Дело № 2а-482/2024
УИН 76RS0024-01-2023-004212-20
Мотивированное решение изготовлено 09.02.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 января 2024 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Ивахненко Л.А.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску прокуратуры Фрунзенского района г. Ярославля к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации
у с т а н о в и л :
<адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки в сети «Интернет» выявлена страница с указанным выше адресом, где в свободном доступе размещены материалы рекламного характера, содержащие публичную оферту о совершении валютных операций между резидентами РФ. Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
В суд от административных ответчиков Роскомнадзора и Управления Роскомнадзора по Ярославской области возражений по существу иска не поступило.
По ходатайству административного истца дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства.
Судом по административному иску прокуратуры <адрес> к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС №7 по Ярославской области, в судебное заседание представитель не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по вопросу распространения в сети «Интернет» запрещенной информации.
Материалами дела подтверждено, что на сайте с адресом: <данные изъяты>, в свободном доступе размещены материалы рекламного характера, содержащие публичную оферту о совершении валютных операций между резидентами РФ. Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные ценности – это иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Резиденты - физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации либо постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, либо юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях", либо находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, либо дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», валютные операции между резидентами без участия уполномоченных банков, по общему порядку, за рядом предусмотренных законом исключений, запрещены.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а так же Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» определено понятие уполномоченных банков. Так, уполномоченными банками могут являться только кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты, является противоправным деянием, запрещенным Федеральным законодательством о валютном регулировании.
За нарушение порядка совершения валютных операций предусмотрена административная ответственность по ст. 15.25 КоАП РФ.
Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, то есть совершение юридическим лицом резидентом РФ незаконных валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты является противоправным деянием, запрещенным Федеральным законодательством о банковской деятельности и валютном регулировании.
За осуществление банковской деятельности без лицензии (специального разрешения) предусмотрена уголовная ответственность по ст. 172 УК РФ.
Суд соглашается с доводом административного истца, что размещенная на страницах указанного сайта информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению противоправных действий, в том числе административных правонарушений и преступлений, связанных с осуществлением незаконных операций по приобретению резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей.
Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства определен правовой механизм противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, размещенная на указанном Интернет-сайте информация не только побуждает граждан и должностных лиц совершать преступления, но и создает условия для противоправного поведения, предоставляет возможность лицам придать легитимность денежным средствам, заведомо приобретенных преступным путем, возможности оборота данных денежных средств в дальнейшей преступной деятельности, в том числе связанной с финансированием терроризма, а равно получение денежных средств в учреждениях кредитно-банковской сферы путем предоставления данной справки о якобы полученных доходах для совершения новых преступлений.
В соответствии с положением ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, запрещается.
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных законом требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в России запрещено (далее - Единый реестр).
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в России запрещено.
Учитывая приведенные положения законодательства, информация, размещенная на указанных сайтах, подлежит признанию информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для последующего включения ее в Единый реестр.
На основании изложенного, поскольку распространение подобной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, воздействует на сознание и волю людей, вводит их в заблуждение, может способствовать возникновению намерения совершить противоправные действия, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 265.5, 293 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресу:
<данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Судья Л.А. Ивахненко