,2 кв.м., номера на поэтажном плане 60и, адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 2 328,9 кв.м., этаж 1,2,3 над крышей адрес расположения: Удмуртская Республика, <адрес>, ул. <адрес>, 298, кадастровый .

Согласно п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество физических лиц (глава 32 части 1 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (статьи 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения является, в том числе, находящееся в собственности гражданина здание, строение, сооружение, помещение.

В силу ст. 402 НК РФ - Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в декабре 2015 года) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется п. 7 ст. 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в Удмуртской Республике органом, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является Правительство Удмуртской Республики.

Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (ст. 13 Закона УР "О Правительстве Удмуртской Республики").

Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, издав постановление N 586 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу, включены в данный перечень, что нашло отражение в пунктах 2275, 2278, 2269, 2247, 2274, 2279,2297, 2261, 2253, 2276 Перечня.

Названное постановление Правительства Удмуртской Республики N 586 от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в соответствии со ст. 13 Закона УР "О Правительстве Удмуртской Республики" на официальный сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того данное постановление зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР ДД.ММ.ГГГГ N RU18000201501243.

В соответствии с п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, установление вида фактического использования перечисленных объектов осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 270.

Согласно п. 3 названного положения утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 270 мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.

Из положений п. 2 названного положения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 270, следует, что Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.

Проанализировав установленные обстоятельства суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того его форма, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены.

Статья 378.2 НК РФ устанавливает основания для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Из объяснений представителя Правительства Удмуртской Республики следует, что до включения нежилых помещений, принадлежащих административному истцу в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год фактическое использование не проверялось и таких доказательств не представлено.

Соответственно следует считать, что в ходе подготовки проекта Постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" не проведено обследование спорных объектов.

Как следует из материалов дела здания и помещения, принадлежащие административному истцу, расположены на земельном участке, вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов (эксплуатация и обслуживание имущественного комплекса).

Из представленных кадастровых и технического паспортов зданий и помещений, расположенных по адресу: <адрес>, ул. <адрес> 298, не следует, что здания и помещения в них соответствуют критериям ст. 378.2 НК РФ.

Суду доказательств, позволявших отнести спорные помещения к административно-деловым центрам, торговым центрам либо нежилым помещениям предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо его фактического использования в названных целях не представлено.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики N 586 от ДД.ММ.ГГГГ зданий и помещений, принадлежащих административному истцу, поскольку не доказано, что указанные нежилые помещения обладают признаками объекта налогообложения, предусмотренными ст. 378.2 НК РФ.

Соответственно в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановления Правительства Удмуртской Республики N 586 от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой административным истцом части требованиям ст. 378.2 НК РФ.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим в оспариваемой части суд принимает во внимание что, иная дата, чем со дня принятия не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца как плательщика налога на имущество.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ст. 111 КАС РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

С учетом положений ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.

Руководствуясь статьями 175 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Коваль А. Н. удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия Постановление Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год» в части пунктов 2275, 2278, 2269, 2247, 2274, 2279, 2297, 2261, 2253, 2276 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.

Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу Коваль А.Н. судебные расходы в сумме 300 рублей.

Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в Верховный суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Соловьев В.А.

3а-74/2020 ~ М-416/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коваль Александр Николаевич
Прокуратура УР
Ответчики
Правительство УР
Другие
Мирошниченко Никита Александрович
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Соловьев Владимир Александрович
Дело на сайте суда
vs--udm.sudrf.ru
25.12.2019Регистрация административного искового заявления
26.12.2019Передача материалов судье
26.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее