№ 2а-3334/2022
УИД № 61RS0004-01-2022-005626-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2022 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи А.В. Власенко,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области о признании запрещенной информации, распространенной в сети «Интернет»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с административным иском, указав в его обоснование, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при размещении информации в сети.
В ходе проведенного мониторинга интернет-сайтов установлено, что на интернет-странице, находящемся в свободном доступе, по адресу: <данные изъяты>, размещена информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.
Согласно части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.
На основании изложенного, истец просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайте <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с определением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства согласно ч. 7 ст. 150, ст. 291 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
На основании п. 5 ст. 15, ст. 9 Закона об информации, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 17 Конвенции о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) (вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ) Государства - участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства – участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положения статей 13 и 18.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (пункт 1 статьи 14).
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (пункт 2 статьи 14).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 этого Федерального закона под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
Согласно части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей согласно части 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации не может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Под информационно-телекоммуникационной сетью, согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сеть «Интернет» отвечает этим признакам.
Законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ проведен мониторинг сети Интернет на предмет выявления размещенной информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних.
В ходе проведенного мониторинга интернет-сайтов установлено, что на интернет-странице, находящемся в свободном доступе, по адресу: https://www.kakprosto.ru/kak-874270-kak-poznakomitsya-s-geem, размещена информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.
Вход на страницу свободный, не требует дополнительной регистрации, что представляет возможность доступа к ней неограниченного числа лиц.
Осмотром информации установлено, что на интернет-странице она пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения.
В соответствии с п. 44 Указа Президента РФ о стратегии национальной безопасности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.
Частью 1 статьей 15.1 Закона об информации определено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу ч. 5 ст. 15.1 Закона об информации основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1, являются, в том числе, решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установлением Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет», в том числе, информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.
На основании ст. 9, 15 Закона об информации, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Установление данного факта является достаточным основанием для признания такой информации, распространенной в сети Интернет запрещенной.
Оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
Признание тех или иных материалов, направленных на представление неопределенному кругу лиц информации о приобретении и использовании поддельных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, что способствует совершению преступлений с использованием последних, запрещенными к распространению, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу интересам Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> о признании запрещенной информации, распространенной в сети «Интернет» удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на интернет-сайте по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья А.В. Власенко