25RS0028-01-2024-000141-23
Дело № 2а-107/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2024 г. п. Терней Тернейского района
Приморского края
Тернейский районный суд Приморского края в составе председательствующего
судьи БенеровичО.В.,
при секретаре Уваровой О.В.,
с участием заместителя прокурора Тернейского района Капустина В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Тернейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с.Агзу», Администрации Тернейского муниципального округа о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец- и.о. прокурора Тернейского района обратился в судв защиту интересов неопределенного круга лицс административным иском к ответчикам: Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Агзу», Администрации Тернейского муниципального округа о возложении обязанности.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что прокуратурой Тернейского района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании.Проверкой установлено, что в образовательном учреждении МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Агзу» отсутствует спортивный зал, для занятий физической культурой и спортом используются самый большой кабинет учреждения, холл или пришкольная территория. В 2023-2024 гг. в МКОУ СОШ с. Агзу обучается 3 ученика, всего на территории с. Агзу проживают 13 детей в возрасте до 18 лет. Отсутствие спортзала в МКОУ СОШ с. Агзу нарушает права несовершеннолетних на надлежащие условия для занятия физической культурой. По факту выявленных нарушений прокуратурой Тернейского района главе Тернейского муниципального округа вынесено представление 10.11.2023, нарушения не устранены до настоящего времени. С учетом уточнения исковых требований Прокурор просил: признать незаконным бездействие администрации Тернейского муниципального округа по финансированию мероприиятий по обустройству трансформируемого пространства для использования в качестве спортивного зала в муниципальномказенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с. Агзу», расположенного по адресу: ул. Школьная, д. 6, с. Агзу, Тернейский муниципальный округ, Приморскийкрай; возложить обязанность на администрацию Тернейского муниципального округа в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование обустройства трансформируемого пространства для использования в качестве спортивного зала в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с. Агзу», расположенного по адресу: ул. Школьная, д. 6, с. Агзу, Тернейский муниципальный округ, Приморский край; возложить обязанность на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Агзу», расположенное по адресу: ул. Школьная, д. 6, с. Агзу, Тернейский муниципальный округ, Приморский край в срок не позднее 3 месяцев после финансирования администрацией Тернейского муниципального округа обеспечить обустройство трансформируемого пространства для использования в качестве спортивного зала в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с.Агзу» в соответствии с требованиями пунктов 10, 11, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 37, 38 подраздела «А» раздела 2 Правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах, утвержденных Минпросом СССР 19.04.1979.
В судебном заседании заместитель прокурора Тернейского района Капустин В.И. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители административных ответчиков администрации Тернейского муниципального округа и МКОУ СОШ с. Агзу в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявили, о причинах своей неявки суд не известили.
Администрация Тернейского муниципального округа по существу административного искового заявления представила письменные возражения, пояснив, что согласно письму Минпросвещения России от 13.03.2023 № ДГ-392/06 "О методических рекомендациях" (вместе с «Методическими рекомендациями по созданию школьных спортивных клубов в малокомплектных общеобразовательных организациях с малым контингентом обучающихся, с учетом развития индивидуальных видов спорта») отсутствие спортивного зала возможно компенсировать наличием спортивной пришкольной площадки или специально оборудованного места для занятий физической культурой и спортом).
Для занятия физической культурой в МКОУ СОШ с. Агзу оборудован кабинет учреждения площадью 32,5 м2.Согласно Правилам безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах, утвержденных Минпросвещения СССР 19.04.1979, количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м2 на одного учащегося. Заполнение зала сверх установленной нормы запрещается.
В образовательном учреждении на данный момент обучается 3 ученика, на 2024- 2025 учебный год планируется обучение 2 учеников, отсюда следует, что площадь используемого помещения соответствует указанном в Правилах норме.Помещение оснащено необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой.
На пришкольной территории имеется песчаная площадка с турником, столбами для натягивания сетки для игры в волейбол и другие подвижные игры.Таким образом, отсутствие спортивного зала полностью компенсируется наличием оборудованного помещения и пришкольной площадки, необходимой для занятия обучающимися физический культурой.
МКОУ СОШ с. Агзу является самостоятельным юридическим лицом.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организацияхпосредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации(ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Расходование субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 14.01.2014 № 4-па.
На основании указанного Порядка спортивное оборудование и инвентарь закупаются и оплачиваются учреждениями образования Тернейского муниципального округа самостоятельно за счёт средств субвенций, выделенных из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края (л.д. 17-18).
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения заместителя прокурора Тернейского района, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к вопросам местного значения муниципального округа.
На основании ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов наделены полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Пунктом пятым части первой ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пунктам 2, 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесены, среди прочего, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств, а также создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
В соответствии с абзацем 16 подп. 3 п. 24 раздела IV «Требования к условиям реализации основной образовательной программы» Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (в ред. приказа от 12.08.2022 № 732), организация, осуществляющая образовательную деятельность по реализации основной образовательной программы, должна обеспечить необходимые для образовательной деятельности обучающихся (в томчисле детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также одаренных детей), административной и хозяйственной деятельности наличие спортивного зала, спортивных сооружений (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем).
Согласно п. 3.4.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, на собственной территории организации, реализующей образовательные программыначального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - общеобразовательные организации), выделяются зоны отдыха, физкультурно-спортивная зона и хозяйственная зона.
Пунктом 2.3.2 СП 2.4.3648-20 установлено, что допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения (трансформируемые) (актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы, аудитории) в соответствии с задачами образовательного процесса, при условии их оборудования согласно Правилам.
Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах (далее - Правила), утвержденных МинпросомСССР 19.04.1979, устанавливаются требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса и спортивному инвентарю.
Так, п. 9 Правил установлено, что помещения спортивных залов, размещение в них оборудования должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а также Правил по технике электробезопасности и пожаробезопасности для общеобразовательных школ.
Согласно п. 10 Правил количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 кв. м на одного учащегося. Заполнение зала сверх установленной нормы запрещается.
Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской (п. 11.Правил).
Допускается в полу спортивного зала в соответствии с нормативной документацией оборудовать место приземления после прыжков и соскоков (п. Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкать при касании стен.
Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты панелями на ту же высоту. Приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать из плоскости стены (пункты 14-16 Правил).
Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекление окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги, открывающиеся с пола, и солнцезащитные приспособления.
Потолок зала должен иметь неосыпающуюся окраску, устойчивую к ударам мяча.
В зданиях школ перекрытие над спортивным залом должно быть трудносгораемым с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. Не допускается создавать утепление перекрытий спортивного зала торфом, древесными опилками и другими легкозагорающимися материалами (пункты 18-20 Правил).
Пунктом 22 Правил установлены требования к освещенности физкультурного зала.
Согласно п. 23 Правил в качестве источников света для залов должны быть использованы либо люминесцентные светильники типа потолочных плафонов, снабженные бесшумными пускорегулирующими аппаратами, либо светильники с лампами накаливания полностью отраженного или преимущественно отраженного светораспределения, при этом применение светильников с защитными углами менее 30° не допускается.
Вентиляция крытых спортивных сооружений должна осуществляться естественным сквозным способом проветривания зала через окна и фрамуги, а также с помощью специальных вентиляционных приточно-вытяжных устройств, при этом устройства должны быть всегда исправны, подвергаться планово-предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно-гигиеническому испытанию. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.
Вентиляция и отопление должны обеспечивать воздухообмен при занятиях физкультурой 80 м /час на одного человека и температуру воздуха не ниже 14°С.
Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки. Для этой цели электрическая сеть, снабжающая физкультурный зал, должна быть оборудована рубильниками или двухполюсными выключателями
Рубильники должны управляться и устанавливаться вне помещений - в коридоре, на лестничной площадке и др.(пункты 25-27 Правил).
В помещении основных спортивных сооружений на видном месте должен быть вывешен план эвакуации занимающихся на случай пожара или стихийного бедствия. В данном плане эвакуации должно быть предусмотрено спасение детей с территории всех помещений и мест проведения занятий по физическому воспитанию, в том числе из всех вспомогательных помещений.
Расстояние от наиболее удаленной точки пола до дверей, ведущих к эвакуационному выходу, не должно превышать 27 м. Двери, предназначенные для эвакуации, должны открываться в сторону выхода из помещения (пункты 37-38 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением администрации Тернейского муниципального района от 23.04.2015№ 172, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Агзу» является самостоятельным юридическим лицом, основным предметом деятельности которого является реализация программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования.
Учредителем учреждения и собственником его имущества является Тернейский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя МКОУ СОШ с. Агзу осуществляет Администрация Тернейского муниципального района.
В соответствии со ст. 7 Устава объекты собственности, закрепленные за МКОУ СОШ с. Агзу, находятся в его оперативном управлении. Учреждение владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, установленными целями деятельности, законодательством РФ.
Проверкой, проведенной прокуратурой Тернейскогорайона, установлено, что в МКОУ СОШ с. Агзу отсутствует спортивный зал, а для занятий физической культурой и спортом используются самый большой кабинет учреждения, холл или пришкольная территория.
При этом, в 2023-2024 гг. в МКОУ СОШ с. Агзу обучается 3 ученика (2, 5, 8 классов) (л.д. 19).
Указанные обстоятельства подтверждаются представлением прокуратуры Тернейского района от 10.11.2023 № 7-3-2023 (л.д.7-8) и не оспариваются ответчиками.
Судом установлено, что учредителем МКОУ СОШ с. Агзу является администрация Тернейского муниципального округа.
Как указано в письменных возражениях представителя ответчика Администрации Тернейского муниципального округа, отсутствие спортивного зала в МКОУ СОШ с. Агзу компенсируется наличием пришкольной спортивной площадки и оборудованного кабинета учреждения площадью 32,5 м2,что соответствует установленным нормам.
Помещение оснащено следующим спортивным оборудованием и инвентарем для занятии физической культурой: лыжи беговые (7 шт.), мат гимнастический (2 шт.), маты гимнастические (3 шт.), мяч для б/т (для лапты)(2 шт), мяч для фитнеса (фитбол) (10 шт.); ракетка (пара) (2 шт.); сектор для прыжков в высоту (1 шт.), шит баскетбольный (2 шт.), гимнастический городок (1 шт.); полоса препятствий (1 шт.); тренажер уличный «Шаговый» (1 шт.), кольцо с сеткой (1 шт.), тоннель с обручем (1 шт.);навесная перекладина (3 шт), навесные параллельные брусья (3 шт.), гимнастическая скамья (2 шт.), мяч для большого тенниса (20 шт.), мяч для метания (2 шт.), граната для метания (500 г. -10 шт.; 700 г. - 10 шт.), стол для настольного тенниса (1шт.), гантель разборная (4 шт.), скакалка гимнастическая (20 шт.), мяч футбольный (4 шт.), мяч волейбольный (4 шт.); мяч баскетбольный (4 шт.), набор для игры в бадминтон сетка (2 шт.), волан (50 шт.), сетка волейбольная (1 шт.), сетка баскетбольная (1 шт.), набор для игры в настольный теннис ракетка (3 шт.), мяч (100 шт.), сетка с креплением и системой натяжения (2 шт.), канат для лазанья (1 шт.), скамья для пресса (1 шт.), обруч гимнастический (5 шт.), коврик гимнастический (5 шт.), конус (10 шт.), что подтверждается ведомостью остатков ОС, оборотной ведомостью ОС, инвентарной карточкой учета нефинансовых активов МКОУ СОШ с. Агзу (л.д. 20-27).
Приобретение спортивного оборудования и инвентаря для занятий физической культуройосуществляется образовательными учреждениями самостоятельно за счет средств субвенций, выделяемых из краевого бюджета.
Порядок расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края (далее - Порядок) утвержден постановлением администрации Приморского края от 14.01.2014 № 4-па.
В пункте 6 Порядка перечислены виды расходов, на которые направляются субвенции, в том числе приобретение средств обучения и воспитания (оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь).
Согласно пунктов 2, 3 указанного Порядка субвенции перечисляются в бюджеты муниципальных образований ежемесячно на основании ежемесячных заявок муниципальных образований, направленных в министерство образования Приморского края.
В соответствии с п. 4 Порядка распределение средств субвенций между муниципальными общеобразовательными организациями осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в пределах утвержденной муниципальному образованию абсолютной суммы субвенций с учетом действующего законодательства Российской Федерации.
Ответственность за результативность, целевое использование субвенций и достоверность представленных отчетов о расходовании средств субвенций возлагается на органы местного самоуправления (п. 10 Порядка).
Таким образом, Порядок расходования субсидий устанавливает обязанности органов местного самоуправления по формированию заявок, распределению средств, представлению отчетов о расходовании средств субвенций.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исполнение требований вышеуказанных нормативно-правовых актов по обеспечению полноценного образовательного процесса в МКОУ СОШ п. Терней являются обязанностью, как самого учреждения, так и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основании своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен поименованным кодексом.
Между тем административными ответчиками в обоснование возражений на административные исковые требования не представлены доказательства, достоверно подтверждающие, что помещение, используемое для занятий по физической культуре в МКОУ СОШ с. Агзу, соответствует установленным требованиям.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что администрацией Тернейского муниципального округа обязанность по финансированию мероприятий по обустройству трансформируемого пространства для использования в качестве спортивного зала в МКОУ СОШ с. Агзу не исполнена, следовательно, допущено незаконное бездействие, что влечет за собой нарушение прав граждан и требует принятия мер по устранению нарушения.
Таким образом, имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
В силу положений пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера предстоящих работ, суд полагает обоснованным установить Администрации Тернейского муниципального округа срок для исполнения возлагаемой обязанности - 2 месяцас момента вступления в законную силу решения суда, МКОУ СОШ с. Агзу – 3 месяца с момента после финансирования администрацией Тернейского муниципального округа, считая данные сроки разумными и достаточными.
Руководствуясь ст.ст. 178, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Тернейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Агзу», Администрации Тернейского муниципального округа о возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Тернейского муниципального округа (ИНН 2528001694, ОГРН 1202500028642)по финансированию мероприятий по обустройству трансформируемого пространства для использования в качестве спортивного зала в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с. Агзу», расположенного по адресу: ул. Школьная, д. 6, с. Агзу, Тернейский муниципальный округ,Приморский край(ИНН 2528004913, ОГРН 1022500617479).
Возложить обязанность на администрацию Тернейского муниципального округа (ИНН 2528001694, ОГРН 1202500028642)в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование обустройства трансформируемого пространства для использования в качестве спортивного зала в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с. Агзу», расположенного по адресу: ул. Школьная, д. 6, с. Агзу, Тернейский муниципальный округ, Приморский край.
Возложить обязанность на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Агзу», расположенное по адресу: ул. Школьная, д. 6, с. Агзу, Тернейский муниципальный округ, Приморский край(ИНН 2528004913, ОГРН 1022500617479) в срок не позднее 3 месяцев после финансирования администрацией Тернейского муниципального округа обеспечить обустройство трансформируемого пространства для использования в качестве спортивного зала в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с. Агзу» в соответствии с требованиями пунктов 10, 11, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 37, 38 подраздела «А» раздела 2 Правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах, утвержденных Минпросом СССР 19.04.1979.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня вынесения через Тернейский районный суд.
Судья О.В. Бенерович