Дело № 2а-6764/2023
24RS0056-01-2023-005443-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года г. Красноярск
Судья Центрального районного суда г. Красноярска Коваленко В.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному району г. Красноярска к Бутакову Владимиру Евгеньевичу о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Центральному району г. Красноярска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Бутакову В.Е., мотивируя требования тем, что административный ответчик, являясь налогоплательщиком земельного налога в соответствии с Налоговым кодексом РФ, от исполнения обязанности по уплате налогов уклоняется, в связи с чем административным истцом были направлены требования об уплате налогов и пени, которые также не исполнены.
От административного ответчика Бутакова В.Е возражения на административное исковое заявление не поступили.
Административное дело согласно ст. 291 КАС РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав доказательства в письменной форме, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В пп. 1 и 2 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
Статьей 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу п.п. 9, 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом; а также предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (ч. 1 ст. 32 НК РФ).
Исходя из положений ст. 75 НК РФ пени (денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки) начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с требованиями ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Бутаков В.Е. является собственником ? доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (с 22.07.2008), а также является собственником 1/6 доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. (с 09.04.2017 года).
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами за 2014 год – в срок до 01.10.2015, за 2016 год – 01.12.2017 год.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога являются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося юридическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января налогового периода.
Как следует из административного иска и приложенных к нему материалов, у Бутакова В.Е. имеется задолженность по уплате земельного налога за 2014 год со сроком уплаты до 01.10.2015 года в размере 43 руб., за 2016 год со сроком уплаты до 01.12.2017 года в размере 50 руб.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате земельного налога за 2014 год в сумме 65 рублей, в установленный срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ исчислены соответствующие пени за период с 01.12.2015 по 30.08.2016 в размере 6,18 руб (01.12.2015- начало течения пени вследствие неуплаты налога по сроку 01.10.2015 до даты выставления требования №№ от 31.08.2016 года), которые включены в требование №№ от 31.08.2016 в размере 6,18 рублей.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате земельного налога за 2014 год в сумме 50 рублей, в установленный срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ исчислены соответствующие пени за период с 01.12.2015 по 30.08.2016 в размере 3,00 руб. (01.12.2015- начало течения пени вследствие неуплаты налога по сроку 01.10.2015 до даты выставления требования №№ от 31.08.2016 года), которые включены в требование №№ от 31.08.2016 в размере 3,00 рублей.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате земельного налога за 2016 год в сумме 50 рублей, в установленный срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ исчислены соответствующие пени за период с 02.12.2017 по 26.11.2018 в размере 4,46 руб. (02.12.2017- начало течения пени вследствие неуплаты налога по сроку 01.12.2017 до даты выставления требования №№ от 27.11.2018 года), которые включены в требование №№ от 27.11.2018 в размере 4,46 рублей.
Итоговая сумма к уплате пени по земельному налогу за период с 2015 года по 2018 года составляет 13,64 рублей.
Согласно положениям п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 386-ФЗ, действующей на момент выставления требований и обращения в суд общей юрисдикции с заявлением о выдаче судебного приказа) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Общая сумма требования № № от 31.08.2016 составила 125,34 руб.
Общая сумма требования № № от 27.11.2018 составила 54,46 руб.
Таким образом, административный истец был обязан обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Мелковского А.В. задолженности по налогам и сборам в течение шести месяцев со дня истечения срока уплаты по требованию № № от 31.08.2016, то есть до 31.08.2019.
В связи с неисполнением административным ответчиком направленных требований, административный истец направил в суд заявление на выдачу судебного приказа на взыскание с административного ответчика задолженности по налогам и по пени.
20.07.2020 мировым судьей судебного участка № 139 в Центральном районе г. Красноярска выдан судебный приказ. Определением мирового судьи от 24.08.2020 судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений относительно исполнения судебного приказа.
Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании задолженности (ст. 48 НК РФ).
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О, пункт 3 статьи 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Административный истец в административном исковом заявлении ходатайствовал о восстановлении срока.
Вместе с тем административный истец, являющийся государственным органом, длительно – в течение пяти месяцев после истечения установленного законом шестимесячного срока обращения в суд – не исполнял возложенную на него законом обязанность, кроме того, суду не представлено никаких доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые административный истец ссылается, в связи с чем у суда отсутствуют основания для признания указанных административным истцом причин пропуска срока уважительными и, как следствие, восстановления пропущенного срока обращения в суд.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд, то указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в административном иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Центральному району г. Красноярска к Бутакову Владимиру Евгеньевичу о взыскании задолженности по налогам и сборам отказать.
Разъяснить, что суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии.
Председательствующий В.А. Коваленко
Мотивированное решение изготовлено 06.11.2023 года
Копия верна:
Судья В.А. Коваленко