Дело №12-163/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
«09» января 2017 года |
г. Сыктывкар |
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Веселкова Т.А.,
рассмотрев жалобу ОАО «Российские железные дороги» на постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №... от ** ** ** по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Российские железные дороги» по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, и
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №... от ** ** ** ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1, где на общество наложено административное наказание в виде штрафа в сумме ...
ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление.
В судебном заседании представитель ОАО «Российские железные дороги» Михалюта А.Ю., действующий по доверенности, поддержал доводы, изложенные в жалобе, также указал, что общество проводит планомерную работу по подготовке лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, просил суд снизить размер назначенного штрафа в случае оставления постановления без изменения.
Представитель отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по доверенности Петрова О.В. в суде просила суд оставить постановление без изменения.
Заслушав объяснения явившихся представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что часть 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, состоит в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности либо не исполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Состав правонарушения, предусмотренного данной статьей, носит формальный характер и не требует наступления вредных последствий.
Субъектами правонарушений могут быть как должностные лица коммерческих и некоммерческих организаций, так и юридические лица независимо от их организационно правовых форм.
Установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 1. Закона № 16-ФЗ: объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе и железнодорожные станции (подп. «а» п. 5 Закона № 16-ФЗ); субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств (ТС) или использующие их на ином законном основании (п. 9 Закона № 16-ФЗ). Железнодорожным станциям ... центра организации работы железнодорожных станций присвоены категории, и они включены в реестр категорированных ОТИ и ТС:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» является субъектом транспортной инфраструктуры на указанных железнодорожных станциях.
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконном вмешательства (ч. 4 ст. 1 Закона № 1 6-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона № 1 6-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Во исполнение ст. 8 Закона утверждены требования. Пунктами 3, 4 требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры.
Выполнение и соблюдение п. 5 требований не требует значительных финансовых затрат, с начала действия требований (с 15.04.2011 года) для их реализации имелось достаточно времени.
Силами обеспечения транспортной безопасности являются лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры; транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объектов или транспортных средств (ч. 7.2 ст. 1 Закона № 16-ФЗ, п. 5.6.9 Требований).
Приказом ОАО «Российские железные дороги» от 12.12.2011 года № 183 утверждено Положение об организации обеспечения транспортной безопасности в обществе.
Руководство организацией обеспечения транспортной безопасности в ОАО «Российские железные дороги» определено частью II названного Положения.
В соответствии с п.13 ч. II Положения непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение защищенности объектов железнодорожного транспорта, противодействие соответствующим угрозам совершения актов незаконного вмешательства, осуществляется руководителем подразделения филиала, другого структурного подразделения ОАО «РЖД», на которого в установленном порядке возложено управление производственной (технологической) деятельностью объекта железнодорожного транспорта в соответствии с его предназначением (далее - руководитель объекта железнодорожного транспорта).
Объектами железнодорожного транспорта в данном случае являются железнодорожные станции ...
Распоряжением начальника ... центра организации работы железнодорожных станций - СП Северной дирекции управления движением - СП Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «Российские железные дороги» от ** ** ** года № ... назначены ответственные лица за проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на категорированных железнодорожных станциях, разъездах, обгонных пунктах.
Такими лицами являются: ...
Кроме того, в соответствии с номенклатурой (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ должности указанных начальников станций, входят в указанную (номенклатуру) перечень.
Начальники железнодорожных станций, либо лица их, замещающие непосредственно относятся к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 5.10 Требований установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ; для прекращения трудовых отношения или отказа в приеме на работу.
Силами обеспечения транспортной безопасности являются: лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры; транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объектов или транспортных средств (ч. 7.2 ст. 1 Закона № 16-ФЗ, п. 5.6.9 Требований).
Таким образом, из анализа указанных выше норм проверка с целью выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ проводится только после назначения лиц ответственных за проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности и отнесения их к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Вместе с тем п. 1.1. ст. 10 Закона № 16-ФЗ устанавливает, что проверка сведений, указанных в ч. 1 настоящей статьи, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Правила проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.11.2015 года № 1257.
Пунктом 3 указанных Правил определено, что проверка сведений, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 - 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», осуществляется посредством проверки наличия документов, подтверждающих право указанных лиц выполнять такую работу, перечень и форма которых устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Перечень документов, представляемых в целях проверки установлен приказом Минтранса России от 18.04.2016 года № 104.
Пунктом 11 указанного Перечня установлено, что работник в целях проверки должен представить документ, подтверждающий отсутствие административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В соответствии с примечанием к п. 11 Перечня документ, предусмотренный п. 11 настоящего Перечня, представляется после вступления в силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Частью 2 ст. 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что п. 1 ст. 10 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу 01 января 2017 года.
Таким образом, до 01 января 2017 неправомочно требование представления документа подтверждающего отсутствие административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Таким образом, в части не проведения проверки сотрудников сил обеспечении транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных п.л. 4, 9 ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу отсутствует событие правонарушения.
На основании изложенного, в части нарушения п.п. 4, 9 ч. 1 ст. 10 Закона №16-ФЗ, п. 5.10 Требований производство по делу об административном правонарушении было прекращено.
В части неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных п. 5.12, 5.13 Требований контролирующим органом было установлено следующее.
Подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию н сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 1 ст. 12.1. Закона № 1 6-ФЗ).
В соответствии с п. 5.12 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Силы обеспечения транспортной безопасности ...
Подготовка в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации начальника железнодорожной станции Вис Страха Н.В., являющегося ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры — железнодорожная станция Вис, вопреки ч. 1 ст. 12.1 Закона №16-ФЗ и п. 5.12 Требований не осуществлена.
Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации н порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 12.1 Закона № 16-ФЗ).
В соответствии с п. 5.13 Требований, допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тем не менее, силы обеспечения транспортной безопасности — начальники железнодорожных станций: ... допущенные к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ не аттестованы,
Указанные начальники железнодорожных станций по состоянию на ** ** ** года свидетельств об аттестации не имеют, в Реестре выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и метрополитене (Реестр размещен на сайте Росжелдора) не числятся.
При рассмотрении настоящей жалобы суду ОАО «Российские железные дороги» указало, что начальник станции ... прошел обучение по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры с ** ** ** по ** ** **, что подтверждается удостоверением №...
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В данном случае, факт нарушения ОАО «Российские железные дороги» ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ подтверждается письменными материалами дела.
Правильно оценив перечисленные доказательства, заместитель начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО «Российские железные дороги» состава вмененного правонарушения.
Оценка доказательств контролирующим органом основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Суд не принимает во внимание доводы ОАО «Российские железные дороги» в части снижения размера наказания ввиду того, что наказание назначено в минимальном размере согласно санкции ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №... от ** ** ** о признании ОАО «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ является законным и обоснованным, наказание в виде штрафа в размере ... назначено с учетом конкретных обстоятельств дела в пределах санкции данной статьи, а именно назначен минимальный размер наказания, оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь ст.30.3 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №... от ** ** ** о признании ОАО «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере ..., оставить без изменения, жалобу ОАО «Российские железные дороги» – без удовлетворения.
Решение не подлежит обжалованию в кассационном порядке.
Судья- Т.А. Веселкова