Дело № 2а-55/2024
74RS0017-01-2023-001212-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2024 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Дружининой О.В.,
при секретаре Кураксиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маркелова Артура Эдуардовича к Федеральному казённому учреждению СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казённому учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации,
У С Т А Н О В И Л:
Маркелов А.Э. обратился в суд с административным иском к Федеральному казённому учреждению СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области (далее ФКУ СИЗО-2), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области (далее УФСИН по Тюменской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее ФСИН России), в котором с учётом дополнения исковых требований просит:
- взыскать в свою пользу денежную компенсацию за нарушения администрацией ФКУ СИЗО-2 условий содержания истца за счёт казны РФ в лице ФСИН России в сумме 45 000 руб. (л.д. 5-8);
- признать незаконным действия (бездействие) ФКУ СИЗО-2, выразившиеся в нарушении условий содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство личности, а также сопряжённое с угрозой жизни и здоровью;
- взыскать с ФКУ СИЗО-2 денежную компенсацию в размере 45 000 руб. (л.д. 167-170).
В обоснование заявленных требований Маркелов А.Э. указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ прибыл в ФКУ СИЗО-2. ДД.ММ.ГГГГ он отправлял письменную корреспонденцию (заявление) через администрацию ФКУ СИЗО-2. Заявление было адресовано прокурору по надзору за соблюдением законов в ИУ по Тюменской области, которое содержало все факты нарушений условия его содержания в ФКУ СИЗО-1 г. Тюмени. Более 10 дней отдел специального учёта по входящим и исходящим корреспонденциям не предоставлял ему исходящий номер по отправленной корреспонденции. Когда он обратился с данным вопросом к сотруднику ОСУ, то получил ответ, что никакой корреспонденции в адрес спец. прокурора г. Тюмени от истца не поступало. В ходе личной беседы с оперативным сотрудником ФКУ СИЗО-2 на его вопрос тот попросил его не направлять свои жалобы и заявления, адресованные спец. прокурору, по факту нарушения условий содержания в ФКУ СИЗО-1 г. Тюмени, а именно не направлять их из ФКУ СИЗО-2. После чего он снова пытался отправить эту же корреспонденцию спец. прокурору, последний раз пытался это сделать ДД.ММ.ГГГГ Однако должностные лица ФКУ СИЗО-2 отказывались направлять его корреспонденцию адресату. Полагает, что должностные лица ФКУ СИЗО-2 создавали ему препятствия в реализации его прав, подвергали строгой цензуре его корреспонденцию, а впоследствии уничтожали её.
Также за время содержания в ФКУ СИЗО-2 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу не были предоставлены индивидуальные средства гигиены. Его заявления о предоставлении средств гигиены остались без рассмотрения.
За время пребывания в ФКУ СИЗО-2 вывод на помывку в душевую производился 1 раз в неделю (л.д. 5-8).
В дополнение к исковым требованиям указал, что ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ содержался в камере № вместе с осужденными, у которых имелась ВИЧ-инфекция и гепатит.
Кроме того, в камере № не соблюдался температурный режим, камера сырая и холодная, окно в камере имеет щели, из которых дует холодный ветер, окно недостаточно остеклено для зимнего периода времени, для проветривания открывается маленькая форточка.
Кровати не оборудованы безопасными ограничителями, отсутствовали лесенки для поднятия на второй ярус, кровати не были закреплены и шатались.
Питьевая вода не соответствует нормам СанПин, имеет цвет ржавчины и неприятный запах. Отсутствует горячая вода, в камере есть грызуны и насекомые. Санитарная обработка камер не проводится, имеется грибок. В камере стоит старый сколотый унитаз без крышки.
Искусственное дневное освещение недостаточное, отсутствовал плафон, торчала проводка. Также отсутствовала пожарная сигнализация.
Установка вешалки в камере не обеспечивало сохранение чистой одежды, места для головных уборов на вешалке не предусмотрены.
Мебель в камере имела острые места, о которые можно причинить вред здоровью.
Пища в СИЗО-2 не всегда свежая и качественная.
Постельное бельё после стирки возвращается непростиранным, матрацы тонкие и грязные.
В камере № отсутствовала наглядная агитация, информация о правах и обязанностях осужденных.
Радиоточка отсутствует, телевизора нет.
Определением судьи Златоустовского городского суда от 07.07.2023 г. (л.д. 54) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области (далее ФКУ СИЗО-1).
Определением суда от 28.07.2023 г., занесённым в протокол судебного заседания, в качестве заинтересованного лица привлечён начальник ФКУ СИЗО-2 Папичев В.А. (л.д. 136).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ МСЧ-72 ФСИН России (л.д. 215 – оборот).
Административный истец Маркелов А.Э. в судебном заседании участие не принимал, поскольку убыл в <данные изъяты> (л.д. 221), просил рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д. 180).
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-2, УФСИН России по Тюменской области, ФСИН России ФИО8., действующая по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 41), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 63), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 111, 112), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Просит применить срок давности.
Из возражений на исковое заявление, поступивших от ФКУ СИЗО-2 (л.д. 78-81), следует, что с предъявленными исковыми требованиями ФКУ СИЗО-2 не согласно. Согласно справке отдела специального учёта ФКУ СИЗО-2 Маркелов А.Э. прибыл в учреждение ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ <данные изъяты> в качестве обвиняемого и возвращён ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ <данные изъяты> для дальнейшего отбывания наказания. Осужден <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ по п. «а» ч. 3 ст. 158 (5 эпизодов), ч. 3 ст. 69 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы ИК строгого режима.
Согласно справке канцелярии ФКУ СИЗО-2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в различные органы государственной власти через администрацию учреждения направлено 11 обращений Маркелова А.Э.
Поскольку Маркелов А.Э. прибыл в ФКУ СИЗО-2 из колонии строго режима в качестве обвиняемого, то он должён содержаться в СИЗО на условиях отбывания наказания н исправительном учреждении строгого режима.
Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима предусмотрены ст. 123 УИК РФ.
Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима, стрoгого режима, особого режима, особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, тюрьмах, регламентированы главой 16 УИК РФ.
В тоже время, в соответствии с главой 16 УИК РФ под условиями отбывания лишения свободы, в том числе и под условиями отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима (ст. 123 УИК РФ), понимается исключительно количество посылок и передач, получаемых в течение года, длительных и краткосрочных свиданий, сумма денег, разрешённая к использованию в течение месяца.
Всё, что не касается количества посылок и передач, получаемых в течение года, длительных и краткосрочных свиданий, и суммы денег, разрешённой к использованию в течение месяца, относится к порядку содержания, и в этой части осужденные содержатся в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённых приказом Минюста России от 04.07.2022 г. № 110.
В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку не реже одного раза одного раза в неделю.
В соответствии с п. 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и п. 3 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы осужденные к лишению свободы, оставленные в СИЗО либо переведённые в СИЗО для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве содержаться в СИЗО в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ, и на условиях отбывания ими наказания в ИУ, определённом приговором суда. Осужденные к лишению свободы, находящиеся в СИЗО в качестве подозреваемых (обвиняемых), пользуются правами, установленными настоящими Правилами, в части, не противоречащей требованиям Федерального закона № 103-ФЗ.
Пунктом 48 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрено, что помывка осужденных к лишению свободы обеспечивается не менее двух раз в неделю с еженедельной сменой нательного белья и постельных принадлежностей.
При этом учитывая, что Маркелов А.Э. прибыл из колонии строгого режима в качестве обвиняемого, то исходя из требований п. 3 ПВP ИУ и п. 3 ПВР СИЗО, следует, что он пользуется правами, установленными ПВР ИУ в части, не противоречащей требованиям Федерального закона № 103-ФЗ, что предусматривает в случае противоречия применение требований Федерального закона № 103-ФЗ.
В тоже время в части помывки (санитарной обработки) требования п. 48 ПВР ИУ противоречат требованиям п. 45 ПВР СИЗО, а соответственно в этой части применяются требования п. 45 ПBP СИЗО и санитарная обработка Маркелова А.Э. должна была осуществляться не реже одного раза в неделю.
Таким образом, помывка не реже одного раза в неделю при содержании Маркелова А.Э. в ФКУ СИЗО-2 не является нарушением.
Лица, содержащиеся в СИЗО в соответствии с требованиями Федерального закона № 103-ФЗ обеспечиваются бесплатным питанием, материально-бытовым обеспечением, в том числе и средствами личной гигиены при отсутствии необходимых денежных средств па лицевом счёте.
Также истец указывает, что в нарушение ч. 2 ст. 99 УИК РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему ни разу не предоставлено личных средств гигиены.
Как указано выше, истец прибыл в ФКУ СИЗО-2 из ФКУ <данные изъяты> на основании ст. 77.1 УИК РФ.
При этом содержание осужденных, находящихся в следственном изоляторе в соответствии со ст. 77.1 УИК РФ законодательством РФ определено в ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ, в которой предусмотрено, что в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом № 103-ФЗ, и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определённом приговором суда.
При этом истец прибыл из колонии строгого режима и соответствии на время применения к истцу ст. 77.1 УИК РФ он должен содержаться в СИЗО на условиях отбывания наказания в исправительном учреждении строгого режима.
Под условиями отбывания лишения свободы в исправительных колониях, в том числе строгого режима, понимается количество посылок и передач, получаемых в течение года, длительных и краткосрочных свиданий, сумма денег разрешённая к использованию в течение месяца, а также продолжительность прогулки, в соответствии со ст. 123 УИК РФ (Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима).
При этом к порядку содержания относится в том числе, материально- бытовое обеспечение, режимные требования и к ним применяется Федеральный закон № 103-ФЗ, а также Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, в период применения к истцу ст. 77.1 УИК РФ, он должен содержаться в СИЗО в порядке Федерального закона № 103-ФЗ и Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы (за исключением количества посылок и передач, получаемых в течение года, длительных и краткосрочных свиданий, суммы денег, разрешённой к использованию в течение месяца и продолжительности прогулок, определяемые в соответствии с УИК РФ, а соответственно при содержании его в СИЗО материально-бытовое обеспечение должно быть организовано в соответствии с требованиями Федерального закона № 103-ФЗ и ПВР СИЗО, который регламентирует порядок содержания в СИЗО, в том числе, в части выдачи средств личной гигиены, а не в соответствии с ч. 2 ст. 99 УИК РФ.
В соответствии с п. 26 (26.2) Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, по заявлению подозреваемого или обвиняемого при отсутствии необходимых денежных средств на лицевом счёте он обеспечивается, в том числе:
26.2) по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, следующими индивидуальными средствами гигиены:
26.2.1) мыло;
26.2.2) зубная щётка;
26.2.3) зубная паста (зубной порошок);
26.2.4) одноразовая бритва для индивидуального использования (для мужчин);
26.2.5) средства личной гигиены (для женщин).
Кроме того, соответствии с п. 27 ПВР СИЗО для общего пользования в камеры в расчёте на количество содержащихся в них лиц выдаются:
- мыло хозяйственное;
- туалетная бумага;
- издания периодической печати из библиотеки СИЗО;
- пластиковые и картонные настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды;
- предметы для уборки камеры;
- швейные иглы, нитки, ножницы, ножи для резки продуктов питания.
В тоже время согласно справке заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в ФКУ СИЗО-2. За вышеуказанные периоды от Маркелова А.Э. в отдел тылового обеспечения ФКУ СИЗО-2 поступало только одно заявление в ДД.ММ.ГГГГ на получение гигиенического набора.
Кроме того, согласно справке главного бухгалтера за период содержания Маркелова А.Э. в ФКУ СИЗО-2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на лицевом счёте произведены следующие операции:
ДД.ММ.ГГГГ поступление денежных средств в размере 1 000 руб.;
ДД.ММ.ГГГГ приобретение товара в магазине ФГУП «Промсервис» на сумму 1 000 руб.
При этом Маркеловым А.Э. ДД.ММ.ГГГГ было написано заявление, в котором он просит удержать с его лицевого счёта денежные средства для приобретения в магазине СИЗО следующего товара: сигарет, кипятильника, тетрадей, спичек, пакета.
В соответствии с п. 26 (26.2) ПВР СИЗО средствами личной гигиены подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются по заявлению подозреваемого или обвиняемого и при отсутствии необходимых денежных средств на лицевом счёте.
При этом истец, имея денежные средства на лицевом счёте, указывает, что учреждением ему ни разу не было предоставлено средств гигиены, и в тоже время, покупает в магазине СИЗО не средства личной гигиены, что предусматривает ПВР СИЗО при отсутствии средств личной гигиены и наличии денежных средств, а покупает сигареты, что указывает на то, что истец не нуждался в средствах личной гигиены. Кроме того, и в периоды отсутствия денежных средств истец не писал заявления о выдаче средств личной гигиены, что также указывает на то, что истец не нуждался в средствах личной гигиены.
Таким образом, нарушений условий содержания под стражей в части обеспечения средствами личной гигиены в отношении Маркелова А.Э. за период его содержании в учреждении не допущено.
Согласно дополнительным возражениям на дополнительное исковое заявление, поступившим от ФКУ СИЗО-2 (л.д. 187-191), из представленных фотографий камеры 78 видно, что на стенах камеры отсутствует плесень и грибок, а также признаки сырости.
Согласно справке заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 между ФКУ СИЗО-2 и ИП ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключены контракты на оказание услуг по проведению дератизации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно актам сдачи-приёмки оказанных услуг по вышеуказанном контрактам, проводимых ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФКУ СИЗО-2 оказаны услуги дератизации объектов ФКУ СИЗ-2, в том числе всех режимных корпусов.
Также согласно справке заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 в ДД.ММ.ГГГГ насекомых в третьем режимном корпусе не выявлялось.?
Для поддержания чистоты в камерах, соблюдения необходимых санитарных норм и правил, ежедневно из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных назначаются дежурные по камерам, отвечающие за уборку помещений в которых они содержатся. При этом подозреваемые, и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны: соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел; проводить уборку камер и других помещений в порядке очерёдности, установленной администрацией учреждения.
Из вышеизложенного следует, что обязанности по уборке камер в соответствии с требованиями законодательства возлагаются на лиц, в них содержащихся, а соответственно и вина за наличие грязи в камерах СИЗО лежит полностью на подозреваемых и обвиняемых.
В тоже время, ежедневно при утреннем техническом осмотре камер режимных корпусов ФКУ СИЗО-2 присутствует медицинский работник МЧ-10 МСЧ-72 ФСИН России, который осуществляет проверку санитарного состояния камер с записью в книгах дежурств по корпусным отделениям ФКУ СИЗО-2. Согласно книги дежурств по корпусному отделению № 3 ФКУ СИЗО-2 за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ санитарное состояние камеры 78 было удовлетворительным.
В соответствии с п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы камеры СИЗО оборудуются в том числе, вешалкой для верхней одежды.
Камера 78 оборудована двухъярусными металлическими кроватями.
Из прилагаемых фото видно, что в камере 78 имеется 2 окна, в которых установлены двухкамерные пластиковые окна с тройным стеклопакетом в хорошем состоянии с большой откидной форточкой.
В каждой камере на стене вывешивается информация об основных правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, а также распорядок дня. В камере 78 на стене имеется информация об основных нравах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых, содержащихся а СИЗО, а также распорядок дня.
Кроме того, по прибытию в ФКУ СИЗО-2 всем прибывшим подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, распорядке дня, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, о возможности получения психологической помощи.
Вышеуказанная информация объявляется подозреваемым или обвиняемым под| расписку, которая приобщается к их личным делам.
Камера 78 оборудована радиодинамиком, вмонтированным в стену для предотвращения вандализма и находящимся в нише над входной дверью камеры.
Наличие телевизора в камере не является обязательным.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был летним периодом, поэтому непонятно, о каком температурном режиме идёт речь.
В туалете камеры 78 установлен унитаз с крышкой. При этом, унитаз находится в хорошем состоянии и абсолютно пригоден для его эксплуатации.
Пища готовится ежедневно. На каждый приём пищи проводится снятие проб дежурным помощникам начальника ФКУ СИЗО-2 совместно с заведующим столовой и медицинским работникам, о чём делается запись в журнале.
В ФКУ СИЗО-2 централизованное водоснабжение. ФКУ СИЗО-2 заключены контракты на оказание услуг по проведению лабораторных исследований, в том числе, питьевой воды. Лабораторные исследования проводятся каждые 6 месяцев.
Согласно протоколам лабораторных исследований, проводимых в ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам лабораторных исследований показатели запаха, вкуса и мутности не превышают величины допустимого уровня. Бактерий не обнаружено.
При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей, кипячёная вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учётом потребности.
Как следует из справки заместителя начальника ФКУ СИЗО-2, камера № третьего режимного корпуса оборудована водопроводным краном с холодной водой. Система горячего водоснабжения для режимных корпусов учреждения не предусмотрена. Для нагрева воды подозреваемым, обвиняемым и осужденным разрешено использовать кипятильники.
При отсутствии в камере водонагревательных приборов горячая вода для стирки, гигиенических целей выдаются ежедневно в установленное время с учётом потребности. Кроме того, во время раздачи пищи по просьбе содержащихся в камерах режимных корпусов выдаётся горячая кипячёная вода. Жалоб и заявлений от осужденного Маркелова А.Э. за период его содержания в ФКУ СИЗО-2 по обеспечению горячей водой с учётом потребности не поступало.
Подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку не реже одного раза в неделю. При этом помывка подозреваемых, обвиняемых и осужденных осуществляется в душевых с горячей водой, которая нагревается в угольной котельной.
Маркелов А.Э. во время содержания в ФКУ СИЗО-2 был обеспечен вещевым имуществом в соответствии с требованиями и нормами.
Стирка белья осуществляется в банно-прачечном комбинате ФКУ СИЗО-2. При этом стирка белья осуществляется с применением стирального порошка.
Из прилагаемых фото видно, что в камере 78 установлен светильник с защитной решёткой. Светильник исправен. Лампы также в исправном состоянии.
На третьем режимном корпусе установлена пожарная сигнализация.
Кроме того, представитель ответчиков полагает, что административным истцом пропущен срок обращения с дополнительными исковыми требованиями.
Представители ответчика ФКУЗ МСЧ-72, заинтересованное лица ФКУ СИЗО-1, заинтересованное лицо начальник ФКУ СИЗО-2 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 233, 235).
Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Златоустовского городского суда (www.zlatoust.chel.sudrf.ru).
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц по доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Заслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1); соблюдены ли сроки обращения в суд (п. 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п. 3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 4).
В ч. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьёй 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в Риме 4 ноября 1950 года, частью 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определённых обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Условия содержания осужденных должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований режима содержания.
Под условиями содержания лишённых свободы лиц следует понимать условия, в которых с учётом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закреплённые Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (пункты 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» – далее Постановление Пленума ВС РФ № 47).
Согласно п. 13 указанного Постановления в силу ч.ч. 2, 3 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишённых свободы лиц возлагается на административного ответчика – соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишённых свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).
В пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ № 47 разъяснено, что условия содержания лишённых свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишённых свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредставление возможности пребывания на открытом воздухе, затруднённый доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишённых свободы лиц от шума и вибрации.
Пунктом 17 Постановления Пленума ВС РФ № 47 разъяснено, что при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишённому свободы лицу медицинской помощи, судам с учётом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учётом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишённых свободы лиц установленным требованиям, с учётом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишённого свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», часть 7 статьи 101 УИК РФ).
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишённого свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишённого свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишённых свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 84 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, Маркелов А.Э. прибыл в ФКУ СИЗО-2 ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 77.1 УИК РФ, был осужден к лишению свободы к 5 годам 6 месяцам лишения свободы ИК строгого режима. Убыл ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ <данные изъяты> для дальнейшего отбывания наказания. ДД.ММ.ГГГГ возвращён из ФКУ <данные изъяты> на основании ст. 77.1 УИК РФ в качестве обвиняемого. Возвращён ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ <данные изъяты> для дальнейшего отбывания наказания (л.д. 87).
Согласно справке ФКУ СИЗО-2 от Маркелова А.Э. было получено 11 обращений (исходящей корреспонденции) – в суды, ГУФСИН, прокуратуры, уполномоченному по правам ребёнка (л.д. 85).
Согласно ответу на запрос, поступившему из Заводоуковской межрайонной прокуратуры Тюменской области (л.д. 48), межрайонной прокуратурой рассмотрено обращение Маркелова А.Э., зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ., по вопросу ненаправления обращений обвиняемого Маркелова А.Э. администрацией ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области. По указанным доводам межрайонной прокуратурой проведена проверка, по результатам которой доводы заявителя не нашли своего подтверждения, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено. Иных обращений Маркелова А.Э. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ о нарушении условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области в межрайонную прокуратуру для рассмотрения не поступало.
Из ответа на запрос, поступившего из Тюменской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области, следует, что сведений о поступлении в прокуратуру обращений Маркелова А.Э. не установлено (л.д. 58).
ДД.ММ.ГГГГ Маркелов А.Э. обратился с заявлением об удержании с его лицевого счёта денежных средств для приобретения товара в магазине СИЗО, а именно сигарет (6 пачек), кипятильника, тетрадей (2 штуки), спичек (л.д. 82).
Согласно справке ФКУ СИЗО-2 Маркелов А.Э. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в ФКУ СИЗО-2. За указанные период от него поступало только 1 заявление ДД.ММ.ГГГГ на получение гигиенического набора (л.д. 84).
Из справки ФКУ СИЗО-2 следует, что на лицевом счёте Маркелова А.Э. были произведены следующие операции: ДД.ММ.ГГГГ – поступление денежных средств в размере 1 000 руб.; ДД.ММ.ГГГГ – приобретение товара в магазине на сумму 1 000 руб. (л.д. 86).
ДД.ММ.ГГГГ Маркелов А.Э. обращался с заявлением о выдаче ему предметов личной гигиены в связи с отсутствием денег на лицевом счёте (л.д. 127).
Согласно справке ФКУ СИЗО-2 в период нахождения в учреждении Маркелов А.Э. содержался в камерах №, №, №, где обеспечивалось соблюдение требований закона об обеспечении требований санитарной площади не менее 4-х кв.м. на человека. Все камерные помещения учреждения оборудованы: кнопкой вызова администрации; одноярусными, двухярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды по количеству спальных мест; полкой для туалетных принадлежностей по количеству спальных мест; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиоприёмником для вещания общегосударственной программы (с 6:00 до 22:00); урной для мусора; тазами для гигиенических целей; светильниками дневного и ночного освещения; установлен унитаз и умывальник (санитарный узел изолирован от остальной части камеры кирпичным перекрытием и пластиковой дверью); уборочным инвентарём (веник, совок, ведро для мытья полов); нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления (централизованное отопление); водоснабжение в камерах централизованное; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов.
Все камерные и иные помещения для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных подвергаются ежедневному техническому осмотру для проверки исправности и целостности камерного оборудования и инвентаря, обследованию на предмет соблюдения санитарных норм и правил.
На всех режимных корпусах установлено вентиляционное оборудование с вводом системы вентиляции в камеры.
Отопление централизованное, в камерах в зимнее время не ниже + 18 градусов, сбоев и аварий в обеспечении теплоснабжения не было.
Инженерные сети учреждения в указанные периоды времени находились в исправном состоянии.
Водоснабжение в камерах централизованное, в указанные периоды времени находилось в исправном состоянии.
При поступлении все подозреваемые, обвиняемые и осужденные в полном объёме обеспечиваются постельными принадлежностями и постельным бельём, а также столовыми принадлежностями.
Ежемесячно всем подозреваемым, обвиняемым и осужденным выдаётся хозяйственное мыло, туалетная бумага, индивидуальные средства гигиены и по их просьбам письменные принадлежности.
На режимных корпусах в расчёте на количество содержащихся в камере лиц выдаётся издание периодической печати из библиотеки учреждения, настольные игры, швейные иглы и ножницы, о чём вносится запись в соответствующие журналы.
На каждом режимном корпусе имеется по пять прогулочных дворов. Ежедневно подозреваемые, обвиняемые и осужденные выводятся на ежедневную прогулку, о чём вносится запись в соответствующий журнал, где отражается время прогулки и количество человек.
Согласно утверждённому начальником учреждения графику один раз в неделю все подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку с предоставлением возможности помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Надзор при помывке и других мероприятиях, сопряжённых с обнажением подозреваемых, обвиняемых и осужденных, осуществляется сотрудниками одного пола с соответствующими заключёнными под стражу. Видеонаблюдение при проведении этих мероприятий не осуществляется, а помещения, в которых они проводятся, средствами видеоконтроля не оборудованы.
За период содержания от Маркелова А.Э. жалоб в адрес администрации ФКУ СИЗО-2 не поступало (л.д. 114-116, 117).
Согласно выкопировкам из журналов учёта санитарная обработка в учреждении проводится дважды в неделю (л.д. 119-126).
В материалы дела представлены фотографии камеры 78, которые опровергают доводы административного истца, а именно наличие пластиковых окон (л.д. 192-193), кроватей (л.д. 194-195), унитаза с крышкой (л.д. 196), светильника с защитной решёткой (л.д. 197).
Также представлены акты сдачи-приёмки оказанных услуг по дератизации (л.д. 199-200), ведомость выдачи материальных ценностей (л.д. 201), протокол лабораторных испытаний питьевой воды (л.д. 202-204)
Исследовав представленные административным ответчиком доказательства, опровергающие обстоятельства, на которые ссылается Маркелов А.Э. относительно несоответствия условий содержания, а также поступивших ответов на запрос из прокуратуры, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца по первоначальным исковым требованиям о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ СИЗО-2 не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств причинения административному истцу виновными действиями ответчиков морального вреда, нравственных, физических страданий и вреда здоровью.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доказательств, подтверждающих нарушений личных неимущественных прав административного истца либо принадлежащих ему иных нематериальных благ действиями (бездействием) должностных лиц ФКУ СИЗО-2, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) с органа, наделённого государственными полномочиями, должностного лица, может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Как следует из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 18 июля 2017 года № 1563-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определённость публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан; определение момента начала течения сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Как следует из материалов дела, с дополнительным административным исковым заявлением в суд о предполагаемом нарушении своих прав при содержании его в ФКУ СИЗО-2 до ДД.ММ.ГГГГ Маркелов А.Э. обратился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 173).
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума ВС РФ № 47 проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трёхмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определённое действие, а также в течение трёх месяцев после прекращения такой обязанности.
В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Разрешая заявленные дополнительные административные исковые требования, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен трёхмесячный срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ.
На этом основании суд считает, что в удовлетворении требований Маркелова А.Э. о взыскании денежной компенсации за нарушение условий его содержания в ФКУ СИЗО-2 следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180-185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 72 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2024 ░░░░