Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2021 г.
Дело №2а-293/2021
УИД 83RS0001-01-2021-000296-73
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 9 апреля 2021 г.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Майнусове П.З.,
с участием представителя административного истца Храпова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Централизованный стройзаказчик» к государственному инспектору дорожного надзора группы дорожного надзора Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу Баранову Валентину Николаевичу, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛ:
КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» обратилось в суд с административным иском к Отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу о признании предписания незаконным.
Требования мотивированы тем, что 11 января 2021 г. в адрес учреждения поступило предписание №56 от 30.12.2020, согласно которому установлено требование в течение 30 календарных дней с момента получения предписания устранить механические повреждения на опоре искусственного освещения в районе дома №30, расположенного по ул.Выучейского в г.Нарьян-Маре. Полагает указанное предписание незаконным, поскольку в соответствии с распоряжением Администрации Ненецкого автономного округа от 14.12.2020 №115-р указанная дорога а также объекты освещения переданы в собственность МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», право оперативного управления прекращено с 31.12.2020. Кроме того, температурный режим не позволял выполнить работы. При таких обстоятельствах, учреждение лишено возможности исполнить предписание, о чем было сообщено заблаговременно в ОГИБДД УМВД РФ по Ненецкому автономному округу.
Определением суда от 22 марта 2021 г. произведена замена ненадлежащего административного ответчика Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу на надлежащего - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу, а также к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по Ненецкому автономному округу Баранов В.Н.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Просил признать предписание незаконным, ссылаясь на невозможность исполнения предписания, поскольку с 01.01.2021 объект передан муниципальному образованию и выбыл из оперативного управления учреждения, в свою очередь предписание поступило по электронной почте в конце рабочего дня 30 декабря 2020 г., в то время как 31 декабря являлся нерабочим днем. Официально предписание поступило после новогодних праздников. Также указывает, что температурный режим не позволял выполнить необходимые работы, однако в период с 29.12.2020 по 31.12.2020 столб был укреплен.
Административный ответчик инспектор дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по Ненецкому автономному округу Баранов В.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия. Ранее в судебном заседании с требованиями не согласился, поскольку на момент вынесения предписания ответственным за сохранность объектов дорожной инфраструктуры являлся административный истец.
Представитель административного ответчика УМВД России по Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1, 4 ст.218 Кодекса административного производства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании ст.30 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования).
Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.21 ч. 1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права, в том числе, право при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.
Согласно ч.4 ст.13 указанного Закона требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 22, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).
Из содержания пунктов 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 инспекция осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Пунктом 12 положения установлено, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами безопасности дорожного движения, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами дорожного надзора, государственными инспекторами дорожного надзора в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Судом установлено, что 30 декабря 2020 г. государственным инспектором дорожного надзора группы дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по Ненецкому автономному округу Барановым В.Н. в адрес юридического лица КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» вынесено предписание №56, в соответствии с которым учреждению предписано в срок в течение 30 суток с момента получения предписания устранить механические повреждения на опоре искусственного освещения в районе дома №30 по ул.Выучейского в г.Нарьян-Маре
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что опора искусственного освещения в районе дома №30 по ул.Выучейского в г.Нарьян-Маре имеет повреждения.
В силу п.6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требвоания к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» наличие таких повреждений опоры искусственного освещения является недопустимым.
На момент выявления указанных нарушений и вынесения предписания указанная опора освещения находилась в оперативном управлении КУ НАО «Централизованный стройзаказчик».
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным на то лицом в связи с установлением факта нарушения действующих норм права в области безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о неисполнимости вынесенного предписания, что является самостоятельным основанием для признания его незаконным.
Распоряжением Администрации Ненецкого автономного округа от 14.12.2020 №115-р объект освещения по ул.Ленина и ул.Выучейского передан в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Право собственности на указанное имущество муниципального образования возникает с 1 января 2021 г. (п.5).
31 декабря 2021 г. указанное имущество передано в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», с указаниями возникновения права собственности муниципального образования с 1 января 2021 г.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
При отчуждении имущества учреждений и казенных предприятий право оперативного управления прекращается (п. 1 ст. 235, п. 3 ст. 299 ГК РФ).
В соответствии с ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Установить, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Таким образом, начиная с 1 января 2021 г. административный истец не вправе был осуществлять правомочия владельца указанного имущества, в том числе осуществлять ремонт, а равно замену указанного объекта.
Учитывая, что предписание от 30.12.2020 направлено КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» по электронной почте в 16 часов 47 минут 30.12.2020, а оригинал предписания получен только 11 января 2021 г., КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» лишено возможности исполнить указанное предписание. При этом 31 декабря 2020 г. являлось нерабочим днем для административного истца. В свою очередь с 1 января 2021 г. КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» не вправе было исполнить спорное предписание.
При таких обстоятельствах, предписание государственного инспектора дорожного надзора группы дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по Ненецкому автономному округу Баранова В.Н. от 30 декабря 2020 г. №56 вынесенное в адрес юридического лица КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» является неисполнимым, в связи с чем не может быть признано законным.
При этом, об указанных обстоятельствах орган, вынесший предписание был уведомлен административным истцом, однако самостоятельных действий по отмене предписания не предпринял.
Срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Централизованный стройзаказчик» в полном объеме.
Поскольку само по себе признание предписания незаконным устраняет нарушение прав административного истца, возложение обязанности совершить какие-либо действия по восстановлению его прав на ответчика, а равно возложение обязанности сообщить об указанных действий заявителю и в суд не требуется.
Руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Централизованный стройзаказчик» к государственному инспектору дорожного надзора группы дорожного надзора Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу Баранову Валентину Николаевичу, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу о признании предписания незаконным – удовлетворить.
Признать предписание государственного инспектора дорожного надзора группы дорожного надзора Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу Баранова Валентина Николаевича от 30 декабря 2020 г. №56 вынесенное в адрес КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» - незаконным.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий подпись В.В.Распопин