№ 2а-1310/2023
УИД № 44RS0028-01-2022-001736-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2023 г. |
г. Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Костромского муниципального района Костромской области к ведущему судебному приставу-исполнителю - СОСП по Костромской области УФССП по Костромской области Удаловой Е.А., начальнику отделения - старшему судебному приставу - исполнителю СОСП по Костромской области Звереву Н.В., УФССП по Костромской области о признании незаконным постановление от 27.07.2022 года об отмене постановления об окончании (прекращении) исполнительного производства от 03.12.2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Костромского муниципального района Костромской области (далее - администрация) обратилась в суд с административным иском к МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области о признании незаконным постановление от 27.07.2022 года об отмене постановления об окончании (прекращении) исполнительного производства от 03.12.2021 года. Административный иск обосновали тем, что решением Костромского районного суда Костромской области по делу № 2а-871/2018 от 19 октября 2018 года, вступившему в законную силу 20.11.2018 г., вменена обязанность привести состояние дорожного покрытия в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения и об обеспечении постоянного беспрепятственного проезда транспортных средств в отношении автомобильных дорог «Подъезд к н.п. Аганино», «Подъезд к н.п. Башутино», «Башутино-Молодеево» (далее судебное решение). На основании исполнительного листа по делу № 2а-871/2018, выданного Костромским районным судом Костромской области, Ситниковой Н.Б. возбуждено исполнительное производство №-ИП от 12.08.2019 года. Вышеуказанное исполнительное производство было окончено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 47, что подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства №-ИП от 03.12.2021 г. Постановление вынесено судебным приставом-исполнителем Марушевым А.Н. 27.07.2022 г. временно исполняющей обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава Удаловой Е.А. было вынесено постановление об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства №-ИП от 03.12.2021 г. и его возобновлении на основании ст. 2, ст. 4 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее постановление). Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя была направлена администрацией в адрес Свердловского районного суда г. Костромы в соответствии с порядком обжалования, указанном в оспариваемом постановлении МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 27.07.2022 г. об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства №-ИП, а именно: «Постановление может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов илиоспорено в суде в десятидневный срок». В связи с тем, что изложенный в оспариваемом постановлении порядок обжалования не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, Администрация не приложила к заявлению сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения. Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 08.08.2022 г. заявление оставлено без движения на основании ч. 1 ст. 130 КАС РФ, с предоставлением срока до 31.08.2022 г. для исправления выявленных недостатков, а именно: отсутствие сведений о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения. Администрацией было получено Определение Свердловского районного суда г. Костромы от 08.08.2022, что подтверждается входящим штампом. В этот же день в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области Администрацией была направлена жалоба на действия судебного пристава-исполнителя. Администрация ходатайствовала о продлении процессуального срока для исправления недостатков искового заявления. Определением Свердловского районного суда от 01.09.2022 (по делу 9а-654/25022) ходатайство оставлено без удовлетворения, заявление подлежит возврату. В адрес Администрации данное Определение доставлено 15.09.2022 г., что подтверждается входящим штампом. 15 сентября 2022 года Администрацией было получено Постановление об отказе в удовлетворении жалобы Управления ФССП России по Костромской области от 06.09.2022 г. Ввиду позднего получения вышеуказанного постановления, Администрация не смогла уложиться в десятидневный срок его обжалования. 19 сентября 2022 года Администрация повторно направила административное исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя в адрес Свердловского районного суда г. Костромы. Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 22.09.2022 г. заявление возвращено административному истцу ввиду неподсудности данному суду, на основании п.2 ч.1 ст.129 КАС Российской Федерации, несмотря на рассмотрение заявления в первый раз.Данное определение суда было получено Администрацией 05.10.2022 года, что подтверждается - входным штампом. Вследствие того, что изначально Свердловский районный суд указывал, что в соответствии со ст. 22 КАС РФ данное дело должно рассматриваться по месту нахождения должника, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, а именно в Ленинском районном суде города Костромы. 23.09.2022 г. административное исковое заявление было подано Администрацией в Ленинский районный суд города Костромы. Определением Ленинского районного суда города Костромы от 26.09.2022 г. заявление возвращено административному истцу ввиду неподсудности данному суду, на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС Российской Федерации. Данное определение суда было также получено Администрацией года, что подтверждается входным штампом. Обращаем внимание суда, что Администрация предпринимала шаги с целью реализации права на обжалование постановления о возобновлении исполнительного производства и восстановление нарушенного права. Задержка произошла вследствие изначально принятого к рассмотрению искового заявления Свердловским районным судом города Костромы и поздним получением определения суда. На основании вышеизложенного, Администрация ходатайствует о восстановлении срока обжалования постановления от 27.07.2022 года об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства №-ИП от 03.12.2021 г. Администрация Костромского муниципального района Костромской области (далее Администрация) не согласна с вынесенным постановлением по следующим основаниям. В соответствии с техническим паспортом от 2020 года автомобильная дорога «Подъезд к н.п. Аганино», протяженностью 2,9 км, включена в реестр муниципальной собственности Костромского муниципального района Костромской области. Данная дорога является автодорогой общего пользования местного значения Костромского муниципального района V категории. Технические характеристики: песчано-гравийное покрытие на км 0,000 - км 0,330; грунтовое профилированное на км 0,330 - км 1,464; асфальтобетон на км 1,464 - км 1,625 (мостовое сооружение); песчано-гравийное покрытие на км 1,625 - км 3,385. В целях исполнения судебного решения Администрацией был проведен следующий объем работ. В 2019 году в рамках муниципального контракта №-мк от 08.07.2019 г. «Ремонт автодорог общего пользования местного значения Костромского муниципального района Костромской области («Подъезд к н.п. Яковлевское», «Подъезд к н.п. Аганино»), на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения Костромского муниципального района «Подъезд к н.п. Аганино» (далее автомобильная дорога) проведено устройство основания из щебня площадью 2792,25 м2 на общую сумму 905 749,32 рублей. Выполнение работ подтверждается Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденным Главой Костромского муниципального района 04.10.2019 г., подписанным 27.09.2019 года, Актом о приемке выполненных работ, подписанным 04.10.2019 года. В 2020 году в рамках муниципального контракта №-мк от 08.07.2020 г. «Ремонт автодорог общего пользования местного значения Костромского муниципального района Костромской области («Подъезд к н.п. Юрьево», «Подъезд к н.п. Пушкино», «Подъезд к т.б. «Сосновый бор»», «Подъезд к н.п. Аганино») выполнена планировка проезжей части автомобильной дороги площадью 98600 м2 на общую сумму 92 636,00 рублей. Выполнение вышеуказанных работ подтверждается Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденным Главой Костромского муниципального района 24.09.2020 года, Актом о приемке выполненных работ от 28.08.2020 года. Таким образом, по состоянию на 28.08.2020 года автомобильная дорога «Подъезд к н.п. Аганино» была приведена в нормативное состояние. Судебное решение в отношении данной автомобильной дороги было исполнено. В связи с тем, что Решением Костромского районного суда Костромской области по делу № 2а-871/2018, вступившему в силу 20.11.2018 года, на администрацию Костромского муниципального района была возложена обязанность приведения в нормативное состояние дорожного покрытия не только автомобильной дороги «Подъезд к н.п. Аганино», но и автодорог «Подъезд к н.п.Башутино», «Башутино-Молодеево», исполнительное производство было закрыто 03.12.2021 г. На основании вышеизложенного, Администрация Костромского муниципального района Костромской области исполнила возложенные судебным решением обязанности в полном объеме, что подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства №-ИП от 03.12.2021 г. по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 47, в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. В соответствии с представлением прокуратуры Костромского района от 15.07.2022 г., в ходе проверки с выездом на место совместно с ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району, автомобильная дорога «Подъезд к н.п. Аганино» имеет дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин и ям. Согласно представлению данный факт подтверждается актом, который в адрес Администрации представлен не был. Администрация обратилась с просьбой в прокуратуру Костромского района о предоставлении вышеуказанного документа, однако по состоянию на 03.08.2022 года акт не предоставлен. В силу того, что автомобильная дорога имеет песчано-гравийное покрытие, образование дефектов покрытия проезжей части в процессе её эксплуатации - естественный процесс, учитывая тот факт, что часть дороги была принята в 2019 году, а в полном объеме отремонтирована в августе 2020 года. В целях поддержания автомобильной дороги в нормативном состоянии с главой Шунгенского сельского поселения заключено соглашение об организации летнего содержания (включая ремонтные работы) от 31.05.2022 г. в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, в том числе и по указанной автомобильной дороге. В рамках данного соглашения, на условиях возмещения затрат, сельское поселение в период с 31 мая по 31 октября 2022 году обязуется организовать летнее содержание и проведение ремонтных работ автомобильных дорог согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Возмещение затрат осуществляется в рамках предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Костромского муниципального района бюджету сельского поселения по окончанию работ в комплексе по автомобильным дорогам, на которые заключено соглашение. Таким образом, считают, что дальнейшая эксплуатация и содержание автомобильной дороги «Подъезд к н.п. Аганино» должно осуществляться не в рамках возобновленного исполнительного производства, а в силу требований ст. 15 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Кроме того, оспариваемое постановление не соответствует требованиям Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по следующим основаниям. Вместе с тем, из оспариваемого постановления следует, что оно не соответствует приведенным требованиям, поскольку в нем отсутствует какое-либо обоснование, мотивы его принятия. Установочная часть постановления состоит и двух предложений, дословно: Исполнительное производство окончено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 47. Таким образом, считают, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям действующего законодательства РФ. Возобновление исполнительного производства нарушает права и законные интересы Администрации, так как Администрация исполнила требования судебного решения: работы по приведению дорожного покрытия в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения в отношении автомобильной дороги «Подъезд к н.п. Аганино» было исполнено. Кроме того, данное исполнительное производство было возбуждено в отношении не только данной автомобильной дороги, но и в отношении автодороги «Подъезд к н.п. Башутино», «Башутино-Молодеево». На основании изложенного, руководствуясь ст. 33, 121 Федерального закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», просят суд восстановить срок обжалования постановления от 27.07.2022 года об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства № ИП от 03.12.2021 г.; признать незаконным постановление от 27.07.2022 года об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства №-ИП от 03.12.2021 г., вынесенное временно исполняющей обязанности начальник отделения - старшего судебного пристава Удаловой Е.А. по отношению к должнику исполнительного производства - администрации Костромского муниципального района Костромской области.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 14 февраля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 05 июня 2023 года решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление ФССП по Костромской области, начальник отделения - старший судебный пристав - исполнитель СОСП по Костромской области Зверев Н.В. Н.В., в качестве заинтересованных лиц - администрация Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации Костромского муниципального района Костромской области, ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району..
В судебном заседании представитель административного истца администрации Костромского муниципального района Костромской области не присутствует, извещены надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представили отзыв по административному иску, в отзыве указали, что в 2019 году в рамках муниципального проекта «Ремонт автодорог общего пользования местного значения Костромского муниципального района Костромской области (проезд к населенному пункту Яковлевское, подъезд к Аганино)» проведено устройство основания из щебня на общую сумму 905 749,32 рубля. Данная дорога относится к пятому классу. Все работы согласно контрактам были исполнены. В 2020 году в рамках муниципального проекта «Ремонт автодорог общего пользования местного значения Костромского муниципального района Костромской области (подъезд к Юрьево, Пушкино, Сосновый бор Аганино) так же подготовлено покрытие из щебня на сумму 92 636,00 рублей. В силу того, что автомобильная дорога имеет песочно-гравийное покрытие, образование дефектов во время её эксплуатации, это естественный процесс. По истечении двух лет после ремонта дороги исполнительное производство вновь возобновлено, считают, что это ущемляет права администрации. В сентябре 2022 года они получили акт осмотра данной дороги, подписанный сотрудником УМВД ГИБДД по Костромской области, в котором написано, что грунтовая дорога имеет ямы. Никаких измерений не проводилось. На основании 131-ФЗ в целях поддержания автомобильной дороги в нормативном состоянии, главой Шунгенского сельского поселения заключено соглашение об организации летнего содержания (включая ремонтные работы) в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов. На основании этого соглашения администрация Шунгенского сельского поселения ведет грейдирование и подсыпку дороги. Ими все исполнено. Обжалуемое постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства не мотивировано.
Помощник прокурор Костромского района Скородумова Е.А. в судебном заседании полагала, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению. Просила административному истцу в требованиях отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика - УФССП по Костромской области Аверкиева Н.Н. в судебном заседании полагала, что административный иск удовлетворению не подлежит. Пояснила, что исполнительное производство было окончено без выезда судебным приставом - исполнителем на место, без проведения акта осмотра, без сотрудников ГИБДД, решение суда в полном объеме исполнено не было.
Административный ответчик - ведущий судебный пристав-исполнитель - СОСП по Костромской области Удалова Е.А. в судебном заседании не присутствует, извещена надлежащим образом, просила рассматривать административное дело без ее участия, возражала против удовлетворения административного иска.
Административный ответчик начальник отделения - старший судебный пристав - исполнитель СОСП по Костромской области Зверев Н.В. Н.В. в судебное заседание не явился, просил рассматривать административное дело без его участия, возражал против удовлетворения административного иска.
Представители заинтересованных лиц администрация Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации Костромского муниципального района Костромской области, ОГИБДД УМВД России по Костромскому району извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Выслушав помощника прокурора Костромского района Скородумову Е.А., представителя УФССП по Костромской области судебного пристава - исполнителя Аверкиеву Н.Н., исследовав материалы настоящего административного дела, обозрев материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 47 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (пункт 1 части 1). В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (часть 9).
Полномочиями по отмене постановления судебного пристава-исполнителя наделены старший судебный пристав и его заместитель (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", часть 5 статьи 14, часть 9 статьи 47, часть 4 статьи 108, статья 123 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов (часть 1).
В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:
1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
5) вопрос, по которому выносится постановление;
6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
8) порядок обжалования постановления (часть 2).
В соответствии с п.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Судом установлено следующее.
На принудительном исполнении в МОСП ОВИП УФССП России по Костромской области находится исполнительное производство от 12.08.2019 №-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа Исполнительный лист №2а-871/2018 от 29.07.2019, выданного органом: Костромской районный суд по делу №2-871/2018, вступившему в законную силу 20.11.2018, предмет исполнения: Обязать администрацию Костромского муниципального района Костромской области в срок до 1 июля 2019 года привести состояние дорожного покрытия автодорог «подъезд к н.п. Башутино», «Башутино-Молодеево», «подъезд к н.п. Аганино» Костромского муниципального района в соответствие с требованиями законодательства безопасности дорожного движения и обеспечить постоянный беспрепятственный проезд транспортных средств по указанным автодорогам, в отношении должника: Администрация Костромского муниципального района Костромской области, в пользу взыскателя: Прокурор Костромского района.
17.10.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление СПИ об окончании ИП в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве».
27.12.2019, руководствуясь ст. 2, ст. 4, ст. 14 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 10 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» вынесено постановление об отмене окончания (прекращения).
03.12.2021 судебным приставом исполнителем вынесено постановление СПИ об окончании ИП в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Вместе с тем, суд полагает, что при принятии решения об окончании исполнительного производства судебным приставом- исполнителем не проведены надлежащие мероприятия по проверке фактического исполнения решения суда, не осуществлен выход на место, не осмотрено дорожное покрытие
Стороной административного истца в обоснование административного иска представлены: муниципальный контракт № - мк на ремонт автодорог общего пользования местного значения Костромского муниципального района Костромской области «Подъезд к н.п. Яковлевское», «Подъезд к н.п. Аганино» от 08 июля 2019 года акты выполненных работ.
Суд отмечает, что по итогам проведенной в декабре 2019 года Прокуратурой Костромского района проведена проверка по поручению прокуратуры области в рамках рассмотрения обращения Устинского А.В. от 28.06.2022 по вопросам неисполнения решения суда о возложении обязанности на администрацию Костромского района произвести ремонт автомобильной дороги к населенному пункту д. Аганино, протяженностью 2,8 км. Сообщено, что решением Костромского районного суда Костромской области от 19.10.2018 по делу № 2а-871/2018 удовлетворены административные исковые требования прокурора Костромского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности привести состояние дорожного покрытия в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения и об обеспечении постоянного беспрепятственного проезда транспортных средств. Указанным решением суда на администрацию Костромского муниципального района возложена обязанность в срок до 01.07.2019 привести состояние дорожного покрытия автодорог «подъезд к н.п. Башутино», «Башушно-Молодеево», «подъезд к н.п. Аганино» Костромского муниципального района в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения и обеспечить постоянный беспрепятственный проезд транспортных средств по указанным автодорогам. Исполнительный лист, выданный судом по указанному административному делу, направлен прокуратурой района на принудительное исполнение в МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области.
Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании указанного исполнительного документа. По итогам проведенной в декабре 2019 года прокуратурой района проверки в деятельности МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области выявлю нарушения действующего законодательства об исполнительном производстве, 19.12.2021 руководителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области принесен протест на постановление об окончании исполнительного производи №-ИП в связи с фактическим исполнением исполнительного документа. В ходе проведенной проверки установлено, что участок автомобильной дороги «подъезд к н.п. Аганино», подлежащий ремонту по решению суда, расположен с 1 по 3 км, вместе с тем, в соответствии с муниципальным контрактом №-мк от 08.07.2019 отремонтирован участок дороги протяженностью всего 520 м, остальной участок дороги остался в ненормативном состоянии, имеются ямы, выбоины и иные повреждения покрытия проезжей части, неровность покрытия проезжей части, в связи с чем, сведения о реальном исполнении решения суда являются несостоятельными.
Протест, принесенный руководителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области, рассмотрен 27.12.2019 и удовлетворен, начальником отдела - старшим судебным приставом вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству №-ИП. В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем 25.02.2020 с должника - администрации Костромского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, главе администрации Костромского муниципального района направлено требование об исполнении решения суда и предупреждение о привлечении к ответственности предусмотренной ст.315 УК РФ. После чего администрация Костромского муниципального района обратилась в Костромской районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по административному делу № 2а-871/2018.
Определением Костромского районного суда от 29.05.2020 заявление администрации Костромского муниципального района об отсрочке исполнена решения суда удовлетворено. Администрации Костромского муниципального района предоставлена отсрочка исполнения решения до 01.02.2021.
После истечения срока предоставленной администрации Костромского муниципального района отсрочки исполнения решения суда, судебным приставе» исполнителем 24.02.2021 в администрацию Костромского муниципального района направлено требование исполнить решение в срок до 18.03.2021. На указанное требование администрацией в МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области направлен ответ, согласно которому администрацией Костромского муниципального района на протяжении 2019-2020 годов произведен частичный ремонт участков автомобильных дорог общего пользования местного значения Костромского муниципального района по решению Костромского районного суда по административному делу № 2а-871/2018.
Судебным приставом-исполнителем 21.04.2021 в администрации Костромского муниципального района вновь направлено требование об исполнении решения суда в срок до 14.05.2021, рассматривался вопрос о составлении 27.05.2021 протокола об административном правонарушений по вопросу неисполнения администрацией Костромского муниципального района требования от 24.02.2021.
По итогам проведенной в апреле-мае 2021 года проверки по обращениям Устинского А.В. прокуратурой района установлено, что администрацией Костромского муниципального района ремонт автодороги «подъезд к н.п. Аганино» на 2021 год не запланирован, выделение и направление денежных средств на проведение ремонта указанной автодороги в соответствующем бюджете не предусмотрено, что приводит к неисполнению решения Костромского районного суда от 19.10.2018 по делу № 2а-871/2018, в связи с чем, прокуратурой района главе администрации Костромского муниципального района 07.05.2021 внесено представление. Меры прокурорского реагирования в отношении МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области прокуратурой района не принимались, в виду отсутствия бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного производства № КИП.
Представление, внесенное прокуратурой района в администрацию Костромского муниципального района рассмотрено 10.06.2021. По результатам рассмотрения представления администрацией района сообщено, что в 2019 году произведен ремонт участка автомобильной дороги общего пользования местного значения Костромского муниципального района «подъезд к н.п. Аганино» (устройство основания из щебня, площадью 2792,25 кв.м на общую сумму 905 749 рублей 32 копейки). В 2020 году выполнена планировка проезжей части указанной автомобильной дороги по всей протяженности площадью 98600 кв.м на общую сумму 92 636 рублей. В рамках заключенного муниципального контракта проведена диагностика автодороги «подъезд к н.п. Аганино», по результатам которой на основании технического отчета состояния автомобильной дороги изготовлен технический паспорт дороги.
Согласно техническому паспорту от 2020 года данная автодорога имеет V техническую категорию, песчано-гравийное покрытие на км 0,000-км 0,330; грунтовое профилированное на км 0,330-км 1 464; асфальтобетон на км 1,464-км 1,625 (мостовое сооружение); песчано-гравийное покрытие на км 1,625-км 3,385.
В ходе текущей проверки установлено, что 03.12.2021 исполнительное производство №-ИП окончено МОСП по ОВИП УФССП Poccии по Костромской области на основании п. 1 ч. 1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В настоящее время на проезжей части грунтового покрытия автодороги «подъезд к н.п. Аганино» имеются неровности в виде ям, что является нарушением требований «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Выявленные нарушения подтверждаются актом старшего госинспектора БДД ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району от 13.07.2022. Прокуратурой района 15.07.2022 в администрацию Костромского муниципального района внесено дополнение к представлению от 08.07.2022 по выявленным нарушениям законодательства об автомобильных дорогах дорожной деятельности в связи с несоответствием дорожного покрытия автодороги «подъезд к н.п. Аганино» требованиям ГОСТ Р 50597-2017.
В связи с чем, 27.07.2022 года постановление об окончании исполнительного производства отменено.
28.07.2022 года осуществлен выезд судебного пристава-исполнителя с целью осуществления проверки доводов, указанных в заявлении жителей населенного пункта Аганино. При осуществлении проверки судебным приставом - исполнителем было установлено, что дорожное полотно на подъезде к н.п. Аганино имеет неудовлетворительное состояние.
Кроме того, как видно из акта сбора анализа данных об объектах контроля (автомобильных дорог (улиц), дорожных сооружений), данных из сети «Интернет» и иных общедоступных данных в рамках проведенного контрольного надзорного мероприятия - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) без взаимодействия с контролируемым лицом от 13 июня 2022, выполненному ст. инспектором БДД ГИБДД ОМВД России по Костромскому Ивановым И.А., автодорога «Подъезд к н.п. Аганино» находится в состоянии, не отвечающем требованиям ГОСТ 50597. К акту осмотра приложены фотоматериалы.
В адрес главы администрации Костромского района Шиловой Е.А. заместителем прокурора Костромского районы 15.07.2022 вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности. На предписание главой администрации был дан ответ о том, что, учитывая, что план дорожных работ на 2022 год сформирован, возможность выполнения ремонтных работ указанной автодороги будет рассмотрен в конце текущего года при формировании плана на 2023 год.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что фактически должником - администрацией Костромского муниципального района требования исполнительного документы исполнены не были, соответственно правомерно отменено постановление об окончании исполнительного производства. Обжалуемое постановление мотивировано, принято надлежащим должностным лицом, в пределах его полномочий.
Законных оснований для отмены постановления судебного пристава-исполнителя - временно исполняющей обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Удаловой Е.А. от 27.07.2022 года об отмене постановления об окончании (прекращении) исполнительного производства от 03.12.2021 года, не имеется.
В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (ч. 6 ст. 219 КАС РФ).
Пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать то, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением и не зависящие от административного истца.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В соответствии с положениями ст. 219, ч.9. ст. 226 КАС РФ пропуск срока для обращения в суд устанавливается судом независимо от наличия или отсутствия об этом заявления другой стороны.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, закон устанавливает ограничения в части сроков подачи жалобы на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие). Срок подачи жалобы составляет десять дней. При этом названный срок является пресекательным, по истечении которого соответствующего права уже не существует.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчиненности, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения части 6 статьи 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
С настоящим административным иском администрация обратились в суд 06.10.2022. Первоначально административное исковое заявление было направлено в установленный законом срок в Свердловский районный суд г. Костромы и определением судьи этого суда от 08.08.2022 административное исковое заявление было оставлено без движения, впоследствии определением судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 22.09.2022 возвращено администрации в связи с его неподсудностью, разъяснено право на обращение в Ленинский районный суд г. Костромы.
Определением судьи Ленинского районного суда 26.09.2022 административное исковое заявление также возвращено администрации в связи с его неподсудностью, разъяснено право на обращение в Костромской районный суд Костромской области.
Вместе с тем, суд полагает, что с учетом принятых судебных определений административным истцом процессуальный срок для обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен.
Руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска администрации Костромского муниципального района Костромской области к ведущему судебному приставу-исполнителю - СОСП по Костромской области УФССП по Костромской области Удаловой Е.А., начальнику отделения - старшему судебному приставу - исполнителю СОСП по Костромской области Звереву Н.В., УФССП по Костромской области о признании незаконным постановление от 27.07.2022 года об отмене постановления об окончании (прекращении) исполнительного производства от 03.12.2021 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья |
О.В.Гурьянова |
Решение в окончательной форме
изготовлено 20 ноября 2023 г.