дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2024 г. г.Каменск-Шахтинский
Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Самохиной Т.А., при секретаре Белоусовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Каменского района Ростовской области к Каменскому районному отделению судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области, ГУФССП России по Ростовской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Каменского района Ростовской области обратилась в суд с административным иском к Каменскому районному отделению судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области, просит освободить Администрацию от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП.
Определением суда от 07.05.20924 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУФССП России по Ростовской области (л.д.75).
В обоснование административного иска Администрация Каменского района Ростовской области сослалась на следующие обстоятельства.
Административный истец является должником по исполнительному производству от 12.01.2022 №-ИП, возбужденному на исполнительного листа, выданного на основании решения Каменского районного суда по административному делу №, которым удовлетворены административные исковые требования об обязании солидарно Администрацию Богдановского сельского поселения Каменского района, Администрацию Каменского района привести автомобильную дорогу к х.Нижнесазонов в соответствии с требованиями ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Приказа Минтранса России от 07.02.2007 №16 «Об утверждении правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров», Приказа Минтранса России от 20.05.2009 №80 «О едином государственном реестре автомобильных дорог», ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Административным ответчиком 22.08.2022 вынесено Постановление № о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству в размере 50000 руб.
Административным истцом были совершены следующие действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ. 26.04.2021 заключен муниципальный контракт № на разработку проектно-сметной документации по объекту «Строительство автомобильной дороги к х.Нижнесазонов». 11.07.2022 получено положительное заключение государственной экспертизы № на соответствие проектной документации установленным требованиям и проверку достоверности определения сметной стоимости. В декабре 2023 г. на очередном заседании собрания депутатов Каменского района были доведены лимиты на проведение работ на строительство автомобильной дороги к х. Нижнесазонов в размере 243 244,1 тыс. руб. (из них в 2024 г. – 57 054 тыс. руб., в 2025 г. – 186 189,2 тыс. руб.). 19.02.2024 между Отделом капитального строительства и муниципального хозяйства Администрации Каменского района и ООО «Ремонтно-строительное управление» заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по объекту «Строительство автомобильной дороги к х. Нижнесазонов». Согласно заключенному контракту срок строительно-монтажных работ с 01.03.2024 по 30.11.2025.
Исполнить требования исполнительного документа административным истцом ранее было невозможным вследствие недоведения лимитов в размере 243244,1 тыс. руб.
При таких обстоятельствах исполнительский сбор взысканию не подлежит. Взыскание исполнительского сбора нарушает права и законные интересы административного истца, затягивание исполнения решения суда происходит не по вине должника. Административным истцом были совершены все необходимые действия, подтверждающие намерения исполнить исполнительный документ в добровольном порядке.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено. Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из содержания ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц (публичного органа) могут быть признаны неправомерными, только если они не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые интересы граждан либо иных лиц.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч. 6 вышеназванной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный законом для добровольного исполнения срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что невозможность исполнения обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.
Как следует из материалов дела в производстве Каменского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области находится исполнительное производство №-ИП от 12.01.2022, возбужденное на основании исполнительного документа – исполнительного листа ФС № от 16.12.2021, выданного Каменским районным судом Ростовской области по решению, вступившему в законную силу 26.11.2021, по иску Зуева А.Л., Уютовой Н.А., Овчарова Н.А., Слюсаренко И.И., Старыгина В.В., Старыгина В.А., Старыгиной Ю.В., Попова Ф.А., Брюханова А.П., Поповой Л.В., Янпольского В.В., Янпольской С.В., Гузенко В.А., Гузенко С.Н., Овчарова А.И., Овчаровой Т.А., Чернявской Г.М., Чернявского В.П., Павленко А.В., Павленко И.И. к Администрации Богдановского сельского поселения Каменского района, Администрации Каменского района Ростовской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Суд признал незаконным бездействие Администрации Богдановского сельского поселения Ростовской области, Администрации Каменского района по вопросам местного значения, выразившееся в неисполнении обязанностей по осуществлению муниципального контроля при проектировании, строительстве и содержании автомобильной дороги, организации дорожного движения, обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильной дороги к х. Нижнесазонов; обязал солидарно Администрацию Богдановского сельского поселения Ростовской сласти, Администрацию Каменского района привести автомобильную дорогу к Нижнесазонов в соответствие с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказа Минтранса России от 07.02.2007 №16 «Об утверждении правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров», Приказа Минтранса России от 20.05.2009 №80 «О едином государственном реестре автомобильных дорог», ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
22.08.2022 судебным приставом-исполнителем Каменского РОСП ГУ ФССП России по Ростовской области Карасевой И.Л. вынесено постановление о взыскании с Администрации Каменского района Ростовской области исполнительского сбора по исполнительному производству в размере 50 000 руб., установлен новый срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, до 12.09.2022.
В соответствии со ст.30Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона; срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 ст. 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве»в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Суд считает, что вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа является законным и обоснованным. Вместе с тем у должника имелись основания, препятствующие исполнению постановления суда в установленный срок, так как исполнение решения суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих временных затрат по оформлению распорядительных документов, также им предпринимались меры, направленные на исполнение решения суда.
Учитывая конкретные сложившиеся обстоятельства, деятельность должника, направленную на исполнение судебного акта, суд приходит к выводу о наличии существенных обстоятельств, не позволивших должнику исполнить решение в срок в полном объеме, то есть, о наличии достаточных оснований для уменьшения исполнительского сбора на одну четверть.
Оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора суд не установил, в связи с чем, в этой части требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования Администрации Каменского района Ростовской области к Каменскому районному отделению судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области, ГУФССП России по Ростовской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить частично.
Уменьшить размер подлежащего взысканию на основании постановления судебного пристава-исполнителя Каменского РОСП ГУ ФССП России по Ростовской области Карасевой И.Л. № от 22.08.2022 исполнительного сбора в сумме 50000 рублей на одну четверть, то есть до 37 500 (тридцати семи тысяч пятисот) рублей.
В остальной части требования Администрации Каменского районаРостовской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Самохина