Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1168/2023 ~ М-1129/2023 от 31.07.2023

К делу №2а-1168/2023

УИД 23RS0052-01-2023-001543-11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 августа 2023 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Борисовой Р.Н.,

секретаря судебного заседания Литвишко С.А.,

с участием прокурора Веселовой Ж.Ю.,

административного истца Макарова И.В., от административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Тихорецкая районная – председателя Шведовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макарова Игоря Валерьевича к территориальной избирательной комиссии Тихорецкая районная о признании незаконным и отмене итогового протокола проверки подписных листов и возложении обязанности,

установил:

В суд обратился Макаров И.В. с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Тихорецкая районная, в котором просил признать незаконным и отменить итоговый протокол от ДД.ММ.ГГГГ проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Совета муниципального образования Тихорецкий район восьмого созыва по Городскому многомандатному избирательному округу , также просил признать собранные подписи избирателей действительными, обязать административного ответчика предоставить возможность дописать (дополнить) в поданных документах его паспортные данные, обязать зарегистрировать его кандидатом в депутаты и выдать соответствующее удостоверение.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссией Тихорецкая районная принято решение в форме итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 в депутаты Совета муниципального образования <адрес> восьмого созыва по Городскому многомандатному избирательному округу . Согласно данному протоколу, при проверке подписных листов признанно недействительными 19 подписей, отобрано и проверено 19 подписей избирателей, из них признано недействительными – 0 подписей. Подписи признаны недействительными из-за отсутствия даты выдачи паспорта гражданина, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Административный истец считает данный протокол незаконным. Подписи он собирал сам. Никакого отношения отсутствие данных его паспорта не может иметь к недействительности подписей избирателей. Никаких дополнительных законных оснований к недействительности подписей не установлено. В данном случае территориальная избирательная комиссия обязана была в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.03.2021 № 6-П за три дня до принятия своего решения уведомить административного истца о недостатках в представленных им документах для того, чтобы он успел их исправить. Этого сделано не было. ДД.ММ.ГГГГ административный истец предлагал дописать недостающие данные в подписные листы, но ему было отказано. Считает, что возможность дописать недостающие данные о самом себе, - нормальная практика в стране. При приеме документов работниками территориальной избирательной комиссии ошибки замечены не были, за три дня до принятия решения административного истца никто не уведомлял о недостатках в его документах. Ксерокопии подписных листов выдать отказались.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям, настаивал на удовлетворении его требований. Он пояснил, что при приеме документов, ему никакой методической помощи не оказывалось, образцов заполнения бланков подписных листов не было. Возможно он, ввиду проблем со зрением, не указал дату выдачи его паспорта, однако, данный недостаток должны были заметить при приеме документов и указать, чтобы он имел возможность его исправить, чего сделано не было. Считает, что оспариваемое решение нарушает его право на участие в выборах.

Принимавшая участие в судебном заседании от административного ответчика - председатель территориальной избирательной комиссии Тихорецкая районная ФИО3 административный иск не признала. Она пояснила, что при приеме документов, член рабочей группы проверят фактическое наличие документов, количество подписных листов и их нумерацию, а также количество представленных подписей избирателей. Член рабочей группы не имеет права давать правовую оценку документам в процессе их приема, а также оценивать их содержание. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание рабочей группы территориальной избирательной комиссии Тихорецкая районная по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, о чем ФИО1 был надлежаще уведомлен. Поскольку внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, действующим законодательством не предусмотрено, она просила отказать в удовлетворении требований.

Также она пояснила, что вопрос о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты еще не разрешен, он будет рассмотрен на заседании избирательной комиссии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьями 23 и 74 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Суд, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав дело, заслушав заключение участвующего в деле прокурора Веселовой Ж.Ю., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, не усматривает оснований для удовлетворения административного иска ввиду следующего.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Краснодарского края урегулирован Законом Краснодарского края от 26.12.2005 №966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае».

Согласно части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 №966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», кандидат представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы и (или) осуществляющую регистрацию, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей).

Решением Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , выборы депутатов Совета муниципального образования Тихорецкий район восьмого созыва назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссией <адрес> от ФИО1 были получены документы для регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования <адрес> восьмого созыва по Городскому многомандатному избирательному округу , в том числе, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, в количестве 4 листов, содержащих 19 подписей избирателей, и сброшюрованных в 1 папку.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание рабочей группы территориальной избирательной комиссии Тихорецкая районная по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах.

По результатам проверки рабочей группой представленных ФИО1 подписей избирателей, ДД.ММ.ГГГГ составлен итоговый протокол, в котором указано, что при проверке оформления всех подписных листов признано недействительными 19 подписей по причине того, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (отсутствует дата выдачи паспорта гражданина).

Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ предусмотрено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону. Указанные формы подписного листа также предусматривают необходимость указать в разделе сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, в том числе серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа.

Таким образом, законодателем предусмотрены четкие и конкретизированные требования к оформлению подписных листов, в том числе, применительно к сведениям о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей.

Более того, в тексте каждого подписного листа, предоставленного ФИО1 в территориальную избирательную комиссию, указаны сведения, которые необходимо было отразить в отношении лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, и дата ее внесения.

Отклонение от этих требований является основанием для признания всех подписей избирателей в этом подписном листе недействительными.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит запрета кандидату в депутаты самостоятельно осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.

Вместе с тем, определяя требования к такому лицу и возлагая на него ответственность за надлежащее оформление подписного листа, не делает никаких исключений, если таким лицом является кандидат в депутаты, не освобождает кандидата, осуществляющего сбор подписей, от выполнения требований пункта 12 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», несмотря на внесение в полном объеме в подписные листы сведений о кандидате.

В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 №24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе могут быть признаны недействительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности. Например, неверное указание кода органа, выдавшего паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей избирателей, участников референдума при отсутствии сведений о наименовании органа, выдавшего паспорт, неоговоренные исправления в дате рождения и паспортных данных лица, осуществляющего сбор подписей (пункты 12, 13 статьи 37, подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Таким образом, оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступает гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствует возможному сокрытию или искажению информации, направлено как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Требование соблюдения законов является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.

Поскольку все подписные листы, которые были ДД.ММ.ГГГГ представлены Макаровым И.В. в территориальную избирательную комиссию Тихорецкая районная, не содержали дату выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей, что не отрицалось самим административным истцом, суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмены итогового протокола от ДД.ММ.ГГГГ проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета муниципального образования <адрес> восьмого созыва по Городскому многомандатному избирательному округу Макарова И.В.

Отсутствие в подписных листах, предоставленных Макаровым И.В., сведений о дате выдаче паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, в силу прямого указания федерального законодателя в подпункте «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», влечет недействительность всех подписей в данных подписных листах.

Таким образом, порядок проведения проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Макарова И.В., был проведен в строгом соответствии с законом, о времени и месте проведения проверки подписей, проставленных в подписных листах, кандидат был извещен заранее, в ходе проведения проверки подписных листов использована выбраковочная ведомость проверки подписей, в которую внесены результаты проверки подписных листов, составлен итоговый протокол, в котором указано количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество признанных недействительными, и указаны основания признания их таковыми.

Судом отклоняются доводы административного истца о том, что административным ответчиком ему не было предоставлено возможности внести исправления в подписные листы в части указания сведений Макаровым И.В. о самом себе, поскольку каких-либо исключений применительно к порядку оформления подписных листов при совпадении в одном лице кандидата в депутаты и сборщика подписей, закон не содержит.

Отсутствие в подписных листах информации, требуемой в силу действующего законодательства, делает невозможной полную идентификацию лица, осуществлявшего сбор подписей, и препятствует её однозначному восприятию. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, закрепленного в пункте 1 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.

Доводы И.В. о том, что при приеме документов, ему не оказывалась методическая помощь в их заполнении, в территориальной избирательной комиссии не был выставлен образец заполнения подписных листов, судом отклоняются, поскольку данные требования не предусмотрены действующим законодательством.

В силу абзаца 2 пункта 4.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, принятых Постановлением ЦИК России ДД.ММ.ГГГГ , ответственность за предоставление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат.

Доводы административного истца о том, что территориальная избирательная комиссия Тихорецкая районная не уведомила его за три дня до принятия решения о недостатках в его документах и не предоставила возможности их исправить, судом признаются несостоятельными, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность вносить какие-либо исправления в подписные листы, принятые избирательной комиссией.

В силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом.

Указанная обязанность избирательной комиссии направлена на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы - за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, - представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения этих документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Отсутствие же у кандидата права вносить уточнения и дополнения в ранее представленные им в уполномоченную избирательную комиссию подписные листы в поддержку его выдвижения и в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предопределено принципом равенства выдвинутых кандидатов, необходимостью качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2010 №1087-О-О).

Запрет на внесение изменений и дополнений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, содержится в абзаце два части 5 статьи 22 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 №966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае». Следовательно, доводы административного истца о том, что выявленные комиссией недостатки, нельзя считать нарушениями, поскольку подписные листы содержат формальные недостатки, которые было возможно устранить, суд признает несостоятельными, в связи с чем, не подлежат удовлетворению требования административного иска о признании собранных подписей избирателей действительными, возложении обязанности на административного ответчика предоставить возможность дописать (дополнить) сведения в подписных листах.

Также суд считает преждевременными и не подлежащими удовлетворению требования административного иска о возложении обязанности зарегистрировать Макарова И.В. кандидатом в депутаты и выдать соответствующее удостоверение, поскольку на момент рассмотрения дела, территориальной избирательной комиссией Тихорецкая районная не было принято решение по вопросу регистрации, либо отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования Тихорецкий район восьмого созыва по Городскому многомандатному избирательному округу ФИО1, а суд не вправе своим решением подменять иные органы, к компетенции которых относится принятие соответствующих решений.

На основании изложенного, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, оснований для удовлетворения заявленных требований по указанным в административном иске основаниям, не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Макарова Игоря Валерьевича к территориальной избирательной комиссии Тихорецкая районная о признании незаконным и отмене итогового протокола проверки подписных листов и возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Тихорецкий городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Тихорецкого

городского суда подпись Р.Н. Борисова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Тихорецкого

городского суда подпись Р.Н. Борисова

2а-1168/2023 ~ М-1129/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тихорецкая межрайонная прокуратура
Макаров Игорь Валерьевич
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия "Тихорецкая районная"
Суд
Тихорецкий городской суд Краснодарского края
Судья
Борисова Римма Николаевна
Дело на сайте суда
tixoreck-gor--krd.sudrf.ru
31.07.2023Регистрация административного искового заявления
31.07.2023Передача материалов судье
01.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2023Судебное заседание
03.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2024Дело оформлено
27.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее