Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-201/2023 ~ М-171/2023 от 19.04.2023

УИД 45RS0-87

Дело № 2а-201/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Лебяжье 25 мая 2023 года

Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Бесмельцева А.В., при секретаре Фадеевой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2023 года в р.п. Лебяжье Курганской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Лебяжьевского района Курганской области, поданного в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Лебяжьевского района Курганской области в административном исковом заявлении просит признать незаконным бездействие Администрации Лебяжьевского муниципального округа Курганской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию на территории Лебяжьевского района Курганской области места, предназначенного для приема и очистки жидких бытовых отходов и сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водоснабжения и водоотведения и обязать Администрацию Лебяжьевского муниципального округа в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать на территории Лебяжьевского района Курганской области место, предназначенное для приема и очистки жидких бытовых отходов и сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водоснабжения и водоотведения.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Лебяжьевского района проведена проверка соблюдения Администрацией Лебяжьевского муниципального округа природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории Лебяжьевского района надлежащим образом организованные сливные станции, централизованная система водоотведения отсутствует. На территории Лебяжьевского района сооружений, предназначенных для приема и (или) очистки жидких бытовых отходов, не имеется. В качестве места для слива жидких бытовых отходов определен один участок, расположенный в 3 км от западной границы р.п. Лебяжье с восточной стороны озера «Горькое». Данный участок для целей слива ЖБО официальным образом не оформлен, система очистки на данном объекте не предусмотрена. Иные места слива ЖБО на территории района не определены. Объекты, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», санитарных правил и санитарно- эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Поскольку бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов осуществляются в силу закона органом местного самоуправления, исполнение обязанности по оборудованию места, предназначенного для приема и очистки сточных вод возложено законом на Администрацию Лебяжьевского муниципального округа. Таким образом, Администрацией Лебяжьевского муниципального округа какие-либо меры, направленные на организацию вывоза жидких бытовых отходов на специализированный объект очистки сточных вод, не приняты, вследствие чего хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, осуществляется их сброс с нарушением требований закона в неустановленных местах, что ведет к грубому нарушению требований природоохранного законодательства, загрязнению почв.

Представитель административного истца, помощник прокурора Лебяжьевского района Шадрин И.Ю. требования административного искового заявления поддержал.

Представитель административного ответчика Сухорукова Н.С., в судебном заседании показала, что мероприятия по изысканию земельного участка и предпроектные работы по разработке канализационно-очистного сооружения в Лебяжьевском муниципальном округе, оформление и оборудование специального места для приема и очистки жидких бытовых отходов требует больших финансовых и временных затрат и не может быть устранено в течении одного года.

В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, либо лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

Согласно п.п. 18, 23 Постановления Главного государственногосанитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 в населенных пунктах безцентрализованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.

Удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО.

Судом установлено, что на территории Лебяжьевского района надлежащим образом организованные сливные станции, централизованная система водоотведения отсутствует, сооружений, предназначенных для приема и (или) очистки жидких бытовых отходов, не имеется.

В силу п.п: 4, 8 ч,1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

При этом объекты, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 07.12.2011 N 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», санитарных правил и санитарно- эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Таким образом, поскольку бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов осуществляются в силу закона органом местного самоуправления, исполнение обязанности по оборудованию места, предназначенного для приема и очистки сточных вод возложено законом на Администрацию Лебяжьевского муниципального округа.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением Главы Лебяжьевского поссовета от 23.03.2015 № 25 в качестве места для слива жидких бытовых отходов определен один участок, расположенный в 3 км.от западной границы р.п. Лебяжье с восточной стороны озера «Горькое». Данный участок для целей слива ЖБО официальным образом не оформлен, система очистки на данном объекте не предусмотрена. Кроме того вопрос о надлежащем оборудовании места слива ЖБО в 2022 году Администрацией не рассматривался, денежные средства на указанные цели в бюджет не закладывались, не использовались. Иные места слива ЖБО на территории района не определены.

Таким образом, Администрацией Лебяжьевского муниципального округа какие-либо меры, направленные на организацию вывоза жидких бытовых отходов на специализированный объект очистки сточных вод, не приняты, вследствие чего хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, осуществляется их сброс с нарушением требований закона в неустановленных местах, что ведет к грубому нарушению требований природоохранного законодательства, загрязнению почв.

По указанным нарушениям закона 06 февраля 2023 года в адрес главы Лебяжьевского муниципального округа внесено представление, по итогам рассмотрения которого нарушения фактически не устранены, место приема и очистки ЖБО и сточных вод до настоящего времени в соответствии с законом не определено и не оборудовано. В бюджете Лебяжьевского муниципального округа на 2023 год и плановый период расходы на оборудование места приема и очистки ЖБО и сточных вод не запланированы.

Водоотведение в населенных пунктах на территории Лебяжьевского района в соответствии с эпидемиологическими нормами и правилами не организовано, принятые в 2015 году меры по организации слива ЖБО вблизи оз. Горькое, расположенного в 3 км.от западной границы р.п. Лебяжье, не обеспечивают выполнения требований закона, напротив способствуют негативному воздействию на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, отсутствие финансирования не может освобождать ответчика от выполнения законных требований по соблюдению прав жителей Лебяжьевского района.

Длительное размещение отходов на почве на подобных несанкционированных местах размещения жидких бытовых отходов неизбежно приводят к миграции в почву вредных веществ, содержащихся в различного вида отходах, а также образующихся при их разложении. Все это может привести к ее загрязнению вследствие превышения потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических микроорганизмов.

Размещение канализационных отходов в неправомерном месте нарушает установленные требования об охране почвы, воздуха, подземных вод и водных объектов и может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых неинфекционных заболеваний.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при необходимости, суд может установить срок исполнения решения суда.

При установлении срока, в течение которого административным ответчиком должны быть совершены действия, необходимо учитывать, что для их осуществления требуются временные затраты и финансовые затраты, связанные с соблюдением установленной законом процедуры выделения бюджетных денежных средств, а также процедуры заключения необходимых муниципальных контрактов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.

2а-201/2023 ~ М-171/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Лебяжьевского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Лебяжьевского МО Курганской области
Суд
Лебяжьевский районный суд Курганской области
Судья
Бесмельцев А.В.
Дело на сайте суда
lebiazhevsky--krg.sudrf.ru
19.04.2023Регистрация административного искового заявления
19.04.2023Передача материалов судье
20.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2023Подготовка дела (собеседование)
04.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее