УИД 11RS0001-01-2023-002860-33 Дело №2а-4475/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мосуновой Е.В.,
при секретаре Вешняковой Н.А.,
с участием административного истца Поповой О.В., представителя административного истца Строганова Ю.А., заинтересованных лиц Константиновой Л.И., Савиной Г.Ф., Савиной Н.А., Широковой Д.А.,
рассмотрев 02 мая 2023 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкар административное дело по административному иску Поповой Оксаны Валерьевны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным пункта 2 постановления от ** ** ** №..., с учетом изменения, внесенного постановлением от ** ** ** №..., в части установления срока для принятия мер по расселению жильцов многоквартирного дома до 2027 года; о возложении обязанности установить разумный срок для принятия мер по расселению граждан многоквартирного дома; о возложении обязанности устранить нарушение, определив иной срок принятия мер по расселению граждан многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Попова О.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным пункта 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., с учетом изменений внесенных постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., в части установленного срока расселения граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома по адресу: ..., признанного аварийным и подлежащим сносу, до ** ** **; возложении обязанности устранить нарушение определив иной срок принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях указанного многоквартирного дома. В обоснование заявленных требований указано, что установленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» срок расселения жителей многоквартирного дома признанного аварийным и подлежащим сносу до ** ** ** нельзя признать разумным, поскольку проживание в указанном доме представляет угрозу для жизни и здоровья людей.
Определениями суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена глава МО ГО «Сыктывкар»-руководитель администрации Хозяинова Н.С., в качестве заинтересованных лиц - собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного ....
В судебном заседании административный истец и ее представитель, а также заинтересованные лица Константинова Л.И., Савина Г.Ф. настаивали на удовлетворении требований административного иска, пояснив, что в доме есть грибок, от которого сильный запах, зимой промерзали трубы водоснабжения, стены и полы гниют, разрушаются.
Заинтересованные лица Савина Н.А., Широкова Д.А. требования не поддержали, пояснив, что дом находится в среднем состоянии, обслуживающая организация производит текущий ремонт в доме по заявкам, проживать в доме можно.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании суду пояснила, что была в доме зимой 2020 года, в доме имеется запах грибка, стены кривые, пол с уклоном, лестница перекошена
Иные участники судебного разбирательства в суд не явились, извещены надлежаще, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив в соответствии с требованиями ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные в дело доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Поповой О.В., принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: .... Истец проживает в указанном жилом помещении, другого жилья не имеет.
Заключением межведомственной комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... на основании технического заключения принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного ..., расположенного по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу.
** ** ** администрацией МО ГО «Сыктывкар» вынесено постановление №... о признании многоквартирного жилого ... по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 указанного постановления установлено принять меры по расселению граждан проживающих в жилых помещениях в указанного многоквартирного дома в срок до 2028 года.
Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** по делу №... признан незаконным пункт 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... в части установления срока для принятия мер по расселению граждан до 2028 года. На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность установить иной срок принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: ....
Во исполнение указанного решения суда постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» №... от ** ** ** внесены изменения в постановление от ** ** ** №..., а именно в пункте 2 постановления слова «в срок до 2028» заменены словами «в срок до 01.07.2027».
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
На основании ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В силу абзаца второго п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в п. 22 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Как следует из п.2 ч.2 ст.16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 №185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
В техническом заключении по результатам обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов многоквартирного дома ООО «НЕСКО» от 2021 года указано, что жилой дом представляет собой двухэтажный 1-подъездный многоквартирный дом с чердачным помещением, без подвала, введен в эксплуатацию в 1959 году, исходя из фактического состояния многоквартирный дом по адресу: ... является аварийным и подлежащим сносу, не пригодным для проживания людей, поскольку износ здания составляет не менее 71%, фундамент, стены, конструкции перекрытия, окна и двери, входные группы, полы, инженерные коммуникации, кровля и отмостка здания находятся в аварийном состоянии, требуемое сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций здания не обеспечивается, нормативный срок эксплуатации несущих конструкций здания истек, техническое состояние жилых помещений многоквартирного дома не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47, проведение реконструкции или капитального ремонта нецелесообразны. Имеющиеся в отчете фотоматериалы подтверждают выше описанное состояние дома, и также подтверждает, что дальнейшее проживание в аварийном доме, создает угрозу для жизни и здоровья собственников и членов их семей.
Из акта, составленного государственной жилищной инспекцией по г.Сыктывкару и Корткеросскому району ** ** ** по результатам визуального осмотра, следует, что МКД №... по ... имеет неравномерную усадку, при обследовании фасада дома наблюдается выпучивание стен дома, неплотное примыкание обшивочной доски, загнивание обшивочной доски по стенам дома, разрушение окрасочного слоя по всему фасаду дома, оконные и дверные коробки имеют перекосы; в подъезде МКД наблюдается разрушение окрасочного слоя на полу и лестничных маршах, разрушение окрасочного слоя на потолке межтамбурного помещения, входная коробка и имеет перекос, над входными дверями щели, отсутствует притвор.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по делу №... установлено, что многоквартирный ... представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, ветхий дом. В результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.
Статьей 64 КАС РФ установлено, что обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Допустимых и достоверных доказательств того, что ** ** ** в ... производился капитальный ремонт, реконструкция или иные виды работ по улучшению технического состояния строительных и конструктивных элементов многоквартирного ..., дом перестал представлять собой угрозу обрушения суду не представлено и в ходе рассмотрения дела судом не добыто.
Учитывая изложенное, принимая во внимание технические характеристики и степень аварийности дома, суд приходит к выводу, что срок для расселения до ** ** ** является неразумным, чрезмерно длительным, допускающим возможность дальнейшего проживания собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и здоровью, и подлежит изменению.
В связи с этим, пункт 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., с учетом изменений внесенных постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., в части установления срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... – до ** ** ** следует признать незаконным.
Поскольку определение срока отселения физических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, установление такого срока в судебном порядке недопустимо, следовательно, суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность по установлению иного срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях спорного многоквартирного дома.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Поповой Оксаны Валерьевны удовлетворить.
Признать незаконным пункт 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., с учетом изменений внесенных постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., в части установления срока для принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... – до ** ** **.
Возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность устранить нарушение путем определения разумного срока расселения граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: ....
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В.Мосунова