УИД 11RS0001-01-2023-006439-63 Дело №2а-6554/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
в составе председательствующего судьи Койковой Т.А.,
при секретаре Дикгаут К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 сентября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению ООО «Финансовая компания «Конгломерат» к судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Сыктывкару №1 УФССП России по Республике Коми Шулеповой ..., судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Сажиной ..., судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Мамедову ..., судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Кошелевой ..., старшему судебному приставу ОСП по городу Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Ложкиной ..., ОСП по городу Сыктывкару №... УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми о признании бездействия в рамках исполнительного производства №...-ИП незаконными, возложении обязанности по отмене постановления об окончании исполнительного производства, восстановлении нарушенных прав,
установил:
ООО «Финансовая компания «Конгломерат» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Шулеповой М.Н., старшему судебному приставу ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Ложкиной О.Н., УФССП России по Республике Коми о признании бездействия, выразившегося в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству №...-ИП, предусмотренных ст. 68 ФЗ № 299 «Об исполнительном производстве» незаконным, обязании отменить постановление об окончании исполнительного производства, восстановлении нарушенных прав путем возложения обязанности по совершению и применению мер принудительного исполнения требований исполнительного документа.
В обоснование заявленных требований указали, что в ОСП по г. Сыктывкару №1 находится исполнительное производство №...-ИП, возбужденное ** ** ** в отношении должника Шулепова А.Н. о взыскании задолженности в размере 57676,47 рублей, которое окончено ** ** **, однако мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа судебным приставом не принято, исполнительный документ не возвращен. Полагали, что поскольку решение суда до настоящего времени не исполнено, судебным приставом – исполнителем в рамках указанного исполнительного производства не приняты достаточные меры, предусмотренные ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве», имеется бездействие со стороны должностного лица службы судебных приставов, которое подлежит признанию незаконным, в связи с чем постановление об окончании исполнительного производства вынесено преждевременно.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебные приставы-исполнители ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Сажина О.А., Мамедов И.А.о., Кошелева Г.А., ОСП по городу Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц ООО «ВЕРШИНА», ПАО «МТС-Банк», ООО «СПЕЦЭНЕРГОТРЕЙД», МИФНС России № 8 по Республике Коми, ООО «ЦДУ Инвест», АО «Тинькофф Банк», УГИБДД УМВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ООО «Право онлайн».
Административный истец, административные ответчики, заинтересованные лица надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ административное дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, оценив представленные в дело доказательства в порядке ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если он полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Материалами дела установлено, что в производстве ОСП по г. Сыктывкару № 1 находилось исполнительное производство №...-ИП, возбужденное ** ** ** на основании исполнительного документа – судебного приказа Куратовского судебного участка г. Сыктывкара №... от ** ** **, в отношении должника Шулепова А.Н. о взыскании в пользу ООО «ФК «Конгломерат» задолженности в размере ... рублей.
В рамках указанного исполнительного производства должностными лицами службы судебных приставов неоднократно направлялись запросы в регистрирующие и контролирующие органы, в том числе в банки, с целью установления имущественного положения должника, что подтверждается сводкой по исполнительному производству.
По результатам полученных сведений судебными приставами принимались меры принудительного исполнения, вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках, вынесено постановление о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств, постановление о взыскании исполнительского сбора, постановления об объединении исполнительного производства в сводное по должнику, постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Также исполнительное производство приостанавливалось на период исполнения поручения судебного пристава в период с ** ** ** по ** ** **.
** ** ** вынесено постановление об окончании исполнительного производства №...-ИП на основании п.3 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст.47 Федерального закона об исполнительном производстве.
** ** ** начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по г. Сыктывкару №1 УФССП России по Республике Коми вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству. Исполнительное производство зарегистрировано за №...-ИП.
В рамках возобновленного исполнительного производства приняты меры принудительного исполнения, направлены запросы в регистрирующие и контролирующие органы.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (часть 1).
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (часть 2).
Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; 10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Данная статья регламентирует, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель наделен достаточно широким спектром мер принудительного исполнения направленных на своевременное исполнение судебных актов.
Исходя из требований ст. 64, ст.68 указанного Федерального закона судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
В силу пункта 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что в рамках сводного исполнительного производства, с момента его возбуждения и до его окончания, а также после отмены начальником отделения постановления об окончании и возобновлении исполнительного производства должностными лицами ОСП по г.Сыктывкару №1 УФССП по Республике Коми принимались меры по принудительному исполнению исполнительного документа, направлялись запросы в регистрирующие и контролирующие органы для установления имущественного положения должника, осуществлялся выход по адресу должника, выносись соответствующие постановления в рамках предоставленных полномочий, суд приходит к выводу, что в данном случае неисполнение требований исполнительного документа не связано с бездействием судебного пристава-исполнителя, а обусловлено отсутствием у должника имущества и денежных средств.
Поскольку все необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства №...-ИП, в том числе, предусмотренные требованиями ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производства» судебными приставами - исполнителями ОСП по г.Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми принимались, суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны должностных лиц ОСП по г. Сыктывкару №1, в связи с чем оснований для удовлетворения требований в указанной части, в том числе восстановлении нарушенных прав путем возложения обязанности по совершению и применению мер принудительного исполнения требований исполнительного документа, не имеется.
Оснований для возложения на старшего судебного пристава ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Ложкину О.Н. обязанности по отмене постановления от ** ** ** об окончании исполнительного производства также не имеется, ввиду удовлетворения указанных требований в ходе рассмотрения дела.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в порядке, установленном частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства, административным истцом не представлено.
С учетом того, что исполнительное производство возобновлено, что не исключает возможности в дальнейшем исполнения исполнительного документа, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ООО «Финансовая компания «Конгломерат» к судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Сыктывкару №1 УФССП России по Республике Коми Шулеповой ..., судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Сажиной ..., судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Мамедову ... судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Кошелевой ..., старшему судебному приставу ОСП по городу Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Ложкиной ..., ОСП по городу Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми о признании бездействия в рамках исполнительного производства №...-ИП незаконными, возложении обязанности по отмене постановления об окончании исполнительного производства, восстановлении нарушенных прав - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.А. Койкова