Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1445/2024 ~ М-478/2024 от 06.02.2024

03RS0004-01-2024-000825-84

2а-1450/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2024 года                         город Уфа

Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан, Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании не воспрепятствовать стать участником в качестве добровольца в специальной военной операции,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом привлеченных административных соответчиков) к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан, Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании воспрепятствовать стать участником в качестве добровольца в специальной военной операции, указав в обоснование следующее:

В 2023г. в исправительное учреждение неоднократно приезжали представители Министерства обороны для проведения набора добровольцев, желающих участвовать в специальной военной операции на Украине. Ранее в 2022г. набор добровольцев проводила частная военная кампания «Вагнер». В ЧВК «Вагнер» не записывали осужденных за преступления, предусмотренные ч.ч. 3,4 ст. 131, ч.ч.3,4 ст. 132 УК РФ, а также осужденных за совершение терроризма. ЧВК «Вагнер» руководствовался Уставом. С 2023г. данный набор добровольцев стало проводить Министерство обороны РФ совместно с согласованием с ФСИН России, которые должны руководствоваться федеральными законами. Вместе с тем, ответчики предъявляли те же требования к добровольцам, ссылаясь на Федеральный закон от 24 июня 2023г. №270-ФЗ. ФИО1Н. считает данное ограничение незаконным и неконституционным, действия ответчиков ущемляют и ограничивают его права. По указанным основаниям просил удовлетворить его требования.

Административный истец ФИО5, отбывающий наказание в ИК-2, в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской, не ходатайствовал об участии в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представители административных ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, УФСИН России по Республике Башкортостан, Военного комиссариата Республики Башкортостан, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан, Федеральной службы исполнения наказаний России на судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

По общему правилу, вытекающему из ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Суд считает возможным рассмотреть административное дела в отсутствие сторон в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив и оценив материалы административного дела, суда приходит к следующему:

Статьей 17 Конституции России закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В частях первой и второй статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.    Федеральный закон №270-ФЗ от 24 июня 2023г. «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» устанавливает правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время (статья 1).

Согласно статье 2 настоящий Федеральный закон распространяется на следующие категории лиц:

1) лица, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, за исключением преступлений, предусмотренных частью первой статьи 205.2, частями первой и второй статьи 220, частью первой статьи 221 и статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в отношении которых осуществляется предварительное расследование;

2) лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, совершившие преступления, в отношении которых осуществляется предварительное расследование;

3) лица, имеющие судимость, за исключением судимости за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 131, пунктом "а" части третьей, пунктом "б" части четвертой, частью пятой статьи 132, частями третьей - шестой статьи 134, частями третьей - пятой статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо преступлений, предусмотренных статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276 - 280, 281 - 281.3, 282.1 - 282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, приговоры по делам которых вступили в законную силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе лица, отбывшие наказание или условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания.

Как следует из материалов административного дела, ФИО1 осужден приговором Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2022г., и признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ (с учетом Апелляционного определения Верховного Суда Республики Башкортостан от 23.03.2023г.) окончательно ФИО1 назначено наказание в виде 13 (тринадцати) годам 10 (десяти) месяцев лишения свободы, с ограничением свободы сроком на 1 год 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 23.03.2023г.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России), ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний
в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФСИН России, ФСИН России
в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.

Основной задачей ФСИН России является, в том числе, исполнение
в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых.

Федеральным законом от 24.06.2023 № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» установлены правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время (далее – Федеральный закон № 270-ФЗ).

Проект Федерального закона прошел правовую экспертизу на установление в законопроекте противоречий с положениями Конституции и другими действующими законами.

Федеральный закон № 270-ФЗ принят Государственной Думой 20.06.2023 и одобрен Советом Федерации 21.06.2023.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона № 270-ФЗ, лица, имеющие судимость, за исключением судимости за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных пунктом «а» части третьей, пунктом «б» части четвертой, частью пятой статьи 131, пунктом «а» части третьей, пунктом «б» части четвертой, частью пятой статьи 132, частями третьей - шестой статьи 134, частями третьей - пятой статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо преступлений, предусмотренных статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276 - 280, 281 - 281.3, 282.1 - 282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, приговоры по делам которых вступили в законную силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе лица, отбывшие наказание или условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания.

Конституционные права и свободы человека и гражданина закреплены
в Конституции Российской Федерации.

Под правами человека понимают совокупность нравственных общепризнанных норм, которые принадлежат людям, независимо от гендерных, расовых, национальных либо социальных отличий. Воспрещаются всевозможные формы ограничения прав граждан по показателям языковой, религиозной, социальной, национальной, расовой принадлежности. Конституция РФ подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод.

В случаях, когда гражданин совершает преступление, противоречащее существующим нормам права, причиняющее вред личности, обществу
или государству, то государство вынуждено идти на ограничение (не лишение) его основных прав и свобод, привлекая к юридической ответственности.

Права и свободы приобретаются гражданами, некоторая их часть
от рождения, а другая часть в связи с определенным юридическим фактом.
Они прописаны и зафиксированы в Конституции Российской Федерации, никто не может лишить или ограничить гражданина в его естественных правах и свободах, только если данный гражданин не является осужденным по приговору суда. К данной категории лиц, могут применяться некоторые ограничения в силу того, что они находятся в местах лишения свободы.

Таким образом, оснований полагать, что применение к осужденному ФИО1 норм Федерального закона № 270-ФЗ противоречит Конституции Российской Федерации, отсутствуют, поскольку, как было указано выше, проект Федерального закона №270-ФЗ прошел правовую экспертизу на установление в законопроекте противоречий с положениями Конституции и другими действующими законами, принят Государственной Думой Российской Федерации 20.06.2023г. и одобрен Советом Федерации 21.06.2023г.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правовые основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан, Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании не воспрепятствовать стать участником в качестве добровольца в специальной военной операции отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                  Г.Р.Хасанова

2а-1445/2024 ~ М-478/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Абубакиров Альберт Бахтиярович
Ответчики
УФСИН России по Республике Башкортостан
Военный Комиссариат Республики Башкортостан
Начальник УФСИН России по РБ Дзюба В.В.
Министерство обороны РФ
Федеральная служба исполнения наказания
Суд
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Хасанова Г.Р.
Дело на сайте суда
leninsky--bkr.sudrf.ru
06.02.2024Регистрация административного искового заявления
07.02.2024Передача материалов судье
07.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
07.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2024Подготовка дела (собеседование)
26.02.2024Рассмотрение дела начато с начала
26.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
08.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее