<...>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25GV0004-01-2021-000421-70
28 декабря 2021 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе председательствующего Абдулхалимова И.А., при секретаре судебного заседания Летягиной Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-305/2021 об оспаривании военнослужащим войсковой части № <...> Побединым Николаем Сергеевичем действий руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с расчётом инвестиционного дохода,
установил:
Прокофьева Е.Г. в интересах Победина Н.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать необоснованным произведённый ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Росвоенипотека») расчёт по определению величины инвестиционного дохода, который должен был быть начислен на именной накопительный счёт (далее - ИНС) административного истца при условии его своевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - реестр), в размере 10 000 рублей;
- обязать руководителя ФГКУ «Росвоенипотека» учесть на ИНС административного истца денежные средства в размере 514 760 рублей из средств распределяемого инвестиционного дохода в порядке полного обеспечения его, как участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Обосновывая свои требования, представитель административного истца в заявлении указала, что её доверитель с февраля 2020 года включён в реестр с датой возникновения права - 10 июня 2013 года, имеет право на получение инвестиционного дохода на накопления, учтённые на его ИНС, вместе с тем указанный доход начисляется лишь с 1 февраля 2020 года, и учтён лишь в размере 10 000 рублей, что влечёт нарушение его права на жилищное обеспечение в установленном законом порядке, поскольку размер инвестиционного дохода, учитываемого на ИНС, зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на счёте, сроков их инвестирования и доходности инвестирования в конкретный период. В связи с тем, что полагающийся ему инвестиционный доход начислен в сумме меньшей, чем военнослужащим с аналогичным периодом возникновения основания для включения в реестр, полагает оспариваемые действия незаконными.
Надлежащим образом извещённые о дате, времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, в суд не прибыли, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
В представленном в суд отзыве представитель административного ответчика, не оспаривая заявленный административным истцом порядок и размер расчёта суммы инвестиционного дохода, против заявленных требований не возражал, указав при этом, что право административного истца может быть восстановлено за счёт поступающего и распределяемого ФГКУ «Росвоенипотека» инвестиционного дохода, то есть из внебюджетного источника.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, военный суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с копиями послужного списка, контрактов от 24 июня 2008 года и от 30 мая 2010 года, уведомления от 23 января 2020 года административный истец проходит военную службу с 2008 года, в феврале 2020 года включён в реестр с указанием 10 июня 2013 года как даты возникновения основания для включения в реестр.
Согласно возражениям представителя административного ответчика от 25 июня 2020 года № НИС-7-07/9522 (по делу № 2а-132/2020), справки начальника отдела (по ведению ИНС) этого же учреждения от 19 июня того же года ИНС административному истцу был открыт 28 февраля этого же года с датой возникновения основания - 10 июня 2013 года, инвестиционный доход на его ИНС начисляется лишь с первого квартала 2020 года, тогда как с 10 июня 2013 года по первый квартал 2020 года этот доход ему не начислялся.
Из вступившего в законную силу решения 35 гарнизонного военного суда от 14 июля 2020 года следует, что суд обязал ФГКУ «Росвоенипотека» произвести расчёт недополученного административным истцом инвестиционного дохода, поскольку он был лишён этого дохода из-за нераспорядительности должностных лиц военного ведомства, которые несвоевременно включили административного истца в реестр.
Как усматривается из отзыва представителя административного ответчика от 13 декабря 2021 года, в порядке исполнения указанного решения суда на ИНС административного истца учтён инвестиционный доход в размере 10 000 рублей.
Как следует из представленных административным ответчиком сведений о средствах, учтённых на ИНС участников НИС по состоянию на 1 января 2020 года (далее - Сведения), размер инвестиционного дохода участников НИС, у которых основание для включения в реестр возникло в июне 2013 года, на 1 января 2020 года составил 524 760 рублей (в среднем на одного участника).
Как видно из административного искового заявления, 10 ноября 2020 года административным истцом с ИНС были сняты денежные средства в размере 1 855 088 рублей 95 копеек.
Как установлено ч. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон).
Как определено п. 1 ч. 4 ст. 9 Закона, к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу до 1 января 2020 года, заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.
В судебном заседании установлено, что Победин Н.С. с июня 2008 года по настоящее время непрерывно проходит военную службу по контракту и жилым помещением государством не обеспечивался.
Как предусмотрено п. 1 и 2 ч. 1 ст. 4 этого же Закона, реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений либо предоставления целевого жилищного займа.
Как указано в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года № 449, функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, а на Правительство Российской Федерации - обязанность по обеспечению создания федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», находящегося в ведении названного министерства.
Как видно из п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года № 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», для обеспечения функционирования НИС и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС, в ведении этого министерства создано ФГКУ «Росвоенипотека».
Как закреплено в ч. 1 ст. 5 Закона, накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт: учитываемых на ИНС участников НИС накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В силу ч. 4 и 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; учёт доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Доходами от инвестирования, в соответствии с п. 14 ст. 3 Закона, являются дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля.
В соответствии с п. 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, учёт накопительных взносов на ИНС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счёта.
Согласно п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на ИНС участников НИС, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчёт суммы дохода от инвестирования указанных средств, опредёленного на последний день отчётного квартала.
При этом расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств открытия участнику НИС Победину Н.С. ИНС, формирования накоплений для жилищного обеспечения в виде накопительных взносов и доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, военный суд приходит к выводу о том, что право административного истца на инвестиционный доход, который был бы начислен военнослужащему в случае, если бы он был своевременно включён в реестр, было нарушено.
Так как ИНС административного истца был открыт 28 февраля 2020 года, на 1 января 2020 года накопительные взносы на его ИНС отсутствовали, не инвестировались, следовательно, инвестиционный доход на указанную дату также отсутствует.
При этом произведенный ФГКУ «Росвоенипотека» расчёт суммы инвестиционного дохода административного истца в размере 10 000 рублей противоречит Сведениям, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административный истец имеет право на получение накоплений для жилищного обеспечения с учетом инвестиционного дохода в указанном им размере, поскольку иное ставит его в неравные условия с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях в одно с ним время стать участниками НИС и фактически реализовавшими указанное право.
Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что в силу приведённых выше норм права, определяющих порядок формирования инвестиционного дохода участника НИС, учитывая месяц и год возникновения основания для включения административного истца в реестр, а также учитывая объективные данные о размере инвестиционного дохода участника НИС из представленных ФГКУ «Росвоенипотека» Сведений, истец вправе рассчитывать на выплату за вышеуказанный период, то есть по 1 января 2020 года, инвестиционного дохода в размере 524 760 рублей из средств распределяемого инвестиционного дохода в порядке обеспечения его, как участника НИС, причитающимися ему денежными средствами, с учетом выплаченных ему ранее 10 000 рублей по исполнению указанного выше решения суда.
В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым установить, что подлежащая доведению и аналитическому учёту на ИНС административного истца сумма дохода от инвестирования накоплений подлежит распределению из инвестиционного дохода, то есть из дохода от инвестирования накоплений, подлежащего распределению ФГКУ «Росвоенипотека» между всеми военнослужащими, что в полной мере соответствует заложенной законодателем правовой природе дохода от инвестирования накоплений участника НИС, как инструмента защиты накоплений, сформированных за счёт государственных ассигнований, от инфляционных и иных негативных экономических процессов.
Таким образом, в соответствии с приведёнными выше нормами Закона инвестиционный доход является составной частью накопления для жилищного обеспечения административного истца как участника НИС и его учёт прямо предусмотрен п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона. В этой связи он, не по своей вине несвоевременно включённый в реестр, вправе рассчитывать на начисление на его ИНС накоплений с учётом инвестиционного дохода с даты возникновения права на включение в реестр. Иное ущемляло бы гарантированное п. 1 и 2 ч. 1 ст. 4, п. 1 и 2 ч. 1 ст. 11 Закона право административного истца на использование накоплений для реализации права на жилище и ставило его в неравное положение с теми военнослужащими, которые своевременно включены в реестр. Возможность такого неравенства участников НИС из закона не вытекает.
На основании изложенного, в целях восстановления прав административного истца суд полагает необходимым обязать административного ответчика учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений в размере 514 760 рублей за счёт средств распределяемого инвестиционного дохода, то есть из внебюджетного источника, (524 760 - 10 000 = 514 760 рублей).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № <...> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, 514 760 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ 29 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
<...>:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
35 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
<...>