Дело № 2-2041/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2016 года ....
Центральный районный суд .... ФИО3 края в составе:
председательствующего: Аникиной Л.А.
при секретаре: ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства ФИО3 края об оспаривании бездействия, возложении обязанности, продлении срока действия сертификата,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд к ответчику с требованиями, с учетом уточнения, о признании бездействия Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ФИО3 края по не внесению изменения в список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС), лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, произошедших в мае-июне 2014 года на территории ФИО3 края в части включения ФИО2, незаконным; продлить срок действия именного ГЖС серии А № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика внести изменения в список граждан – получателей ГЖС в части включения ФИО2 в месячный срок с момента вынесения решения.
В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ Бийским городским судом ФИО3 края вынесено решение по иску ФИО2, ФИО7 к ответчику о признании права на получение ГЖС на отдельную семью. Указанным решением признано право за ФИО5 на получение ГЖС на одну семью из расчета 33 кв.м. По вступлении решения в законную силу, ФИО2 обратилась в адрес ответчика с заявлением о включении ее в список граждан на получение ГЖС. Однако до настоящего времени изменения в списки на получение ГЖС ответчиком не внесены. В настоящее время срок действия ГЖС истек по вине органа государственной власти.
В судебном заседании истец ФИО2 на уточненных требованиях настаивала. Считает, что срок действия ГЖС истек по вине органа государственной власти.
Представитель ответчика в судебном заседании против иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Остальные участники в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года №561).
Из буквального толкования указанной нормы Постановления Правительства Российской Федерации следует, что порядок выдачи государственных жилищных сертификатов прямо предусматривает их выдачу на семью, с учетом имеющихся родственных отношений, а не на утраченное домовладение по количеству проживающих в нем лиц.
Во исполнение приведенной нормы и в целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года №982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Порядок).
Так, в силу пункта 6 Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению №3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Утвержденная Форма списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственных жилищных сертификатов, в числе прочих содержит обязательную графу «родственные отношения», на основании которой определяются члены одной семьи.
В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Бийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО2 и ФИО7 на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом по ..... Указанные лица на момент затопления проживали в указанном жилом доме и состояли на регучете.
Жилой дом по .... находился в зоне затопления, в результате чего собственники утратили имущество первой необходимости.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО2 и ФИО7 был выдан один ГЖС на имя ФИО2
Указанным решением признано право за ФИО2 на получение ГЖС на одну семью из расчета 33 кв.м.; за ФИО7 признано право на получение ГЖС на одну семью из расчета 18 кв.м. на одного члена семьи.
Удовлетворяя исковые требования истцов, суд первой инстанции пришел к выводу, что независимо от того, что пострадавший в результате наводнения дом принадлежит двум семья на праве общей долевой собственности, ГЖС должны быть выданы на каждую семью отдельно.
Апелляционным определением ФИО3 краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Бийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список на получение ГЖС; выдаче нового именного сертификата на ее имя; получении от нее именного ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ.
В ответе ответчик указал, что необходимо подготовить соответствующие изменения в ранее утвержденный список граждан-получателей ГЖС. Пункт 7 Порядка выпуска и погашения ГЖС содержит запрет на внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей. Кроем того, указали, что срок выданного ранее сертификата истекает ДД.ММ.ГГГГ и рекомендуют рассмотреть возможность реализации сертификата от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Управления прокуратуре ФИО3 края следует, что ФИО2 и ФИО7 направлено письмо о возможности реализации сертификата от ДД.ММ.ГГГГ до истечения срока его действия до ДД.ММ.ГГГГ. До указанной даты в Управление заявление на осуществление социальной выплаты по сертификату от ДД.ММ.ГГГГ не поступало. Главным Управлением ведется работа по внесению изменений в списки граждан-получателей ГЖС и подготовке необходимых документов для дальнейшего согласования списков.
ФИО2 просит продлить срок действия именного ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982 (далее - Порядок) сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
Срок действия сертификата составляет один год с даты выдачи гражданину Российской Федерации. По истечении указанного срока сертификат является недействительным (п.4).
Согласно пункту 6 Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что в случае утери (порчи), установления несоответствия в оформлении сертификата или внесения изменений в список на основании документов, подтверждающих эти факты, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет замену выданных бланков сертификатов.
Срок действия такого сертификата соответствует сроку действия ранее выданного сертификата, а в случае смерти владельца сертификата или члена семьи владельца сертификата, включенного в список, срок действия нового сертификата составляет один год с даты его выдачи.
По смыслу законоположений, содержащих правовые гарантии возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу вследствие стихийных бедствий, посредством помощи в приобретении жилого помещения, государственная финансовая поддержка в приобретении жилья осуществляется с целью возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу стихийным бедствием, и, соответственно, должна быть оказана до тех пор, пока причиненный ущерб не будет возмещен.
При этом органы государственной власти, уполномоченные на осуществление финансовой поддержки указанной выше категории граждан, обязаны в полной мере обеспечить получение гражданами финансовой помощи на приобретение жилого помещения в качестве возмещения ущерба, причиненного их имуществу чрезвычайной ситуацией.
Вместе с тем истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечет утрату обладателями жилищных сертификатов, не реализовавшими их по объективным причинам, либо вследствие действий третьих лиц, права на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, вследствие чрезвычайной ситуации.
В связи с этим обстоятельством, имеющим юридическое значение для настоящего дела, и подлежавшим установлению в ходе судебного разбирательства, является характер причин пропуска истцом срока реализации сертификата, взаимосвязь этих причин с действиями третьих лиц, в том числе с тем, насколько своевременно и надлежаще уполномоченные должностные лица исполнили свои обязанности, направленные на обеспечение реализации прав граждан на получение государственной финансовой помощи.
Согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список на получение ГЖС; выдаче нового именного сертификата на ее имя; получении от нее именного ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ.
В ответе Управление указало, что должно подготовить соответствующие изменения в ранее утвержденный список граждан-получателей ГЖС. Пункт 7 Порядка выпуска и погашения ГЖС содержит запрет на внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей. Кроем того, указали, что срок выданного ранее сертификата истекает ДД.ММ.ГГГГ и рекомендуют рассмотреть возможность реализации сертификата от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, решением Бийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ признано право за ФИО2 на получение ГЖС на одну семью из расчета 33 кв.м.
Таким образом, истец своевременно в период действия сертификата обратилась в соответствующие органы с письменным заявлением о замене сертификата на основании вышеуказанного решения суда. Ответчиком же предложено истцу реализовать свои права на основании ранее выданного ГЖС, который выдан на ФИО2 и ФИО6
В связи с чем, суд приходит к выводу о несвоевременном и ненадлежащем исполнении уполномоченными должностными лицами своих обязанностей, направленных на обеспечение реализации прав граждан на получение государственной финансовой помощи.
При этом, оснований для продления срока действия именного ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ, у суда не имеется, поскольку решением Бийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 признано право на получение ГЖС на одинокого гражданина из расчета площади жилого помещения 33 кв.м.
Необходимый истцу сертификат до настоящего времени не выдан, доказательств обратного не представлено.
Оценивая требования ФИО2 об обязании ответчика внести изменения в список граждан – получателей ГЖС, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории ФИО3 края в части включения ФИО2 в месячный срок с момента вынесения решения, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, после вынесения решения Бийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено право истца на получение именного ГЖС на жилое помещение 33 кв.м., в список граждан – получателей ГЖС ФИО2 не внесена до настоящего времени.
В силу пункта 1 Постановления администрации ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» управление ФИО3 края по жилищно-коммунальному хозяйству определено уполномоченным органом по работе с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
С учетом ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О создании Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ФИО3 края» в настоящее время таким органом является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ФИО3 края.
Принимая во внимание, что Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ФИО3 края, являясь уполномоченным органом, необоснованно включило ФИО2 и ФИО7 в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, в качестве членов одной семьи, то на нем лежит обязанность внести в утвержденный список изменения на основании пунктов 6, 7 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
При этом само по себе указание в Порядке выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов на запрет внесения изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей (абзац 2 пункта 7 введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 года №213), не может служить основанием для отказа в защите прав граждан, которые в результате незаконных решений уполномоченных органов не были включены в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
На основании изложенного, суд возлагает обязанность на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ФИО3 края обязанность внести изменения в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае - июне 2014 года на территории ФИО3 края, на получение государственных жилищных сертификатов, в части включения в список ФИО2 на получение сертификата на одну семью.
В данном случае, возложение обязанности по внесению изменений в список, который формирует ответчик, направлено для целей обеспечения истца сертификатом на одну семью, поскольку в силу Порядка и условий выдачи ГЖС (зарегистрировано в Минюсте РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), установленного во исполнение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, именно списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
Требование истца о признании бездействия Главного Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ФИО3 края по не внесению изменения в список граждан – получателей ГЖС, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, произошедших в мае-июне 2014 года на территории ФИО3 края в части включения ФИО2, незаконным, суд расценивает как основание иска, в связи с чем, указание на удовлетворение этих требований в резолютивной части решения не требуется.
При изложенных обстоятельствах, иск подлежит частичному удовлетворению.
Срок исковой давности не пропущен.
С учетом позиции истца суд на основании ст.206 ГПК РФ устанавливает ответчику срок для исполнения решения один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить в части.
Возложить обязанность на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ФИО3 края внести изменения в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае - июне 2014 года на территории ФИО3 края, на получение государственных жилищных сертификатов, в части включения в список ФИО2 на получение сертификата на одну семью в течением месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.А. Аникина