Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1211/2023 ~ М-725/2023 от 28.04.2023

          Дело № 2а-1211/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салехард                                                                19 мая 2023 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего Поздняковой М.И., при секретаре судебного заседания Дейбус А.А., с участием представителя административного истца – адвоката Кравцовой Н.В., представителей административного ответчика Джаишева З.Т., Карузина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Болотовой О.С. к МИФНС России №1 по ЯНАО о признании незаконными действия, выразившиеся в неполноте выплаты налогового вычета, взыскании сумму недоимки, обязании выполнить действия по списанию задолженности по транспортному налогу, взыскании расходов по уплате государственной пошлины,

установил:

Болотова О.С. обратилась в суд с административным иском о признании незаконными действий (бездействия) МИФНС России №1 по ЯНАО, указав в административном иске, что 14 марта 2023 года направила в налоговый орган налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ) за 2022 год. Подлежащая возврату сумма составила 35817 рублей 00 копеек. 17360 рублей 39 копеек из них не было возвращено, в виду задолженности по транспортному налогу. Просила обязать налоговый орган перечислить ей невыплаченную сумму налогового вычета, а также расходы по оплате государственной пошлины.

Представитель административного истца Кравцова Н.В. требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.

В ходе судебного заседания и письменных возражениях, представленных в суд, просили отказать в удовлетворении исковых требований, указали, что Болотовой О.С. 14.03.2023 в соответствии со ст. 220 НК РФ в связи с приобретением квартиры в 2020 году заявлено право на имущественный налоговый вычет по расходам на покупку жилья. Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2022 год, представленной 14.03.2023 налогоплательщиком заявлен имущественный налоговый вычет в размере 275516 рублей 44 копейки с суммы фактическим произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение квартиры. Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физического лица по форме 3-НДФЛ за 2022 налогоплательщику был предоставлен имущественный налоговый вычет в размере 35817 рублей 13 копеек. Сумма, подлежащая возврату, составила 35817 рублей 13 копеек. По состоянию на 01.01.2023 за налогоплательщиком числилась задолженность в размере 17360 рублей 39 копеек по транспортному налогу. Таким образом, по заявлению налогоплательщика о возврате от 07.03.2023 инспекцией принято решение о возврате на сумму 35817 рублей сумма по декларации за вычетом задолженности 17360 рублей 39 копеек, сумма к возврату 18456 рублей 61 копейка.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов ил и налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 этого пункта) – при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4,4.1, 4.2 и 5 пункта 1 данной статьи).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока для подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Инициировать соответствующее судебное разбирательство в праве не только налоговый орган, но и плательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства РФ (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ №4(2016)», утвержден Президиумом Верховного Суда РФ от 20 декабря 2016 года).

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей).

Статьями 87, 88 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе проводить мероприятия налогового контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе запрашивать у налогоплательщика необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, но не превышающей в целом установленного в данном пункте размера.

Судом установлено, что 14.03.2023 Болотова О.С. представила в МИФНС России№ 1 по ЯНАО налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, в которой ею заявлен имущественный налоговый вычет за 2022 год, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, в сумме, израсходованной на приобретение квартиры по адресу: г. Тюмень, ул. Николая Ростовцева,

По результатам камеральной проверки налоговым органом был предоставлен налоговый вычет за 2022 год в размере 35817 руб. 13 коп.

На основании Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», поскольку по состоянию на 01.01.2023 за налогоплательщиком числилась задолженность в размере 17360 рублей 39 коп. – пени по транспортному налогу, налоговым органом принято решение о возврате налогоплательщику налогового вычета в размере 18456 руб. 61 коп.

В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чем разъяснено в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в статье 6 устанавливает фундаментальный для правового государства принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, в том числе для всех без исключения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой вступившие в законную силу судебные акты по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решением Салеардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.08.2021 действия МИ ФНС России №1 по ЯНАО по удержанию денежных средств в размере 18 398 рублей 79 копеек в отношении Болотовой О.С. при возврате суммы излишне уплаченного налога (решения ) признаны незаконными.

На МИ ФНС России №1 по ЯНАО возложена обязанность по выплате (перечислению) Болотовой О.С. излишне уплаченного налога в сумме 18 398 рублей 79 копеек.

Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.12.2021 указанное решение изменено в части, признаны незаконными действия МИФНС России по ЯНАО № 1 по удержанию денежных средств при возврате суммы излишне уплаченного налога Болотовой О.С. в сумме 14136 руб. 36 коп. незаконными и возложить обязанность по возврату налогоплательщику указанной суммы.

Вступившим в законную силу решением суда установлено, что задолженность, в том числе и по начисленной пени по транспортному налогу, рассчитанной после ранее выставленной и списанной суммы пени, предъявлена со сроком исполнения требования до 19.05.2019, шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования истек 19.11.2019.

Действия административного истца о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения имеющейся задолженности по пени по транспортному налогу в общем размере 18 231,79 рублей признаны незаконными и обоснованными.

При таких обстоятельствах, вступившими в законную силу судебными актами установлен факт истечения срока исполнения требования по взысканию пени по транспортному налогу.

В связи с чем, действия административного истца о взыскании из суммы имущественного налогового вычета в счет погашения имеющейся задолженности по пени по транспортному налогу в общем размере 17360 руб. 39 коп. являются незаконными, указанная сумма подлежит возврату административному истцу.

Налоговый орган в силу положений п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, таким образом, уплаченная административным истцом при подаче искового заявления государственная пошлина в общей сумме 694,42 руб. подлежит возврату из бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17360 ░░░░░░ 39 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17360 ░░░. 39 ░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17360 ░░░. 39 ░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 694 ░░░. 42 ░░░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                        ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02 ░░░░ 2023 ░░░░.

2а-1211/2023 ~ М-725/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Болотова Ольга Сергеевна
Ответчики
МИФНС России № 1 по ЯНАО
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Позднякова Мария Игоревна
Дело на сайте суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
28.04.2023Регистрация административного искового заявления
28.04.2023Передача материалов судье
02.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2023Дело оформлено
20.10.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее