Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-518/2023 ~ М-413/2023 от 15.06.2023

УИД: 61RS0061-01-2023-000583-09

№ 2а-518/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

04 июля 2023 года ст. Боковская                            

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Романова С.А.,

при секретаре Волковой С.Н.,

с участием:

представителя истца - администрации муниципального образования «Каргинское сельское поселение» Денисовой Т.С.,

судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Кашарскому и Боковскому районам Главного управления ФССП РФ по Ростовской области Голубенко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Каргинское сельское поселение» к отделению судебных приставов по Кашарскому и Боковскому районам Главного управления ФССП РФ по Ростовской области – «О признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора»,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель администрации муниципального образования «Каргинское сельское поселение» обратился в Шолоховский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, указав, что в отделении судебных приставов по Кашарскому и Боковскому районам УФССП России по РО на исполнении находится исполнительное производство, возбужденное 02.03.2023 года на основании исполнительного листа, выданного Шолоховским районным судом по делу № 2-458/2021, вступившего в законную силу 04.10.2021 года об обязании Администрации муниципального образования «Каргинское сельское поселение» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку на западной окраине поля № 2 (в балке), ст. Каргинской Боковского района Ростовской области». Срок исполнения до 08.03.2023 года. На момент вступления решения в законную силу необходимые денежные средства в бюджете сельского поселения отсутствовали. Администрацией Каргинского сельского поселения в Администрацию Боковского района было направлено письмо с просьбой оказать финансовую помощь для исполнения решения суда, на ликвидацию несанкционированной свалки отходов. В ответ на обращение, Администрация Боковского района сообщила, что не имеет финансовой возможности на помощь, так как в бюджете на текущий 2022 год денежные средства для исполнения решения не были предусмотрены. С целью исполнения решения суда, было получено положительное заключение ГБУ «Ростовоблстройзаказчик» № 451-443/2022 на сметные расчеты на проектные и изыскательские работы по объекту «Рекультивация загрязненного земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, Боковский район, сельское поселение Каргинское. Кадастровый номер земельного участка ». Стоимость выполнения проектных и изыскательских работ по состоянию на IV квартал 2022 г. составляет 6 341,62 тыс.рублей. В связи с отсутствием необходимых денежных средств в бюджете Администрации Боковского района, Администрацией Боковского района 22.02.2023 направлено письмо в адрес Министерства ЖКХ Ростовской области о согласовании расчета лимитов при осуществлении закупок на выполнение подрядных работ на разработку проектно-сметной документации на рекультивацию свалки. Все вышеперечисленные документы были направлены в отделение судебных приставов по Кашарскому и Боковскому районам УФССП России по Ростовской области. Администрацией Каргинского сельского поселения предприняты исчерпывающие меры для исполнения решения суда. Администрация Каргинского сельского поселения не имеет финансовой возможности оплатить исполнительский сбор. Действия, которые суд обязал исполнить Администрацию Каргинского сельского поселения, носят длительный характер с учетом соблюдения всех необходимых процедур. Уплата исполнительского сбора повлечет за собой неисполнение ряда финансовых обязательств, что в свою очередь приведет к новым штрафным санкциям в отношении Администрации Каргинского сельского поселения и наложению ареста на счета.

Просили суд заявленные требования удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление от 23.03.2023 судебного пристава-исполнителя Голубенко Ирины Владимировны о взыскании исполнительского сбора в отношении Администрации Каргинского сельского поселения.

Представитель административного истца – глава администрации Каргинского сельского поселения Денисова Т.С. в судебном заседании требования уточнила, просила освободить Администрацию Каргинского сельского поселения от уплаты исполнительского сбора на основании изложенных в административном исковом заявлении обстоятельств финансового положения и иных обстоятельств.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель отделения ОСП по Кашарскому и Боковскому районам УФССП по РО Голубенко И.В. в судебном заседании требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что в Отделение судебных приставов по Кашарскому и Боковскому районам ГУФССП России по Ростовской области на принудительное исполнение поступил исполнительный документ: исполнительный лист ФС 018266727 от 10.02.2023 г., выданный Шолоховским районным судом Ростовской области по делу № 2-458/2021 от 15.07.2021 о обязании администрации муниципального образования «Каргинское сельское поселение» в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов на западной окраине поля № 2 (в балке) возле ст. Каргинской Боковского района Ростовской области.

02.03.2023 года на основании предъявленного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство № 13164/23/61053-ИП.

По правилам, изложенным в п.п. 11,12 ст. 30 указанного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 данного Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено приведенным выше Федеральным законом.

Таким образом, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

05.03.2023 года судебным приставом — исполнителем Голубенко И.В. Главе Администрации «Каргинского сельского поселения» Денисовой Т.С. вручено постановление о возбуждении исполнительного производства № 13164/23/61053- ИП.

В пункте 3 данного постановления должник предупреждается, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей, с должника — организации — 50 000 рублей.

В обозначенный срок исполнения, администрация Каргинского сельского поселения не представила доказательств исполнения требований суда, в связи с чем судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Кашарскому и Боковскому районам УФССП России по Ростовской области 23.03.2023 года в отношении должника вынесено обжалуемое постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В силу положений ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч.ч. 1,3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к однозначному выводу о том, что у должностного лица службы судебных приставов имелись предусмотренные законом основания для принятия обжалуемого постановления, поскольку в установленный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены.

Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.3 постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года №13-П исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Суд считает, что постановление вынесено при наличии достаточных к тому оснований, предусмотренных законом, и в соответствии с предоставленной должностному лицу службы судебных приставов компетенцией.

Оснований для сомнений в законности действий должностного лица службы судебных приставов суд не усматривает, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления срок для добровольного исполнения исполнительного документа истек.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, как этого требует ч. 2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», должник не предоставил.

При этом, вопреки доводам административного истца обязанность установления степени вины должника в неисполнении решения суда в срок для добровольного исполнения федеральным законодателем на судебного пристава-исполнителя не возложена, такие полномочия ему не предоставлены.

Суд считает, что взыскание исполнительного сбора с должника, не исполнившего требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и не представившего доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, препятствующих добровольному и своевременному исполнению, является правомерным.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», оснований для его отмены не имеется.

Между тем, разрешая поставленный административным истцом вопрос об освобождении его от уплаты исполнительского сбора, суд исходит из следующего.

Действительно, ч.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ предоставляет должнику в случае несогласия с решением о взыскании с него исполнительского сбора право в установленном данным законом порядке обратиться в суд или с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, или с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания либо об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Вместе с тем, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (п.74).

Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года №13-П, от 19.01.2017 года № 1-П, определения от 02.04.2015 года №654-О, от 27.02.2018 года № 517-О, от 24.04.2018 года № 1027-О).

Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства (ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ).

Исходя из положений ст. 401 ГК РФ лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

При применении положений ч. 7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Обосновывая свою позицию о невозможности исполнения судебного решения в установленный законом срок и отсутствия наличия вины в неисполнении требований исполнительного документа, представитель администрации муниципального образования «Каргинское сельское поселение» ссылается на то, что исполнение решения суда носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта Российской Федерации.

24.01.2022 года администрацией муниципального образования «Каргинское сельское поселение» было направлено письмо в Администрацию Боковского района с просьбой оказать финансовую помощь для исполнения решения Шолоховского районного суда. В ответ на обращение, Администрация Боковского района сообщила, что не имеет финансовой возможности, поскольку бюджет на год сформирован.

С целью исполнения решения суда, было получено положительное заключение ГБУ «Ростовоблстройзаказчик» № 451-443/2022 на сметные расчеты на проектные и изыскательские работы по объекту «Рекультивация загрязненного земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, Боковский район, сельское поселение Каргинское. Кадастровый номер земельного участка ». Стоимость выполнения проектных и изыскательских работ по состоянию на IV квартал 2022 г. составляет 6 341,62 тыс.рублей. В связи с отсутствием необходимых денежных средств в бюджете Администрации Боковского района, Администрацией Боковского района 22.02.2023 направлено письмо в адрес Министерства ЖКХ Ростовской области о согласовании расчета лимитов при осуществлении закупок на выполнение подрядных работ на разработку проектно-сметной документации на рекультивацию свалки. Таким образом,

Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, в связи с чем, имеются предусмотренные п.1 ст. 401 ГК РФ обстоятельства для освобождения должника от ответственности за неисполнение обязательства, то есть освобождения от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 157, 175-181, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований администрации муниципального образования «Каргинское сельское поселение» к отделению судебных приставов по Кашарскому и Боковскому районам Главного управления ФССП РФ по Ростовской области – «О признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора» - отказать.

Освободить администрацию муниципального образования «Каргинское сельское поселение» Боковского района Ростовской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кашарскому и Боковскому районам УФССП России по Ростовской области от 23.03.2023 года по исполнительному производству №13164/23/61053-ИП, возбужденному 02.03.2023 года.

Резолютивная часть решения оглашена 04.07.2023.

Мотивированное решение изготовлено 07.07.2023.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца после изготовления мотивированного решения.

Судья подпись С.А. Романов

Копия верна: судья С.А. Романов

2а-518/2023 ~ М-413/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО "Каргинское сельское поселение"
Ответчики
ОСП по Кашарскому и Боковскому районам ГУФССП России по Ростовской области
Суд
Шолоховский районный суд Ростовской области
Судья
Романов Сергей Анатольевич
Дело на сайте суда
sholohonsky--ros.sudrf.ru
15.06.2023Регистрация административного искового заявления
15.06.2023Передача материалов судье
16.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023Подготовка дела (собеседование)
27.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2023Судебное заседание
07.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2023Дело оформлено
15.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее