Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-100/2023 ~ М-28/2023 от 01.02.2023

44OS0000-01-2023-000028-22

Дело № 3а-100/2023

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

6 апреля 2023 года, город Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего Колесова Р.Н.,

при секретаре Филатовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хохловой Н.А. к Администрации города Костромы, Управлению финансов Администрации города Костромы и Управлению строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

решением Свердловского районного суда города Костромы от 18 января 2021 года на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации муниципального образования городской округ город Кострома возложена обязанность предоставить Хохловой Н.А. на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы, расположенное на территории городского округа город Кострома Костромской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 31 марта 2021 года указанное решение оставлено без изменения.

Хохлова Н.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации города Костромы, указывая в обоснование, что на основании указанного решения суда был выдан исполнительный лист, который предъявлен для исполнения в службу судебных приставов. Межрайонным отделом судебных приставов-исполнителей по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области 24 июня 2021 года возбуждено исполнительное производство -ИП.

Судебным приставом-исполнителем 23 июля 2021 года за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, также неоднократно в адрес должника выносились требования об исполнении решения и предупреждения об уголовной ответственности за неисполнение решения. Однако до настоящего времени судебное решение не исполнено, жилое помещение ей не предоставлено.

Общая продолжительность исполнения решения с момента возбуждения исполнительного производства составила 2 года.

Ввиду неисполнения решения суда Хохлова Н.А. находится в трудной жизненной ситуации, вынуждена постоянно искать жилые помещения, в которых она могла бы проживать, в связи с этим несет материальные расходы за аренду жилья. В настоящее время проживает с бывшими опекунами, что доставляет много неудобств как ей, так и им.

Учитывая указанные обстоятельства Хохлова Н.А. просит взыскать в её пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 – 80 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление финансов Администрация города Костромы и Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы. В последующем была произведена замена административного ответчика Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы его правопреемником – Управлением строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы.

В ходе рассмотрения дела административный истец Хохлова Н.А. уточнила требования, просила взыскать компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 80 000 рублей.

Административный истец Хохлова Н.А. в судебном заседании заявленные уточненные требования поддержала.

Представитель Управления финансов Администрации города Костромы Петрова М.П. поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на административное исковое заявление, сводящуюся к тому, что заявленная административным истцом сумма компенсации является завышенной и необоснованной, по аналогичной категории дел Костромским областным судом взыскивалась компенсация в наименьшей сумме. Кроме того, на протяжении многих лет бюджет города Костромы является дефицитным и дотационным. В условиях крайне напряженного исполнения бюджета, при отсутствии дополнительных доходных источников в первоочередном порядке средства направляются на обеспечение публичных нормативных обязательств, обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений, обеспечения питания в детских учреждениях, организацию летнего отдыха детей, оплату коммунальных услуг и обслуживание муниципального долга. В настоящее время на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделено 94 233,7 тыс. руб. В списке исполнительных производств, возбужденных в отношении Администрации городского округа город Кострома, обязывающих по решению судов предоставить гражданам жилые помещения по договорам социального найма, Хохлова Н.А. значится за № 195. Просила снизить размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Администрация города Костромы, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила, в письменных возражениях указала, что возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от исполнения Костромской областью обязанности финансирования переданных полномочий. Администрацией города Костромы были приняты все необходимые меры к исполнению судебного акта, но в силу объективных обстоятельств и уважительных причин его исполнение возможно только по истечении определенного времени. Денежных средств, предусмотренных муниципальному образованию городскому округу город Кострома на 2023 год, недостаточно для обеспечения Хохловой Н.А. жилым помещением. Полагает, что сумма компенсации завышена и не обоснована, просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы своего представителя в судебное заседание также не направило, отметив в письменном отзыве на административное исковое заявление, что возражает против удовлетворения заявленных требований, полагает сумму компенсации завышенной, неразумной и несоразмерной. Работа по строительству (приобретению) жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется с учетом требований и процедур, регламентированных, в том числе, положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также доведенного финансирования, однако, по ряду причин и объективных обстоятельств, не зависящих от воли Администрации, у последней отсутствует возможность одномоментного исполнения переданных государственных полномочий, позволяющих в полном объёме удовлетворить потребность рассматриваемой категории граждан и осуществить закупку необходимого количества квартир.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, содержащиеся как в материалах настоящего административного дела, так и в материалах гражданского дела № Свердловского районного суда города Костромы, а также материалах исполнительного производства -ИП, представленных в дело в виде копии, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, решением Свердловского районного суда города Костромы от 18 января 2021 года на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации муниципального образования городской округ город Кострома возложена обязанность предоставить Хохловой Н.А. на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы, расположенное на территории городского округа город Кострома Костромской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 31 марта 2021 года указанное решение оставлено без изменения.

Исполнительный лист получен административным истцом 14 апреля 2021 года и предъявлен в межрайонный отдел судебных приставов-исполнителей по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области. На основании данного исполнительного листа 24 июня 2021 года возбуждено исполнительное производство -ИП. До настоящего момента жилое помещение административному истцу не предоставлено.

В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее также – Закона о компенсации) и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведёнными в пункте 5 постановления от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», к лицам, имеющим право на обращение в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, относятся, в том числе, взыскатели по судебным актам, предусматривающим обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебным актам, возлагающим на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.

Согласно части 8 статьи 3 указанного закона такое заявление может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.

Аналогичные положения закреплены в частях 1 и 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Положения статьи 6.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки (часть 1).

При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу (часть 3).

Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе с заменой судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу (часть 4).

Правила определения разумного срока судопроизводства по делу, предусмотренные частями третьей и четвёртой настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов (часть 5).

В соответствии с частью 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласно разъяснениям, приведенным в пункте 40 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.

Принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведённые в пунктах 56.1 и 56.2 вышеуказанного постановления, общая продолжительность исполнения судебного акта составила 1 год 9 месяцев 13 дней с момента возбуждения исполнительного производства – 24 июня 2021 года до дня принятия настоящего решения – 6 апреля 2023 года.

Объективных данных о том, что взыскатель совершал действия, увеличивающие длительность исполнения судебного акта, не представлено.

В рамках исполнительного производства в адрес должника судебный пристав-исполнитель неоднократно направлял требования об исполнении решения суда и предупреждения об уголовной ответственности. Должник в ответе на требования судебного пристава-исполнителя ссылается на то, что решение исполняется за счет субвенций из областного бюджета и указывает на объём предоставленных и планируемых к предоставлению денежных средств.

Вместе с тем, до настоящего времени каких-либо реальных действий, направленных на исполнение решения суда в пользу административного истца, не совершено. Материалы исполнительного производства сведений о предложении административному истцу каких-либо жилых помещений и отказа от них не содержат.

Совершение действий по исполнению решений о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящим в соответствующем списке перед Хохловой Н.А., не означает, что эти действия совершались в целях исполнения решения суда в пользу административного истца.

Безусловно, исполнение решения, касающегося предоставления жилого помещения, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению; однако если решение суда касается жилья, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год является недопустимой.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному, а действия должника не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок по смыслу частей 3 и 4 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для присуждения компенсации.

В соответствии со статьёй 2 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме (часть 1). Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости (часть 2).

В пункте 60 вышеприведённого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также разъяснено, что в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

Оценивая последствия нарушения права Хохловой Н.А. на исполнение судебного акта в разумный срок, их значимость для административного истца (нарушение права на жилище), суд также учитывает, что у административного истца не имеется в собственности иного жилого помещения.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, недостаточность и неэффективность мер, принятых должником, общую продолжительность срока исполнения, значимость исполнения для Хохловой Н.А., в пользу административного истца подлежит присуждению компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 55 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца. Указанная сумма позволит компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного решения в разумный срок.

В соответствии с частью 3 статьи 4, частью 1 статьи 5 Закона о компенсации, решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом за счет средств местного бюджета.

В соответствии с пунктом 1.2 положения об Управлении финансов Администрации города Костромы (утверждено постановлением Администрации города Костромы от 16 ноября 2012 года № 2445), Управление финансов Администрации города Костромы является финансовым органом Администрации города Костромы, а, следовательно, является надлежащим ответчиком по делу и лицом, с которого должна быть взыскана компенсация.

При этом в части присуждения компенсации решение суда подлежит немедленному исполнению в силу части 4 статьи 4 Закона о компенсации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 259 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Хохловой Н.А. удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования городской округ <адрес> в лице Управления финансов Администрации города Кострома за счет средств бюджета города Кострома в пользу Хохловой Н.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 55 000 (Пятьдесят пять тысяч) рублей 00 копеек.

Взысканные денежные средства перечислить на расчетный счет .

В удовлетворении остальной части административных исковых требований – о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в большем размере – отказать.

В части присуждения компенсации решение суда подлежит немедленному исполнению.

На настоящее решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.

    Председательствующий     Р.Н. Колесов

Полный текст решения изготовлен 6 апреля 2023 года.

3а-100/2023 ~ М-28/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Хохлова Надежда Алексеевна
Ответчики
Администрация г. Костромы
Управление финансов администрации г.о.г. Кострома
Управление строительства и капитального ремонта администрации города Кострома
Суд
Костромской областной суд
Судья
Колесов Роман Николаевич
Дело на сайте суда
oblsud--kst.sudrf.ru
01.02.2023Регистрация административного искового заявления
01.02.2023Передача материалов судье
06.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Судебное заседание
06.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее