Дело № 2а-639/2021
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 28 сентября 2021 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Соболева А.А.,
при секретаре Кузьминой Т.А.,
с участием:
административного истца Кутьина А.П.,
представителя административного истца Денисова Л.А.,
представителя административного ответчика - Совета Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области - по доверенности Брыленкова М.Ю.,
административного ответчика - главы Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области Баранова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кутьина А. П. к Совету Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области, главе Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области Баранову А.А. о признании незаконным решения Совета Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области о прекращении полномочий депутата Кутьина А.П.,
УСТАНОВИЛ:
Кутьин А.П. обратился в суд с административным иском к Совету Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области (далее - Совет Южского городского поселения), главе Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области (далее - глава Южского городского поселения) Баранову А.А., прокуратуре Южского района Ивановской области, просил признать незаконными представление прокурора в Совет Южского городского поселения о досрочном прекращении полномочий Кутьина А.П. как муниципального депутата, а также признать незаконным и отменить решение Совета Южского городского поселения от 19 июля 2021 года № 47 «О прекращении полномочий депутата Совета Южского городского поселения Южского муниципального района четвёртого созыва Кутьина А. П.».
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика была привлечена прокуратура Ивановской области.
Определением суда от 10 сентября 2021 года производству по административному делу в части заявленных требований к прокуратуре Южского района Ивановской области было прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска в данной части.
Определением суда от 22 сентября 2021 года производству по административному делу в части заявленных требований к прокуратуре Ивановской области было прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска в данной части.
С учётом уточнённых требований административный истец просил:
- признать решение Совета Южского городского поселения от 19 июля 2021 года № 47 «О прекращении полномочий депутата Совета Южского городского поселения Южского муниципального района четвёртого созыва Кутьина А. П.» принятым с существенными нарушениями действующего законодательства;
- отменить (признать недействительным) решение Совета Южского городского поселения от 19 июля 2021 года № 47 «О прекращении полномочий депутата Совета Южского городского поселения Южского муниципального района четвёртого созыва Кутьина А. П.» с момента вынесения;
- признать действия главы Южского городского поселения Баранова А.А. по подписанию и опубликованию решения Совета Южского городского поселения от 19 июля 2021 года № «О прекращении полномочий депутата Совета Южского городского поселения Южского муниципального района четвёртого созыва Кутьина А. П.» существенно нарушающими действующее законодательство, права и законные интересы депутата.
Исковые требования (с учётом последующих уточнений) Кутьин А.П. мотивировал следующим: указанное решение нарушило его права на осуществление полномочий депутата органа местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательством Ивановской области и нормативными актами муниципального уровня. При проведении проверки справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Кутьина А.П. за 2020 год прокурором Южского района Ивановской области был сделан вывод о том, что административным истцом были указаны неполные и недостоверные сведения в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях». По результатам проверки прокурором Южского района в Совет Южского городского поселения было направлено представление, которое было рассмотрено и на заседании 19 июля 2021 года было принято оспариваемое решение.
Указанное решение не соответствует по своей форме требованиям действующего законодательства. Обстоятельства, указанные в решении и представлении прокурора не свидетельствуют о каких-либо существенных нарушениях, в связи с чем отсутствовали основания для досрочного прекращения полномочий административного истца, как депутата.
Федеральный закон № 131-ФЗ допускает применение к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах иных мер ответственности, в том числе предупреждения, если искажение этих сведений является несущественным (п. 7.3.1 ст. 40 данного ФЗ). Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления является мерой публичной ответственности за совершённое нарушение, оно должно отвечать требования справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершённого деяния.
Ссылаясь на п. 6.1 ст. 24 Устава Южского муниципального района, п. 3 Положения о порядке принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, предусмотренных ч.7.3-1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, указывает, что оспариваемое решение не соответствует данным требования закона, является немотивированным, не отражает оценку обстоятельств, не содержит выводов о наличии и подтверждении каких-либо нарушений, оценке их существенности или несущественности, а также мотивов, по которым Совет Южского городского поселения пришёл к выводу о необходимости досрочного прекращения полномочий депутата.
Обжалуемое решение вынесено в отсутствие представления Губернатора Ивановской области, что является грубым нарушением процедуры его принятия. У административного ответчика отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого решения и рассмотрения соответствующего вопроса как такового.
Также отсутствуют доказательства того, что административный истец нарушил требования закона, а частичные незначительные нарушения и ошибки не могут являться основанием для досрочного прекращения полномочий депутата. Основанием для принятия оспариваемого решения явилось то обстоятельство, что административным истцом не указаны банковские счета с нулевым остатком, по которым не осуществлялось движение денежных средств. С учётом того, что сумма поступавших на счёт денежных средств не превышала общий доход административного истца за отчётный период и два предшествующих ему года, сведения о движении денежных средств не предоставлялись. Полагает, что банковский счёт, на котором не имеется денежных средств, не обладает признаками имущества, и неотражение счетов в справке о доходах даже если и является нарушением, то его нельзя признать существенным.
Ссылаясь на положения ст.ст. 128, 209, 845 ГК РФ, указывает, что на банковских счетах отсутствовало какое-либо имущество, в отношении которого административный истец мог осуществлять свои права собственности, то есть банковские счета с нулевым остатком не обладают признаками имущества. В этой связи представленные сведения о полученных доходах не носят недостоверного или неполного характера, а неточности при заполнении справки о доходах не могут свидетельствовать о каких-либо существенных нарушениях антикоррупционного законодательства.
В судебном заседании административным истцом Кутьиным А.П. административное исковое заявление (с учётом уточнений) поддержано в полном объёме по доводам, изложенным в нём. Указал, что действительно в справке о доходах им не были указаны ряд счётов в банках, открытых на его имя. Справку он заполнял впервые. Просил учесть, что на данных счетах не было денежных средств, только на счёте, открытом в КИБ «Евроальянс» находится 1350 рублей, но на счёт наложен арест. Счетами он не пользовался 4 года, поскольку на них «наложен арест». На заседании комиссии Совета Южского городского поселения он сообщал, что счетами он не пользовался, никаких «сделок по счетам не совершал». Об этом он также сообщал и главе Южского городского поселения Баранову А.А. Считал, что допущенное им нарушение не является существенным. О внесенном прокурором представлении ему стало известно за 3-4 дня до заседания комиссии Совета Южского городского поселения, поэтому он не успел получить соответствующие документы в банках, филиалы которых имеются в г. Иваново, так как не смог съездить в г. Иваново. Им были получены выписки по счетам в «Сбербанке» и «Евроальянсе», которые он предоставлял на заседании комиссии, но их никто не рассматривал. Поскольку на заседании комиссии Совета Южского городского поселения было принято решение о рекомендации Совету Южского городского поселения досрочно прекратить его полномочия, он на заседание Совета Южского городского поселения не явился. Указал также, что причиной принятия решения о досрочном прекращении его полномочий послужили предвзятые отношения к нему со стороны главы Южского городского поселения Баранова А.А. и депутатов Совета Южского городского поселения, поскольку он единственный из депутатов являлся членом партии ЛДПР.
Представитель административного истца Денисов Л.А. в судебном заседании административное исковое заявление полностью поддержал. Указал, что решение и порядок его вынесения нарушает Устав Южского городского поселения, регламент работы Совета, а также Федеральный закон № 131-ФЗ. Комиссия Совета Южского городского поселения по социальной политике, законности и местному самоуправлению не имела полномочий для рассмотрения вопроса о применении меры ответственности к депутату Кутьину А.П. Проверка в отношении Кутьина А.П. проведена заинтересованными лицами, испытывающими к Кутьину А.П. личные неприязненные отношения. Применение меры ответственности в отношении депутата возможно только в том случае, если принят и утверждён соответствующий порядок, которого в Совете Южского городского поселения не принималось, данный порядок, в котором указана процедура привлечения депутата к ответственности, разработан не был, поэтому при принятии оспариваемого решения Советом Южского городского поселения нарушена процедура принятия такого решения. Указал также, что к другим депутатам, также допустившим нарушения при составлении справок о доходах, была применена более мягкая мера ответственности в виде предупреждения, а к Кутьину А.П. применили самую строгую меру ответственности, при том, что Кутьин А.П. неоднократно давал пояснения относительно допущенных нарушений, представлял выписки по открытым и неуказанным им в справке о доходах счетам. При принятии решения в отношении Кутьина А.П. не определена «степень тяжести» допущенного им нарушения, не выяснены «смягчающие и отягчающие обстоятельства». Кроме этого, юристом Совета Южского городского поселения принимались меры по формированию негативного отношения к депутату Кутьину А.П. у остальных депутатов Совета. Составленные протоколы заседаний комиссии Совета Южского городского поселения по социальной политике, законности и местному самоуправлению и Совета Южского городского поселения не соответствуют фактическим обстоятельствам, в них не отражены все выступления, объяснения Кутьина А.П. Главой Южского городского поселения Барановым А.А. до сведения депутатов была доведена недостоверная информация о том, что Кутьиным А.П. не было дано объяснений, хотя фактически он трижды давал объяснения. Отметил также, что депутатами Совета Южского городского поселения было принято решение исходя из поведения Кутьина А.П., а не из фактических данных. Административному истцу не было известно о наличии у него открытых счетов в банках, а кроме того, на счетах отсутствуют денежные средства. Считает допущенное Кутьиным А.П. нарушение несущественным, а поэтому к нему не может быть применена такая мера ответственности как лишение полномочий депутата.
Представитель административного ответчика - Совета Южского городского поселения - по доверенности Брыленков М.Ю., административный ответчик - глава Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области Баранову А.А. - административный иск не признали по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление и дополнениям к ним, согласно которых депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования в силу положений ч.1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ относится к лицам, замещающим муниципальную должность. Депутат обязан в силу закона предоставлять не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным, сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а супруги и несовершеннолетних детей. Решением Совета Южского городского поселения от 24 марта 2016 года № 24 утверждено Положение о порядке представления таких сведений не позднее 01 апреля года, следующего за отчётным годом. Депутаты в силу закона должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральными законами. Административным истцом 25 марта 2021 года были представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 года на имя Губернатора Ивановской области. 22 апреля 2021 года Кутьиным А.П. на имя Губернатора Ивановской области также были представлены уточняющие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 года. 25 июня 2021 года из прокуратуры Южского района в Совет Южского городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции. В результате прокурорской проверки были выявлены нарушения, допущенные административным истцом: в справке о доходах Кутьина А.П. в разделе 4 отсутствовала информация по 13 открытым банковским счетам на его имя в различных банках. 30 июня 2021 года Кутьину А.П. было вручено уведомление о необходимости представления пояснений по допущенному нарушению. В ответ Кутьин А.П. представил информацию о том, что в течение 2020 года им, его супругой и несовершеннолетними детьми сделки, предусмотренные ст. 3 Федерального закона № 230-ФЗ, не совершались. 02 июля 2021 года Кутьину А.П. было вручено повторное уведомление о необходимости дачи пояснений с указанием причин допущенного нарушения. Административным истцом данное уведомление было проигнорировано. 05 июля 2021 года административному истцу по электронной почте в третий раз была направлена информация о необходимости представления пояснений, но им было дано пояснение о том, что ранее он уже давал ответ и прекращает переписку по данному вопросу.
07 июля 2021 года на заседании комиссии Совета Южского городского поселения по социальной политике, законности и местному самоуправлению административным истцом пояснения по допущенному нарушению также не были представлены. Комиссией рекомендована Совету Южского городского поселения мера ответственности в отношении Кутьина А.П. в виде прекращения полномочий депутата.
19 июля 2021 года на внеочередное заседание Совета Южского городского поселения административный истец не явился, каких-либо пояснений не представил. Депутатами Совета Южского городского поселения было принято решение о прекращении полномочий депутата Кутьина А.П.
Определение меры ответственности в отношении депутата, представившего недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является прерогативой представительного органа муниципального образования. Советом Южского городского поселения был рассмотрен сам факт нарушения законодательства, выраженного в предоставлении административным истцом неполных сведений, поведение административного истца в части категорического отказа в предоставлении пояснений по допущенному нарушению, а также его пренебрежительное отношение к исполнению обязанностей, возложенных на него законодательством о противодействии коррупции.
В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подлежит указанию информация, в том числе, об открытых счетах с нулевым остатком на отчётную дату. Отсутствие данной информации является нарушением законодательства о противодействии коррупции. Административным истцом ни до заседания Совета Южского городского поселения, ни после него не было представлено пояснений в части сокрытия действующих банковских счетов, а также выписки по ним.
Оспариваемое решение было принято уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, а также в соответствии с Уставом Южского городского поселения и при соблюдении закреплённой в Уставе процедуры.
Привлечённый к участию в деле в качестве заинтересованного лица Кормилицын В.Е. - начальник управления Правительства Ивановской области по противодействию коррупции, рассмотрение административных исковых требований оставил на усмотрение суда.
Заслушав участников, свидетелей, исследовав материалы дела, обсудив доводы административного искового заявления (с учётом последующих уточнений) и возражений на него, суд приходит к следующему:
из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что Кутьин А.П. является депутатом Совета Южского городского поселения Ивановской области и лицом, обязанным предоставлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей за 2020 год не позднее 30 апреля 2021 года, в силу пункта 4 части 1 статьи 8, части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ), части 3 статьи 2 Закона Ивановской области от 2 мая 2017 года № 25-ОЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Ивановской области» (далее - Закон Ивановской области от 2 мая 2017 года N 25-ОЗ).
Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 данной статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 этой статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе увольнение его с государственной или муниципальной службы.
Пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Решением Совета Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области четвёртого созыва от 19 июля 2021 года № 47 (с учётом изменений, внесённых решением Совета Южского городского поселения от 06 августа 2021 года № 49), рассмотревшего представление прокурора Южского района от 24 июня 2021 года № 02-33, заслушавшего информацию главы Южского городского поселения Южского муниципального района Баранова А.А. «О применении меры ответственности к депутату Совета Южского городского поселения Южского муниципального района четвёртого созыва Кутьину А. П.», со ссылкой на нормы ст. 2, частей 7.1, 11 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частей 4, 4.2 ст. 12.1, пункта 2 части 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», закона Ивановской области от 02 мая 2017 года «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Ивановской области», постановлено: прекратить досрочно полномочия депутата Совета Южского городского поселения Южского муниципального района четвёртого созыва Кутьина А. П., избранного по многомандатному избирательному округу № 1, выдвинутого Ивановским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, в связи с утратой доверия, на основании части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 2 части 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; направить решение в территориальную избирательную комиссию Южского района; опубликовать решение в официальном издании «Вестник Южского городского поселения» и на официальном сайте Южского городского поселения в сети Интернет; решение вступает в силу со дня его принятия.
Согласно материалам дела административным истцом 25 марта 2021 года была представлена Губернатору Ивановской области справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год. 22 апреля 2021 года Кутьиным А.П. на имя Губернатора Ивановской области были представлены уточняющие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось и подтверждается, в том числе, справкой о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на Кутьина А.П. от 25.03.2021 года, уточняющей справкой от 22 апреля 2021 года.
Согласно разделу 4 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год, датированной 25 марта 2021 года, а также разделу 4 справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год, датированной 22 апреля 2021 года, Кутьиным А.П. указано, что счетов в банках и иных кредитных организациях он не имеет.
Из представленных суду прокуратурой Южского района Ивановской области материалов проверки по решению прокурора от 24 мая 2021 года № 175 О проведении проверки соблюдения законодательства в сфере противодействия коррупции в представительном органе Южского городского поселения, следует, что депутатом Совета Южского городского поселения Кутьиным А.П. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год на себя не указаны тринадцать счетов, открытых в различных кредитных организациях. Указанное обстоятельство не оспаривалось и административным истцом.
В результате выявленных нарушений заместителем прокурора Южского района в Совет Южского городского поселения 24 июня 2021 года было направлено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействию коррупции.
В целях рассмотрения указанного представления от депутатов, допустивших нарушения законодательства, в том числе от Кутьина А.П., были истребованы пояснения в письменном виде, о чём Кутьину А.П. было направлено письменное уведомление, которое им получено 30 июня 2021 года. В этот же день Кутьиным А.П. был дан ответ о том, что в течение 2020 года им, его супругой и несовершеннолетними детьми не совершались сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
01 июля 2021 года Кутьину А.П. было направлено повторное уведомление о том, что представленная им информация не содержит пояснений по выявленным нарушениям, в связи с чем ему было предложено в течение 3 дней с момента получения уведомления повторно представить в Совет Южского городского поселения пояснений о причинах отсутствия сведений в разделе 4 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год. Данное уведомление получено Кутьиным А.П. 02 июля 2021 года. В ответ на указанное уведомление Кутьиным А.П. главе Южского городского поселения Южского муниципального района был дан ответ о том, что 30 июня 2021 года давался ответ по существу, в связи с чем он прекращает переписку по данному вопросу.
Согласно части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Частями 4.4, 4.5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 4.2 данной статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате такой проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены данным Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ), Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее - Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ), высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Согласно части 5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 данной статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ.
Согласно частям 7.2, 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 данной статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В силу части 7.4 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным Федеральным законом.
При этом в силу части 10.2 той же статьи в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов полномочия депутата представительного органа муниципального района, представительного органа городского округа с внутригородским делением прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения, депутата представительного органа поселения в составе муниципального района, главы внутригородского района, депутата представительного органа внутригородского района.
Согласно пункту 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Ивановской области от 2 мая 2017 года N 25-ОЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Ивановской области», Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, в порядке, установленном настоящим Законом, по утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" форме справки с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации или на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются Губернатору Ивановской области через структурное подразделение аппарата Правительства Ивановской области, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Ивановской области от 2 мая 2017 года N 25-ОЗ, лица, замещающие муниципальные должности, представляют с 1 января 2018 года сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном этим Законом.
По результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Законом Ивановской области от 2 мая 2017 года N 25-ОЗ Губернатор Ивановской области, в силу части 14 статьи 2 Закона Ивановской области от 30 мая 2017 года N 39-ОЗ "О порядке осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности", наделён правом принятия при наличии выявленных в результате проверки фактов нарушения законодательства о противодействии коррупции одного из следующих решений: обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд, либо обратиться с заявлением о применении в отношении лица, замещающего муниципальную должность, дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Устава Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области, принятого решением Совета Южского городского поселения Южского муниципального района от 02 ноября 2005 года № 10, депутат Совета Южского городского поселения должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ « О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ.
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные депутатами, размещаются на официальном сайте Южского городского поселения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом решением Совета поселения.
Порядок принятия решения о применении к депутату Совета Южского городского поселения мер ответственности, указанных в части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06октября 2003 года № 131-ФЗ, определяется решением Совета Южского городского поселения в соответствии с законом Ивановской области.
Согласно ст. 36 Устава Южского городского поселения полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Решение Совета о досрочном прекращении полномочий депутата Совета принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями Совета, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять её от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе устанавливать повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (часть 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определённые обязанности, в частности, аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.
К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (своего супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная обязанность законоположениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ была распространена на депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия и на непостоянной основе.
По смыслу указанных федеральных законов и законов Ивановской области, обязанность по предоставлению своевременно, в полном объёме, надлежащему лицу достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруга и несовершеннолетних детей в целях противодействия коррупции лежит именно на лице, замещающем соответствующую должность, которое должно принять исчерпывающие меры по предоставлению таковых сведений, и нарушение этой обязанности влечёт досрочное прекращение его полномочий.
Достаточной совокупности допустимых доказательств предоставления полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Кутьина А.П. за 2020 года в срок до 30 апреля 2018 года либо наличия объективных причин невозможности предоставления таких сведений своевременно, не зависящих от воли истца, который должен был действовать с необходимой степенью осмотрительности и заботливости при выполнении установленной антикоррупционным законодательством обязанности, Кутьиным А.П. суду не представлено.
Решение Совета Южского городского поселения от 19 июля 2021 года принималось после заседания комиссии Совета Южского городского поселения по социальной политике, законности и местному самоуправлению, которое состоялось 07 июля 2021 года. Указанная комиссия создана на основании Положения о постоянных комиссиях Совета Южского городского поселения Южского муниципального района, утверждённого решением Совета Южского городского поселения от 27 февраля 2014 года № 12. Состав указанной комиссии был утверждён решением Совета Южского городского поселения от 25 сентября 2020 года № 4. В ходе заседания данной комиссии административным истцом каких-либо пояснений, иных доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин невозможности предоставления им полных и достоверных сведений об открытых счетах в кредитных организациях, представлено не было. Кутьиным А.П. в ходе заседания комиссии не оспаривался факт неуказания им открытых счетов в банках, однако каких-либо мер по предоставлению сведений об этом, им предпринято не было, он лишь сослался на то обстоятельство, что часть счетов «арестованы», «заблокированы», он ими не пользуется длительное время, и они были «открыты без его ведома», поэтому он о них не знал.
Несмотря на утверждение административного истца и его представителя о том, что протокол № 18 от 07 июля 2021 года заседания указанной комиссии и протокол № заседания Совета Южского городского поселения от 19 июля 2021 года не соответствуют фактическим обстоятельствам, в них не отражены все выступления присутствовавших лиц, объяснения Кутьина А.П., согласно указанных протоколов (а также прослушанных в судебном заседании аудиозаписей заседаний) при принятии обжалуемого административным истцом решения депутатами Совета Южского городского поселения обсуждались факты непредоставления Кутьиным А.П. полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, после чего было принято оспариваемое решение. При этом сам Кутьин А.П. на заседание Совета 19 июля 2021 года не явился, каких-либо дополнительных сведений не представил.
При изложенных обстоятельствах оснований для признания незаконным решения Совета Южского городского поселения от 19 июля 2021 года не имеется. При этом суд исходит из следующего: то обстоятельство, что Губернатор Ивановской области наделён правом обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд, не свидетельствует о нарушении привлечения Кутьина А.П. к ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства Советом Южского городского поселения в форме прекращения его полномочий, поскольку из системного толкования выше приведённых нормативно-правовых актов не следует исключительность его права на инициирование прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления Ивановской области и недопустимость рассмотрения данного вопроса в отсутствие такого обращения Губернатора Ивановской области соответствующим представительным органом.
Решение о прекращении полномочий Кутьина А.П. как депутата Совета Южского городского поселения мотивировано невыполнением Кутьиным А.П. требований антикоррупционного законодательства и в связи с этим утратой доверия, принято компетентным органом, полномочным числом голосов, при наличии кворума, в отсутствие достаточных оснований полагать о нарушении установленного законом порядка, требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области, принятого решением Совета Южского городского поселения Южского муниципального района от 02 ноября 2005 года № 10, регламента Совета Южского городского поселения Южского муниципального района, утверждённого решением Совета Южского городского поселения от 20 сентября 2018 года № 53, Положения о порядке принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, предусмотренных частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Южском городском поселении, утверждённого решением Совета Южского городского поселения от 06 мая 2020 года № 32.
Исходя из обжалуемого истцом решения Совета Южского городского поселения с учётом его обсуждения депутатами Совета Южского городского поселения в ходе принятия следует, что основанием вынесения решения явилось именно неисполнение Кутьиным А.П. требований антикоррупционного законодательства о предоставлении полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год, что является правонарушением, влекущим досрочное прекращение полномочий истца как депутата в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", частью 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Суд считает несостоятельными доводы стороны административного истца о том, что его полномочия незаконно были прекращены досрочно, поскольку им были допущены несущественные нарушения, а именно не указаны банковские счета с нулевым остатком, по которым не осуществлялось операций, и эти незначительные нарушения явились основанием для досрочного прекращения его полномочий в связи с предвзятым отношением к нему со стороны главы Южского городского поселения и других депутатов.
Из пояснений административного ответчика Баранова А.А., из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей - депутатов Совета Южского городского поселения - следует, что каких-либо предвзятых, неприязненных отношений к Кутьину А.П. не имелось, решение каждым из депутатов принималось в соответствии с требованиями закона, иных нормативно-правовых актов, исходя из результатов проверки, представленных сведений. Показания же свидетелей ФИО15, ФИО16, пояснивших о добросовестном исполнении своих обязанностей депутатом Кутьиным А.П., не свидетельствуют об обратном.
Сообщение стороной административного истца о наличии материалов проверок по заявлениям Кутьина А.П. в полицию о фактах повреждения, хищения принадлежащего ему имущества на заседаниях Совета Южского городского поселения не свидетельствует о том, что решение в отношении Кутьина А.П. было принято не в соответствии с законом, неправомочным органом.
Ссылку административного истца и его представителя на то обстоятельство, что к другим депутатам, допустившим нарушения при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера составлении, были применены более «мягкие» меры дисциплинарного воздействия, суд считает несостоятельной, поскольку рассмотрение вопроса о применении мер ответственности к иным депутатам Южского городского поселения находится за рамками административного иска Кутьина А.П.
Утверждение представителя административного истца о том, что оспариваемое решение незаконно, поскольку комиссия Совета Южского городского поселения по социальной политике, законности и местному самоуправлению не имела полномочий для рассмотрения вопроса о применении меры ответственности к депутату Кутьину А.П., суд считает несостоятельным. При этом суд исходит из того, что решение о применении меры ответственности к депутату Кутьину А.П. принималось не указанной комиссией, а Советом Южского городского поселения. Утверждения представителя о том, что при принятии решения не определена «степень тяжести» допущенного нарушения, не выяснены «смягчающие и отягчающие обстоятельства», не основаны на законе. Как не основан на законе и довод о том, что Совет Южского городского поселения был обязан запросить, истребовать сведения о наличии открытых счетов в кредитных организациях на имя Кутьина А.П.
Довод представителя административного ответчика о том, что перед заседанием Совета Южского городского поселения юристом были приняты меры по формированию у депутатов негативного отношения к Кутьину А.П., носит оценочный, субъективный характер, и не может быть принят во внимание судом.
Тот факт, что Кутьиным А.П. справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставлялась впервые, не может свидетельствовать о том, что он не должен был исполнять требования антикоррупционного законодательства о предоставлении полных и достоверных сведениях о счетах, открытых в кредитных организациях.
Руководствуясь ст.ст. 227, 179-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.