Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-491/2022 ~ М-460/2022 от 15.09.2022

                                                                                                 Дело № 2а-491/2022

                                                                        УИД:60RS0003-01-2022-001040-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Остров Псковской области                                                  *** 2022 года

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Радова Е.В.,

при секретаре Ивановой Н.В.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Псковской области (далее по тексту – Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области) к Алексееву С.Н. о взыскании недоимки по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №5 по Псковской области обратилась в суд с административным иском к Алексееву С.Н. о взыскании недоимки за 2014 год по налогу на имущество физических лиц в размере 22 рубля, транспортному налогу в размере 1170 рублей, пени в размере 3,22 рублей.

Требования мотивированы тем, что Алексеев С.Н. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, так как в 2014 году имел в собственности зарегистрированные транспортные средства, недвижимое имущество, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ. Руководствуясь действующим налоговым законодательством, ст. 2 Закона Псковской области №224-оз от 26 ноября 2002 года «О транспортном налоге», налоговая инспекция начислила административному ответчику за 2014 год транспортный налог, а также налог на имущество физических лиц в соответствии с гл. 32 НК РФ и направила в адрес Алексеева С.Н. налоговое уведомление от *** об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц. В связи с неоплатой последним налоговых платежей на основании направленного в его адрес налогового уведомления, ему было направлено требование об уплате налогов и пени: от *** о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц со сроком уплаты до ***. Поскольку требование об уплате недоимки по налогам и пени оставлены ответчиком без исполнения, административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.

Одновременно истцом заявлено ходатайство о признании причин пропуска им срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением уважительными, восстановлении срока обращения в суд и взыскании с ответчика указанной недоимки по налогу и пени.

Представитель административного истца, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в предварительное судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Административный ответчик Алексеев С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте предварительного судебного заседания извещался надлежащим образом посредством направления заказного письма с уведомлением о вручении по месту регистрации. Почтовая корреспонденция возвращена в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения.

Суд, направив административному ответчику судебную повестку по известному адресу, считает, что надлежащим образом выполнил свою обязанность по его извещению о дате и времени рассмотрения дела.

Согласно ч.2 ст.289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает административного ответчика надлежаще извещенным о дате и времени судебного заседания, его неявка не является препятствием для рассмотрения дела.

В соответствии со ст.ст. 102, 138 КАС РФ дело в предварительном судебном заседании рассмотрено в отсутствие административного истца и административного ответчика по делу.

Изучив письменные материалы дела, исследовав причины пропуска административным истцом установленного КАС РФ срока обращения в суд с данным иском, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

    В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Указанный документ является обязательным и первым этапом в процедуре принудительного взыскания налоговой задолженности.

В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

При этом налоговое законодательство устанавливает также специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Федеральным законом от 23.11.2020 года №374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым вместо суммы 3000 рублей установлена сумма 10000 рублей (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 года №374-ФЗ).

Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период времени) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что Алексеев С.Н. в 2014 году являлся плательщиком транспортного налога.

Административным ответчиком обязанность по уплате транспортного налога в полном объеме не была исполнена, в связи с чем Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области в его адрес было направлено требование от ***, по которому общая сумма задолженности составила 1329,46 рублей, в том числе по налогам (сборам) 1273,98 рублей, которая подлежит уплате в срок до ***.

Учитывая, что по настоящему делу предъявлена ко взысканию задолженность по налогам, возникшая до внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, к настоящим правоотношениям применяется п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период времени.

Как следует из материалов дела, административный истец обращался к мировому судье судебного участка №21 в границах административно-территориального образования «город Остров и Островский район» Псковской области с заявлением о взыскании с Алексеева С.Н. недоимки по налогам, однако определением мирового судьи от *** в принятии заявления отказано, поскольку согласно разъяснениям, данным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 года №62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ о приказном производстве» истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Согласно п. п. 2, 5 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

    С учетом названных норм, установленных п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также срока исполнения указанного выше, самого раннего требования и сумму задолженности, инспекция вправе была обратиться с заявлением о взыскании недоимки по налогам в срок не позднее ***.

    Между тем, настоящий административный иск поступил в суд ***, что находится за пределами установленного п. 2 ст.48 Налогового кодекса РФ срока.

    Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности административным истцом пропущен.

Пункт 2 ст.48 Налогового кодекса РФ допускает восстановление судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании недоимки.

В качестве уважительной причины пропуска срока подачи административного искового заявления, административный истец указывает, что выявлена массовая неуплата имущественных налогов налогоплательщиками, формирование комплектов документов для направления в суд, в том числе отправка запросов и анализ полученной информации, является трудоемким процессом, которым занимается один правовой отдел, что не позволило своевременно инициировать процедуру взыскания задолженности в соответствии со ст. 48 НК РФ.

    По смыслу закона к уважительным причинам пропуска данного срока могут быть отнесены обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа и находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени внимательности и предусмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного законом порядка для обращения в суд. Поскольку административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, он обязан соблюдать сроки и правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей.

Таким образом, обстоятельства, связанные с выявлением массовой неуплаты имущественных налогов налогоплательщиками, формирование комплектов документов для направления в суд, в том числе отправка запросов и анализ полученной информации, что, как указывается административным истцом, не позволило ему своевременно инициировать процедуру взыскания задолженности в соответствии со ст. 48 НК РФ, не может быть признано судом уважительной причиной пропуска срока обращения в суд с настоящим заявлением.

Иных уважительных причин, действительно свидетельствующих о невозможности заблаговременного направления административного искового заявления в суд, налоговым органом не приведено.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления Межрайонной ИФНС №5 по Псковской области срока на предъявление настоящего административного искового заявления в суд.

В соответствии с ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Принимая во внимание вышеизложенное, в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области к Алексееву С.Н. надлежит отказать в виду пропуска административным истцом без уважительной причины срока обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст.ст. 138, 175-180, 286-290, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Псковской области к Алексееву С.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 1170 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 22 рубля, пени в размере 3,22 рублей – отказать.

    Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий                                                      Е.В. Радов

2а-491/2022 ~ М-460/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №5 по Псковской области
Ответчики
Алексеев Сергей Николаевич
Суд
Островский городской суд Псковской области
Судья
Радов Е.В.
Дело на сайте суда
ostrovsky--psk.sudrf.ru
15.09.2022Регистрация административного искового заявления
15.09.2022Передача материалов судье
16.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.10.2022Предварительное судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее