3а-636/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2023 года г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Чувашаевой Р.Т.,
при секретаре Красниковой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Черниязова Ж.Т. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Филиалу публично-правовая компания «Роскадастр» по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной
УСТАНОВИЛ:
глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Черниязов Ж.Т. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что на основании договора аренды, заключенного с администрацией Оренбургского района Оренбургской области 12 сентября 2017 года, является арендатором объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес).
Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 614 655 рублей, определенная по состоянию на 1 января 2019 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке № 22/308.1 от 17 декабря 2022 года, в размере 365 000 рублей. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку размер арендной платы и стоимость земельного при его выкупе, зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № на дату определения кадастровой стоимости - 1 января 2019 года, в размере его рыночной стоимости 365 000 рублей.
Административный истец, представители административных ответчиков - Филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Оренбургской области (далее – ФППК Роскадастр по Оренбургской области), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра по Оренбургской области), Правительства Оренбургской области, ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, заинтересованных лиц - администрации муниципального образования Нижнепавловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Никольский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы, суд приходит к следующему.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 года № 693-п «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Оренбургской области», постановлением Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2019 года.
Из материалов дела следует, что глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Черниязов Ж.Т. является арендатором объекта недвижимости - земельного участка, площадью 357 349 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и об объекте недвижимости.
Согласно договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения № 15/181 от 12 сентября 2017 года, заключенного между администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области и Черниязовым Ж.Т., срок аренды вышеуказанного земельного участка установлен с 26 сентября 2022 года по 25 сентября2027 года.
В соответствии с договором аренды арендная плата зависит от изменения кадастровой стоимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16 декабря 2022 года кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 1 614 655 рублей.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет № 22/308.1 от 17 декабря 2022 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО8., которым рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 365 000 рублей.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного объекта существенно отличается от его рыночной стоимости.
Отчет о рыночной стоимости объекта никем не оспорен. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.
Отчет о рыночной стоимости земельного участка составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил метод количественных корректировок, провел изучение рынка земельных участков в разных районах Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет увеличение арендных платежей за земельный участок.
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость объекта недвижимости определена на дату определения его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Поскольку административный истец обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости фактически 30 декабря 2022 года, датой подачи заявления следует считать 30 декабря 2022 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Черниязова Ж.Т. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес) категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 365 000 рублей до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 30 декабря 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.Т. Чувашаева
В окончательной форме решение изготовлено 2 мая 2023 года.
Судья Р.Т. Чувашаева