Дело № 2а-713/2023
33RS0010-01-2023-001344-62
Решение
именем Российской Федерации
20 октября 2023 года
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Колокиной И.И.,
при секретаре Самохиной Е.А.,
с участием административного истца Косолапова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киржаче административное дело по административному иску Косолапова Сергея Алексеевича к администрации муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области о признании незаконным и отмене решения от 19.07.2023 года № 322,
установил:
Косолапов С.А. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области о признании незаконным и отмене решения от 19.07.2023 года № 322.
В обоснование заявленных требований указал, что с решением не согласен полностью, так как оно незаконное, необоснованное и не мотивированное. Полагает его подлежащим отмене, так как данное решение содержит противоречивую и не соответствующую действительности информацию. Он был зарегистрирован и проживал в <адрес>. В 2001 году был осужден Киржачским районным судом Владимирской области за совершение преступления. В период с 2001 – 2005 годов ему стало известно, что жилое помещение, в котором он был зарегистрирован <адрес>, было признано аварийным и снесено. Жилое помещение ему не предоставлено. В 2005 году после освобождения он обращался в администрацию Першинское Киржачского района Владимирской области о регистрации и предоставлении жилого помещения, в чем ему было отказано.
Административный истец в судебном заседании просил суд удовлетворить заявленные требования по вышеуказанным основаниям, указал, что проживал и был зарегистрирован в <адрес>. В 2001 году он был осужден Киржачским районным судом Владимирской области за совершение преступления. В период с 2001 – 2005 годов жилое помещение, в котором он был зарегистрирован <адрес>, было признано аварийным и снесено. Другое жилое помещение ему не было предоставлено. В настоящее время у него отсутствует место жительство и регистрация по месту жительства. Администрация муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области незаконно отказала ему в предоставлении жилого помещения. Подтвердил, что в <адрес> находится войсковая часть. После сноса дома его маме, проживавшей с ним в одном жилом помещении, командир войсковой части предоставил жилое помещение.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен, представил письменные пояснения, в которых просил в удовлетворении административного иска отказать, указал, что в администрацию муниципального образования Першинское Киржачского района ДД.ММ.ГГГГ из администрации Владимирской области поступило обращение Косолапова С.А. по вопросу предоставления жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения Косолапову С.А. средствами почтовой связи направлен ответ, в котором указано, что какие-либо объекты капитального строительства, в том числе и объекты жилищного фонда, расположенные в поселке Барсово Киржачского района Владимирской области, принадлежат Министерству обороны Российской Федерации. В собственности муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области каких-либо объектов недвижимости, в том числе и жилых помещений, расположенных на территории <адрес>, не имеется. В настоящее время оснований, предусмотренных законодательством для признания Косолапова С.А. нуждающимся в жилом помещении, для последующего предоставления такового по договору социального найма (безвозмездного пользования), у администрации муниципального образования Першинское Киржачского района не имеется. Одновременно Косолапову С.А. разъяснено, что администрация муниципального образования в соответствии с действующим законодательством не является органом, осуществляющим полномочия в сфере регистрации граждан. В архиве администрации документов о признании дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, отсутствуют. Каких-либо нормативных либо ненормативных правовых актов по результатам рассмотрения обращения Косолапова С.А. администрацией муниципального образования Першинское Киржачского района не принималось. Заявлений от Косолапова С.А. о признании его малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для постановки на учет и предоставлении жилья для малоимущих в администрацию муниципального образования не поступало. Нормативных актов (постановлений, распоряжений) о постановке, либо об отказе в постановке Косолапова С.А. на соответствующие учеты администрацией муниципального образования Першинское Киржачского района не принималось.
Выслушав, участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования Першинское из правительства Владимирской области поступило обращение Косолапова Сергея Алексеевича по вопросу переселения из подвалов, бараков, коммуналок, общежитий, аварийных домов, ветхого жилья, санитарно-защитной зоны и по вопросу постановки на учет в органе местного самоуправления и восстановление в очереди на получение жилья граждан, нуждающихся в жилых помещениях. (л.д. 16 - 17)
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Першинское Киржачского района сообщила Косолапову С.А. следующее: какие-либо объекты капитального строительства, в том числе и объекты жилищного фонда, расположенные в поселке <адрес>, принадлежат Министерству обороны Российской Федерации. В собственности муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области каких-либо объектов недвижимости, в том числе и жилых помещений, расположенных на территории <адрес>, не имеется. В настоящее время оснований, предусмотренных законодательством для признания Косолапова С.А. нуждающимся в жилом помещении, для последующего предоставления такового по договору социального найма (безвозмездного пользования), у администрации муниципального образования <адрес> не имеется. Одновременно Косолапову С.А. разъяснено, что администрация муниципального образования в соответствии с действующим законодательством не является органом, осуществляющим полномочия в сфере регистрации граждан. Информацией о наличии регистрации как у Косолапова С.А., так и у иных граждан, проживающих в <адрес> администрация муниципального образования не располагает. В архиве администрации документов о признании дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, отсутствуют.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
По положениям ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При наличии согласия в письменной форме граждан по решению органа местного самоуправления муниципального образования по месту их жительства жилое помещение может быть предоставлено в другом населенном пункте на территории того же муниципального образования.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика и подтверждается административным истцом в установленном законом порядке малоимущим он не признан, на учету нуждающихся в жилых помещениях не состоял, с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещения в установленном законом порядке к административному ответчику не обращался.
При указанных обстоятельствах, у административного ответчика отсутствовали основания для признания административного истца нуждающимся в жилом помещении и последующего предоставления такого жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. О чем в установленные законом срока административный ответчик сообщил административному истцу.
Из материалов дела судом установлено, что у Косолапова С.А. имелась регистрация по месту жительства по адресу: <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.
Из объяснений административного истца следует, что в период с 2001 года по 2005 год он был снят с регистрационного учета по месту жительства. Жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и снесен.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что жилые помещения, расположенные в <адрес> находятся в собственности Министерства обороны Российской Федерации, что решение о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу административным ответчиком не принималось, в связи, с чем оснований для предоставления Косолапову С.А. жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу не имеется.
Нахождения жилых помещений в <адрес> в ведении Министерства обороны Российской Федерации административный истец не оспаривал, подтвердил, что проживавшей с ним совместно его матери жилое помещение взамен признанного аварийным и подлежащим сносу предоставил командир войсковой части.
В статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Административный ответчик принятие решения о сносе многоквартирного дома в <адрес> отрицает. Документов, свидетельствующих об ином, административный истец суду не предоставил, также как не предоставил документов, подтверждающих признание указанного многоквартирного дома аварийным.
При указанных обстоятельствах у административного ответчика отсутствовала обязанность обеспечить административного истца жилым помещением в связи со сносом жилого дома по адресу <адрес>, а также в связи с признанием указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Су четом изложенного, суд не находит оснований для признания незаконным и отмене решения администрации муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области от 19.07.2023 года № 322 и отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Косолапова Сергея Алексеевича к администрации муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области о признании незаконным и отмене решения от 19.07.2023 года № 322 отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья И.И. Колокина
Мотивированное решение составлено 27 октября 2023 года.