Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-211/2023 ~ М-463/2012189/2023 от 28.03.2023

Дело №2а-211/2023г.

УИД26RS0027-01-2023-000260-66

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 мая 2023 года с.Новоселицкое

Новоселицкий районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи Живницкой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Волковой О.Н.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Новоселицкого района Клименко И.А.,

представителя административного ответчика - администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края Анненко О.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новоселицкого районного суда административное дело по административному иску прокурора Новоселицкого района старшего советника юстиции Еременко А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию маневренного жилого фонда на территории Новоселицкого муниципального округа (в порядке ст. 39 КАС РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новоселицкого района старший советник юстиции Еременко А.А. в интересах неопределенного круга лиц обратился в Новоселицкий районный суд к администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию маневренного жилого фонда на территории Новоселицкого муниципального округа (в порядке ст. 39 КАС РФ) и возложении на администрацию Новоселицкого муниципального округа обязанность не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилой фонд на территории Новоселицкого муниципального округа.

В обоснование административных исковых требований указано:

По результатам проверки исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края установлено, что на территории Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края в границах населенных пунктов село Новоселицкое, село Китаевское, село Журавское, поселок Артезианский, село Падинское, село Долиновка, село Чернолесское, поселок Новый Маяк, хутор Жуковский, хутор Горный, поселок Щелкан, не имеется специализированного (маневренного) фонда, что нарушает конституционные права граждан, проживающих в том числе в непригодных для проживания жилых помещениях.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 19 Устава Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края, утвержденного Решением совета Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края от 12.11.2020 № 31, к вопросам местного значения муниципального округа относятся: обеспечение проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 21 Устава органы местного самоуправления муниципального округа имеют право на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Устава администрация муниципального округа под руководством главы муниципального округа обеспечивает проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства, осуществляет муниципальный жилищный контроль, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.    

Установлено, что в населенных пунктах: село Новоселицкое, село Китаевское, село Журавское, поселок Артезианский, село Падинское, село Долиновка, село Чернолесское, поселок Новый Маяк, хутор Жуковский, хутор Горный, поселок Щелкан, не имеется специализированного (маневренного) фонда, что нарушает конституционные права граждан, проживающих в том числе в непригодных для проживания жилых помещениях.

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы пои возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденное чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение

чрезвычайных и иных подобных обстоятельств (статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации).    

При этом отсутствие маневренного жилищного фонда на территории указанных сельских поселений создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, они остаются без жилья.

Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случаи наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств является необходимой гарантией конституционного права на жилье (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Создание маневренного жилищного фонда на территории Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края, является обязанностью администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края исполнение которой направлено на предотвращение нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

По результатам ранее проведенной проверки прокурором Новоселицкого

района Ставропольского края в адрес главы Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края внесено представление от 01.02.2023 об устранении нарушении жилищного законодательства.

Ответом администрации требования об устранения законодательства признаны обоснованными, сообщено, что администрацией будут предприняты меры по устранению указанных в представлении нарушений, однако до настоящего времени маневренный жилой фонд не создан.    

Поскольку в результате непринятия мер по созданию маневренного жилого фонда на территории Новоселицкого муниципального округа, нарушаются права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, на реализацию жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Новоселицкого района Клименко И.А. просил удовлетворить административные исковые требования прокурора Новоселицкого района старшего советника юстиции Еременко А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию маневренного жилого фонда на территории Новоселицкого муниципального округа (в порядке ст. 39 КАС РФ).

Представитель административного ответчика – администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края Анненко О.В. по доверенности, чьи полномочия проверены судом, в судебном заседании административные исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования прокурора Новоселицкого района старшего советника юстиции Еременко А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию маневренного жилого фонда на территории Новоселицкого муниципального округа (в порядке ст. 39 КАС РФ), подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что по результатам проверки исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края установлено, что на территории Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края в границах населенных пунктов село Новоселицкое, село Китаевское, село Журавское, поселок Артезианский, село Падинское, село Долиновка, село Чернолесское, поселок Новый Маяк, хутор Жуковский, хутор Горный, поселок Щелкан, не имеется специализированного (маневренного) фонда, что нарушает конституционные права граждан, проживающих в том числе в непригодных для проживания жилых помещениях.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40).

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным

образованиям.

Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции

органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решении органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо Средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные в соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 (далее - Правила).

В силу пункта 12 Правил включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии е Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16, пунктом 1 части 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения муниципального округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.

К компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункты 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 19 Устава Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края, утвержденного Решением совета Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края от 12.11.2020 № 31, к вопросам местного значения муниципального округа относятся: обеспечение проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 21 Устава органы местного самоуправления муниципального округа имеют право на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Устава, администрация муниципального округа под руководством Главы муниципального округа обеспечивает проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства, осуществляет муниципальный жилищный контроль, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.    

Установлено, что в населенных пунктах: село Новоселицкое, село Китаевское, село Журавское, поселок Артезианский, село Падинское, село Долиновка, село Чернолесское, поселок Новый Маяк, хутор Жуковский, хутор Горный, поселок Щелкан, не имеется специализированного (маневренного) фонда, что нарушает

конституционные права граждан, проживающих в том числе в непригодных для проживания жилых помещениях.

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы пои возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденное чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение,

чрезвычайных и иных подобных обстоятельств (статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации).    

При этом отсутствие маневренного жилищного фонда на территории указанных сельских поселений создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, они остаются без жилья.

Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случаи наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств является необходимой гарантией конституционного права на жилье (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Создание маневренного жилищного фонда на территории Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края, является обязанностью администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края исполнение которой направлено на предотвращение нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

По результатам ранее проведенной проверки прокурором Новоселицкого

района Ставропольского края в адрес главы Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края внесено представление от 01.02.2023 об устранении нарушении жилищного законодательства.

Ответом администрации требования об устранения законодательства признаны обоснованными, сообщено, что администрацией будут предприняты меры по устранению указанных в представлении нарушений, однако до настоящего времени маневренный жилой фонд не создан.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований.    

Поскольку в результате непринятия мер по созданию маневренного жилого фонда на территории Новоселицкого муниципального округа, нарушаются права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, на реализацию жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения.

В связи с чем, прокурор Новоселицкого района Ставропольского края обратился в суд в порядке производства по административным делам в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории Новоселицкого муниципального округа, иных граждан, Российской Федерации.

Согласно пп. ч.2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных норм действующего законодательства, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора района.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии п.п. 9,19 ч.1 ст. 333.36 НК, прокурор Новоселицкого района, администрация Новоселицкого муниципального округа от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем, госпошлина взысканию не подлежит.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Новоселицкого района старшего советника юстиции Еременко А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края (в порядке ст. 39 КАС РФ) – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Новоселицкого муниципального округа, выразившееся в непринятии мер к созданию маневренного жилого фонда на территории Новоселицкого муниципального округа.

Возложить на администрацию Новоселицкого муниципального округа обязанность не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилой фонд на территории Новоселицкого муниципального округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15.05.2023 года.

Судья Н.Н. Живницкая

2а-211/2023 ~ М-463/2012189/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Клименко И.А.
Ответчики
Администрация Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края
Суд
Новоселицкий районный суд Ставропольского края
Судья
Живницкая Надежда Николаевна
Дело на сайте суда
novoselicky--stv.sudrf.ru
28.03.2023Регистрация административного искового заявления
29.03.2023Передача материалов судье
29.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2023Подготовка дела (собеседование)
19.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.05.2023Судебное заседание
15.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2023Дело оформлено
16.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее