Решение по делу № 2а-1000/2017 ~ М-969/2017 от 13.10.2017

Дело № 2а-1000/17

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Новосергиевка 13 ноября 2017 года

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Абузяровой Д.Ф.,

при секретаре Ерофеевой Д.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Новосергиевского района Оренбургской области Конденкова И.С.,

представителя административного ответчика – главы администрации Среднеуранского сельсовета Сыврачева М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Среднеуранский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области об обязании организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Среднеуранский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области об обязании организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов. В обоснование требований указал, что прокуратурой Новосергиевского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования Среднеуранский сельсовет Новосергиевского района.

В ходе проверки установлено, что на участке местности, расположенном в границах муниципального образования Среднеуранский сельсовет, имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная в восточной стороне <адрес>, в <данные изъяты> метрах от реки Большой Уран.

Несанкционированная свалка твердых бытовых отходов преимущественно состоит из навоза крупного рогатого скота, в остальной из резиновых изделий, бытовых отходов, строительного мусора, отходов продукции из целлофана. Несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположена на площади около 12x25 м.

Данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, относится к землям населенного пункта.

Просил обязать администрацию муниципального образования Среднеуранский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка, расположенного на территории Среднеуранского сельсовета в восточной стороне <адрес>, в <данные изъяты> метрах от реки Большой Уран, на площади около <данные изъяты> м.

В судебном заседании представитель административного истца Конденков И.С. требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Сыврачев М.В. не возражал против удовлетворения административных исковых требований, пояснил, что примет все меры к устранению свалки.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на участке местности, расположенном в границах муниципального образования Среднеуранский сельсовет, имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Данная свалка ТБО расположена в восточной стороне <адрес> в <данные изъяты> метрах от реки Большой Уран.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с пунктами 1, 4, 5, 6 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ изменена компетенция органов государственной власти субъектов и местного самоуправления, а также порядок организации деятельности в области отходов производства и потребления.

Полномочия субъектов Российской Федерации по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуются путем заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, определяемыми на основании конкурсного отбора. Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляются после проведения торгов. Деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

На сегодняшний день региональный оператор в Оренбургской области, не определен.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 2 ст.21 и ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с абз. 1 ст. 8 Закона Оренбургской области от 29.08.2005 N 2531/452-III-ОЗ (ред. от 12.12.2016) «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих сельских поселений.

Приведенные положения закона и установленные обстоятельства указывают на то, что обязанность организовать сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции сельского поселения и в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно данный орган местного самоуправления.

Положения Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», которыми внесены изменения в статьи 6 и 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» согласно статье 24 вступили в силу с 1 января 2016 г., то есть после возникновения спорных правоотношений, и не подлежат применению к правоотношениям, возникшим до его вступления в силу.

Кроме того, нельзя не учитывать, что предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (пункт 2.1. статьи 7) и Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (пункт 3 статьи 8) полномочия органов местного самоуправления сельсовета в области обращения с отходами не освобождают органы местного самоуправления от выполнения регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории <адрес> от бытовых и промышленных отходов.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления таких функций, ставшее причиной загрязнения территории сельского поселения, может являться основанием для возложения обязанности принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами. Такое толкование норм законодательства соответствует их конституционному смыслу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 26-П.

Образование твердых бытовых отходов на территории Среднеуранского сельсовета Новосергиевского района свидетельствует о длительном и неоднократном сбросе таких отходов, которые при надлежащей организации земельного контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться представителями администрации.

Доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер, принятия каких-либо мер по организации вывоза и утилизации твердых отходов из места их несанкционированного размещения администрация не представила.

Вследствие ненадлежащей работы (бездействия) администрации МО Среднеуранский сельсовет по выполнению своих законных обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образовалась вышеуказанная несанкционированная свалка ТБО. Данная несанкционированная свалка ТБО находится в границах МО Среднеуранский сельсовет, чем нарушаются права и свободы граждан на благоприятную окружающую среду. Нарушение указанных требований законодательства влечет за собой неисполнение Российской Федерацией обязанности по обеспечению конституционного права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    административные исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Среднеуранский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области об обязании организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Среднеуранский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка, расположенного на территории Среднеуранского сельсовета в восточной стороне <адрес>, в <данные изъяты> метрах от реки Большой Уран на площади около 12x25 м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья Д.Ф. Абузярова

Мотивированное решение составлено 13 ноября 2017 года.

Судья Д.Ф. Абузярова

2а-1000/2017 ~ М-969/2017

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
администрация Среднеуранского сельсовета
Суд
Новосергиевский районный суд
Судья
Абузярова Д.Ф.
13.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
16.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2017[Адм.] Судебное заседание
13.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее