Дело № 2а-187 / 2023
УИД 33RS0013-01-2023-000228-50
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 мая 2023г. г.Меленки
Меленковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Астафьева И.А., при секретаре
Филипповой М.М., с участием административного истца помощника прокурора Меленковского района Каджая Т.М., представителя административного ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Меленковского района к администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
прокурор Меленковского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования <адрес>, в котором просит возложить на административного ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, д.<адрес>, <адрес>, асфальтовым или бетонным покрытием, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Меленковского района при проведении проверки деятельности администрации муниципального образования <адрес> выявлено нарушение требований законодательства в сфере оборота с отходами. А именно, контейнерная площадка, расположенная по указанному выше адресу, в нарушение положений СанПин 2.1.3684-21, не имеет бетонного или асфальтового покрытия и ограждения, препятствующего попаданию мусора на прилегающую к контейнерной площадке территорию. Каких-либо мер по обустройству контейнерной площадки до настоящего времени не принято. Не выполнение требований действующего законодательства в сфере оборота с отходами, нарушает права жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО3 административный иск признала в части оборудования контейнерной площадки, бетонным или асфальтовым покрытием, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Пояснила, что в заявленный в иске срок до ДД.ММ.ГГГГ, оборудовать контейнерную площадку не представляется возможным из-за необходимости проведения аукциона на производство данных работ, на что необходимо дополнительное время, а также необходимо время, для выполнения самих работ. В связи с этим просила установить срок устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Заинтересованные лица в судебное заседание своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания извещены судом своевременно и надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст.150, ч.2 ст.289 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Федеральный закон N 89-ФЗ) в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пп.12 п. 1 ст. 7 Устава муниципального образования Бутылицкое Меленковского района к вопросам местного значения сельского поселения Бутылицкое, относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула). К общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в этом Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; среди вопросов местного значения городского поселения до ДД.ММ.ГГГГ называлась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а после указанной даты - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14), при этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи 15 данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно положению которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из п.п. 3, 4 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21) следует, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО (п.6 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21).
Как следует из п.п.3.7.4 постановления государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда» мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Постановлением Главы администрации Меленковского района № от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений внесенных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ
№, утвержден реестр площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории Меленковского района, в котором под № МО <адрес> содержится информация по размещению контейнерной площадки по адресу: <адрес> д<адрес>, <адрес>, с установкой одного контейнера для ТКО (л.д.8).
В ходе проведенной прокуратурой Меленковского района проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере оборота с отходами на территории Меленковского района установлено, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес>, на которой размещены контейнеры для ТКО, не оборудована в соответствии с требованиями действующего законодательства - отсутствует асфальтовое или бетонное покрытие, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (л.д.7).
Выявленное нарушение до настоящего времени не устранено.
Таким образом, из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что контейнерная площадка, находящаяся по адресу: <адрес>, д.Верхоунжа, <адрес>, не соответствуют требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, что дает основание сделать вывод о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности по оборудованию контейнерных площадок в соответствии с требованиями нормативов.
С учетом установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
В силу ст. 187 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, время необходимое на организацию аукциона и на проведение необходимых работ, суд приходит к выводу, что срок, в который надлежит выполнить обязанность по обустройству контейнерной площадки в соответствии с положениями СанПиН, необходимо установить до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Меленковского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, асфальтовым или бетонным покрытием, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Меленковский районный суд.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись И.А. Астафьев