Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-107/2024 ~ М-67/2024 от 02.02.2024

дело № 2а-107/2024

УИД 65RS0002-01-2024-000107-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Александровск-Сахалинский                                        22 февраля 2024 года

      Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Захарова Д.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» к отделению судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области Мех Екатерине Сергеевне о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя и освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

администрация городского округа «Александровск-Сахалинский район» (далее по тексту- администрация ГО «Александровск-Сахалинский район») обратилась в Александровск-Сахалинский городской суд с административным исковым заявлением к отделению судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району УФССП России по Сахалинской области, в котором истец просит суд признать постановление судебного пристава-исполнителя от 24.01.2023 по исполнительному производству -ИП от 24.11.2023, возбужденного Мех Екатериной Сергеевной на основании исполнительного документа исполнительный лист (1) от 09.06.2023, выданного Александровск-Сахалинским городским судом по делу № 2а-196/2022, вступившему в законную силу 23.08.2022 – незаконным; освободить администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район» от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП от 24.11.2023, возбужденного Мех Екатериной Сергеевной на основании исполнительного документа исполнительный лист (1) от 09.06.2023, выданного Александровск-Сахалинским городским судом по делу № 2а-196/2022, вступившему в законную силу 23.08.2022.

В обоснование административного иска истец указал, что 24 января 2024 года по исполнительному производству -ИП от 24.11.2023, возбужденного Мех Екатериной Сергеевной на основании исполнительного документа исполнительный лист (1) от 09.06.2023, выданного Александровск-Сахалинским городским судом по делу № 2а-196/2022, вступившему в законную силу 23.08.2022, предмет исполнения: возложить на администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения в городском округе «Александровск-Сахалинский район» в г. Александровск-Сахалинский», включенную в реестр муниципальной собственности, а именно: Александровск-Сахалинский район, пос. Танги, ул. Лесная, протяженностью 1,448 километра» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.

Согласно указанного постановления с администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» подлежит взысканию исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

Административный истец считает необоснованным взыскание исполнительского сбора. Ссылаясь на ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, пункты 74 и 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительского производства», ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации считает, что взыскание исполнительского сбора возможно только при виновном неисполнении должником требований исполнительного документа.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.

Должник признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П следует, что в силу особенностей публично-правовой ответственности, за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что данное нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Так, 11 сентября 2023 года между комитетом по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области и обществом с ограниченной ответственностью «БТИ» заключен муниципальный контракт (). Предметом контракта являются кадастровые работы на изготовление межевых планов и схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом в соответствии с техническим заданием. Место выполнения работ: г. Александровск-сахалинский, с. Мгачи, с. Хоэ, с. Танги, с. Дуэ, с. Корсаковка, с. Михайловка.

Срок выполнения работ: в течение 60 дней с момента заключения контракта.

28 ноября 2023 года комитетом по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район» в адрес общества с ограниченной ответственностью «БТИ» направлена претензия № 1 (исх. ) об уплате неустойки в связи с неисполнением ООО «БТИ» условий контракта в установленный срок.

22 декабря 2023 года комитетом по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район» в адрес общества с ограниченной ответственностью «БТИ» направлена претензия № 2 (исх. ) об уплате неустойки в связи с неисполнением ООО «БТИ» условий контракта в установленный срок.

22 декабря 2023 года между комитетом по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области и обществом с ограниченной ответственностью «БТИ» заключено соглашение о расторжении муниципального контракта от 11 сентября 2023 года по соглашению сторон.

Таким образом, администрацией городского округа «Александровск-Сахалинский район» принимались все необходимые меры для надлежащего и своевременного исполнения решения Александровск-Сахалинского городского суда № 2а-196/2022, вступившему в законную силу 23.08.2022 и требований, содержащихся в исполнительном документе -ИП от 24 ноября 2023 года.

О наличии указанного контракта, сроках его исполнения сообщалось заместителю начальника – заместителю старшего судебного пристава Мех Е.С. в ответ на требование о предоставлении информации.

В данном случае уплата исполнительского сбора в размере 50 000 рублей не скажется положительно на исполнении требований, указанных в исполнительном документе, а только отвлечет денежные средства от их исполнения.

В вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба на постановление о взыскании исполнительского сбора не подавалась.

Определением Александровск-Сахалинского городского суда от 5 февраля 2024 года к участию в деле в качестве административных соответчиков по делу привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области, судебный пристав-исполнитель отделения судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области Мех Екатерина Сергеевна, в качестве заинтересованного лица – Александровск-Сахалинский городской прокурор.

9 февраля 2024 года в адрес Александровск-Сахалинского городского суда от административного истца - администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором истец просит суд признать постановление судебного пристава-исполнителя от 24.01.2024 по исполнительному производству -ИП от 24.11.2023, возбужденного Мех Екатериной Сергеевной на основании исполнительного документа исполнительный лист (1) от 09.06.2023, выданного Александровск-Сахалинским городским судом по делу № 2а-196/2022, вступившему в законную силу 23.08.2022 – незаконным; освободить администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район» от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП от 24.11.2023, возбужденного Мех Екатериной Сергеевной на основании исполнительного документа исполнительный лист (1) от 09.06.2023, выданного Александровск-Сахалинским городским судом по делу № 2а-196/2022, вступившему в законную силу 23.08.2022.

Уточненные исковые требования приняты судом к производству.

19 февраля 2024 года от административного соответчика Мех Е.С. в суд поступил отзыв на административный иск, в котором административный соответчик просит суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований, указала, что условия и порядок принудительного исполнения судебных актов установлены Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон). В силу указанного Закона единственным основанием для неприменения к должнику меры ответственности в виде исполнительского сбора при истечении срока для добровольного исполнения является действие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Кроме того, обязанность по предоставлению доказательств, в связи с этим законодателем возлагается на должника. При этом, с учетом разъяснений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, указанные обстоятельства должны находиться вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной Законном об исполнительном производстве.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель неправомочен самостоятельно освободить должника от ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве в виде исполнительского сбора.

24.11.2023 года было возбуждено данное исполнительное производство. Постановление о возбуждении исполнительного производства было вручено представителю должника нарочно. В срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, ответ от должника не поступил. Однако, Заявитель при исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, не отнесся с той степенью заботливости, осмотрительности, а также не выразил должного уважения к суду, вынесшему данное решение, которое требуется при исполнении возложенных на него обязанностей. Учитывая, что исполнительное производство было возбуждено 24.11.2023 года (решение вступило в законную силу 23 августа 2022 года), у должника имелось достаточно времени для исполнения решения суда, но он формально подходит к исполнению требований исполнительного документа, а именно предоставляет информацию о произведенных мероприятиях только по требованию должностного лица Отделения, а также Заявитель затягивает сроки исполнения требований исполнительного документа, так как на основании законодательства об исполнительном производстве может обратиться в порядке подчиненности в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу с жалобой на постановление о взыскании исполнительского сбора. Такая жалоба от Заявителя не подавалась.

26.12.2023 в ответ на требование заместителя начальника отделения от Заявителя поступила информация, что 11.09.2023 год заключен муниципальный контракт на проведение кадастровых работ на изготовление межевых планов и схем расположения земельных участков на кадастровом плане. Срок исполнения 31.12.2023 года.

Сведений, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа не представлено, заместителем начальника отделения 24.01.2024 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 01.04.2023.

Доводов, указывающих на несоответствие постановления о взыскании исполнительского сбора закону со ссылкой на нормы права Заявителем не приведено.

С учетом того, что вынесение постановления Заместителем начальника отделения осуществлено в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, основания для признания постановления недействительным и возложения обязанности на судебного пристава-исполнителя отменить постановление отсутствуют.

          В судебное заседание, назначенное на 11 часов 40 минут 22 февраля 2024 года, не явились надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения административного дела представитель административного истца администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» Баранов Е.А., который в направленном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на иске настаивает, представители административного ответчика отделения судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району УФССП России по Сахалинской области, представитель административного соответчика Управления федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области, административный соответчик Мех Е.С., а также заинтересованное лицо Александровск-Сахалинский городской прокурор, которые сведений о причинах неявки не предоставили, не заявляли ходатайств об отложении дела, их явка в судебное заседание судом не признавалась обязательной.

         Учитывая изложенное, суд полагает возможным, с учетом положений ч.6 ст. 226 КАС РФ, рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации ГО «Александровск-Сахалинский район», представителя административного ответчика отделения судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району УФССП России по Сахалинской области, представителя административного соответчика Управления федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области, административного соответчика Мех Е.С., а также заинтересованного лица Александровск-Сахалинского городского прокурора, явка которых судом в судебное заседание не признавалась обязательной, без ведения аудиопротоколирования.

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 4 Закона об исполнительном производстве одним из принципов исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

Из содержания ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу ч.ч.1 и 5 ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 рублей (ч. 3).

В силу ч. 6 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Федеральный законодатель предоставил суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства (ч. 7).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

Пленум Верховного Суда РФ в п. 75 постановления от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Из анализа приведенных норм права в их совокупности следует, что суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом законодатель установил открытый перечень оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

При рассмотрении административного дела судом установлено, что решением Александровск-Сахалинского городского суда от 20 июля 2022 года по делу № 2а-196/2022 иск Александровск-Сахалинского городского прокурора удовлетворен, признано незаконным бездействие администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» по неосуществлению кадастрового учета и не оформлению права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения в городском округе «Александровск-Сахалинский район» в г. Александровск-Сахалинский, включенную в реестр муниципальной собственности, а именно: Александровск-Сахалинский район, пос. Танги, ул. Лесная, протяженностью 1,448 километра; возложена на Администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения в городском округе «Александровск-Сахалинский район» в г. Александровск-Сахалинский, включенную в реестр муниципальной собственности, а именно: Александровск-Сахалинский район, пос. Танги, ул. Лесная, протяженностью 1,448 километра.

Решение суда вступило в законную силу 23.08.2022, судом был выдан исполнительный лист ФС .

На основании указанного выше исполнительного документа, 24.11.2023 заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Александровск-Сахалинскому району УФССП России по Сахалинской области Мех Е.С. было возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику предоставлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней с момента получения копии постановления.

20.12.2023 администрацией ГО «Александровск-Сахалинский район» заместителю начальника отделения ОСП по Александровск-Сахалинскому району Мех Е.С. предоставлена информация по исполнению судебного решения № 2а-196/2022, в которой указано, что принимаются все необходимые меры для исполнения указанного решения, а именно между комитетом по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» и ООО «БТИ» заключен муниципальный контракт № () от 11.09.2023 года о выполнении кадастровых работ, контракт размещен на https://zakupki.gov.ru. В письме от 21.12.2023 администрация ГО «Александровск-Сахалинский район» сообщает, что объем финансирования в рамках исполнения решения суда составляет 10 416, 66 рублей.

Материалами дела установлено, что 11.09.2023 между КУМС ГО «Александровск-Сахалинский район» (заказчик) и ООО «БТИ» (подрядчик) заключен муниципальный контракт (), по которому подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика кадастровые работы на изготовление межевых планов и схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (п.1.1.). Место выполнения работ: г. Александровск-Сахалинский, с. Мгачи, с. Хоэ, с. Танги, с. Дуэ, с. Корсаковка, с. Михайловка (п.2.2.). Сроки (период) выполнения работ: в течение 60 дней с момента заключения контракта (п.3.1) (л.д. 15-26).

28.11.2023 КУМС ГО «Александровск-Сахалинский район» в адрес ООО «БТИ» направлена претензия № 1 с просьбой в течение пяти рабочих дней с момента получения претензии выплатить неустойку в размере 1169 рублей 70 копеек за просрочку исполнения контракта (л.д. 27-28).

22.12.2023 КУМС ГО «Александровск-Сахалинский район» в адрес ООО «БТИ» направлена претензия № 2 с просьбой в течение пяти рабочих дней с момента получения претензии выплатить неустойку в размере 1741 рубль 55 копеек за просрочку исполнения контракта (л.д. 29-30).

22.12.2023 между КУМС ГО «Александровск-Сахалинский район» и ООО «БТИ» заключено соглашение о расторжении муниципального контракта от 11.09.2023, пунктом 3 которого указано, что настоящее соглашение вступает в законную силу с момента его подписания сторонами (л.д. 31).

В установленный судом в решении суда срок, а также судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа, должником не исполнены в связи с заключением соглашения о расторжении муниципального контракта от 11.09.2023 между КУМС ГО «Александровск-Сахалинский район» и ООО «БТИ», о чем указано в административном исковом заявлении.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 24.01.2024 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Суд считает, что судебным приставом-исполнителем осуществлены все установленные законом действия, направленные на исполнение судебного постановления, в процессе исполнительного производства законно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора ввиду неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Обстоятельства, на которые ссылается административный истец, как на основания, для освобождения его от исполнительского сбора, к числу обстоятельств непреодолимой силы не относятся.

Доказательств, подтверждающих принятие администрацией городского округа «Александровск-Сахалинский район» необходимых, эффективных, действенных и достаточных мер к исполнению судебного акта в полном объеме, в материалах исполнительного производства не имеется, суду не представлено.

       Документы, подтверждающие невозможность исполнения, либо подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в установленный срок в полном объеме, судебному приставу-исполнителю представлено не было.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа положений данных норм, следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Совокупность условий для удовлетворения требований администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» не установлена.

        С учетом изложенного, суд считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении административных исковых требований, поскольку судебный пристав-исполнитель, действуя в пределах своих полномочий, обоснованно вынес постановление о взыскании с администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, поскольку решение суда не исполнено, со стороны должника по исполнительному производству не представлено доказательств о том, что исполнение требований исполнительного документа является невозможным по причине непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника, а также доказательств, подтверждающих принятие им исчерпывающих мер для надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Действия по взысканию исполнительского сбора совершены заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Александровск-Сахалинскому району УФССП России по Сахалинской области Мех Е.С. в пределах его компетенции при точном соблюдении требований Закона об исполнительном производстве. При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения требования административного истца о признании вышеуказанного постановления незаконным отсутствуют, поскольку оспариваемые действия судебного пристава-исполнителя соответствуют положениям Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Между тем, пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Суд вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Суд учитывает степень вины должника, а именно: между КУМС ГО «Александровск-Сахалинский район» и ООО «БТИ» заключался муниципальный контракт, по которому подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика кадастровые работы на изготовление межевых планов и схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, однако впоследствии 22.12.2023 был расторгнут, бюджет администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» является дотационным, что существенно снижает степень вины административного истца.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от 24.11.2023 не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 01.10.2007 N 229-ФЗ, то есть на 12 500 рублей.

На основании изложенного, суд, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административных исковых требований администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» к отделению судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области Мех Екатерине Сергеевне о признании постановления судебного пристава-исполнителя от 24.01.2024 по исполнительному производству -ИП от 24.11.2023, возбужденного Мех Екатериной Сергеевной на основании исполнительного документа исполнительный лист (1) от 09.06.2023, выданного Александровск-Сахалинским городским судом по делу № 2а-196/2022, вступившему в законную силу 23.08.2022 – незаконным; освобождении администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП от 24.11.2023, возбужденного Мех Екатериной Сергеевной на основании исполнительного документа исполнительный лист (1) от 09.06.2023, выданного Александровск-Сахалинским городским судом по делу № 2а-196/2022, вступившему в законную силу 23.08.2022 - отказать.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области Мех Екатерины Сергеевны от 24 января 2024 года по исполнительному производству -ИП от 24.11.2023 года до 37 500 (тридцати семи тысяч пятисот) рублей.

        Решение может быть обжаловано в административную коллегию Сахалинского областного суда через Александровск-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

       Мотивированное решение изготовлено 1 марта 2024 года

Председательствующий судья                                                       Д.Г. Захаров

2а-107/2024 ~ М-67/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация городского округа "Александровск-Сахалинский район"
Ответчики
УФССП России по Сахалинской области
Отделение судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области
судебный пристав-исполнитель Мех Е.С.
Другие
Александровск-Сахалинский городской прокурор
Суд
Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Захаров Дмитрий Геннадьевич
Дело на сайте суда
aleksandrovsk--sah.sudrf.ru
02.02.2024Регистрация административного искового заявления
02.02.2024Передача материалов судье
05.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
05.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее