Дело №а-1265/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2016 года <адрес>
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Зябловой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по Республике Алтай к Жукову А.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 7762 рубля 50 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 350 рублей 21 копеек, недоимку по земельному налогу в сумме 550 рублей 04 копеек, пени по земельному налогу в сумме 73 рубля 91 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Управление ФНС России по Республике Алтай обратилось в суд с административным исковым заявлением к Жукову А.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 7762 рубля 50 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 350 рублей 21 копеек, недоимку по земельному налогу в сумме 550 рублей 04 копеек, пени по земельному налогу в сумме 73 рубля 91 копеек. Кроме того, административный истец просит восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
Судом на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ определено о рассмотрении дела без участия сторон.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
В силу положений статей 44, 45, 48 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
С направлением данного требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания недоимки.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 48 НК РФ.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
В суде установлено, что налоговым органом в адрес налогоплательщика Жукова А.М. направлялось требование № об уплате задолженности по налогам и пени за период 2014 год в сумме 8736 рублей 66 копеек, в том числе задолженность по транспортному налогу в сумме 7762 рубля 50 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 350 рублей 21 копеек, задолженность по земельному налогу в сумме 550 рублей 04 копеек, пени по земельному налогу в сумме 73 рубля 91 копеек со сроком оплаты до 28.01.2016 г.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Исходя из положений, предусмотренных пунктом 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, поскольку общая сумма недоимки превышает 3000 рублей, срок подачи в суд общей юрисдикции заявления о взыскании налоговым органом составляет шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования №, установленного в нем до 28.01.2016 года. С настоящим заявлением административный истец обратился 21.09.2016 года, т.е. с пропуском установленного срока.
Судом установлено на основании представленных материалов, что срок обращения в суд о взыскании платежей, установленный ч.2 ст. 48 НК РФ, истек 28.07.2016 года, заявление налоговым органом подано в суд 21.09.2016 года, после получения определения от 25.07.2016 года судьи Чемальского районного суда Республики Алтай об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, поступившего в Чемальский районный суд Республики Алтай 21.07.2016 года.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Арбитражного суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ», сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает удовлетворении требований налогового органа.
При решении вопроса о восстановлении процессуального срока суд исходит из необходимости соблюдения баланса между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.
В обоснование доводов о восстановлении пропущенного процессуального срока административным истцом приведены доводы о его приостановлении в связи с подачей заявления о выдаче судебного приказа и отказа в выдаче такового.
Данное обстоятельство учтено судом при вынесении решения об отказе в восстановлении пропущенного срока, при этом суд полагает, что срок на обращение с иском о взыскании задолженности, приостанавливался подачей заявления о выдаче судебного приказа в суд, и течение его возобновлено после получения административным истцом определения об отказе в выдаче судебного приказа.
Суд полагает, что административным истцом не представлено уважительных причин пропуска процессуального срока с момента получения определения об отказе в выдаче судебного приказа до момента обращения в Чемальский районный суд 21 сентября 2016 года с исковым заявлением о восстановлении срока для взыскания задолженности и взыскания таковой.
Таким образом, административным истцом не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока. При этом суд не усматривает уважительных причин пропуска срока обращения в суд.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, суд в отказывает в удовлетворении административного искового заявления Управления ФНС России по Республике Алтай к Жукову А.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 7762 рубля 50 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 350 рублей 21 копеек, недоимку по земельному налогу в сумме 550 рублей 04 копеек, пени по земельному налогу в сумме 73 рубля 91 копеек, ввиду пропуска процессуального срока на обращение в суд.
Таким образом, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления ФНС России по Республике Алтай к Жукову А.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 7762 рубля 50 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 350 рублей 21 копеек, недоимку по земельному налогу в сумме 550 рублей 04 копеек, пени по земельному налогу в сумме 73 рубля 91 копеек, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.