Гражданское дело
№ 2-2583/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области 05 мая 2016 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Орловой Н.В.,
при секретаре Карабаевой Ж.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комаровой Е.А. к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении жилого помещения в собственность взамен снесенного,
УСТАНОВИЛ:
Истица Комарова Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении ей жилого помещения в собственность взамен снесенного, мотивируя свои требования тем, что ей на основании договора купли-продажи от <дата> принадлежала ? жилого дома по адресу: г<данные изъяты> Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда от <данные изъяты> ? жилого дома признана квартирой с почтовым адресом: Российская федерация, <адрес> признано право собственности на ее имя. Дом, в котором располагалась квартира истицы, был признан аварийным и подлежал сносу. Все жильцы дома были расселены, а сам дом согласно акту сноса ветхого жилья от <дата> был снесен, был включен в региональную адресную программу. Истица указала, что ее право собственности и жилищные права были нарушены, т.к. при сносе дома ей было предоставлено жилое помещение взамен снесенного, т.е. достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения, о чем свидетельствуют фактические действия ответчика, но в оформлении документов о праве собственности взамен снесенного отказывают, т.к. право собственности на снесенное жилое помещение не зарегистрировано в ЕГРП. Отсутствие сведений о регистрации права поставлена в зависимость от существования объекта кадастрового учета, т.е. дом снесен, а поставить на кадастровый учет квартиру невозможно. Фактически истице была предоставлена квартира взамен снесенной по адресу: <адрес>, в которой истица проживает, она оплачивает коммунальные услуги. Истица в обоснование своих требований также ссылается на положения ст.12, ст.1064, ст.1082 ГК РФ, ст.32 ЖК РФ и ФЗ от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Истица считает, что поскольку ее право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ, было нарушено ответчиком, то она имеет достаточные основания требовать возмещения вреда путем предоставления ей в собственность иное жилое помещение взамен снесенного. Истица просит обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить ей в собственность жилое помещение общей площадью не менее 28 кв. м взамен признанного аварийным и снесенного жилого дома и находящейся в ней квартиры по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истица Комарова Е.А. исковые требования уточнила, а именно просила обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить Комаровой Е.А. в собственность равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 28 кв.м. в черте <адрес> взамен жилого помещения по адресу: <адрес>, находившегося в признанном аварийным и снесенном жилом доме, в остальном иск поддержал в полном объеме, основываясь на доводах и обстоятельствах изложенных в исковом заявлении.
Представитель истицы Тарасов Д.Г., выступающий на основании нотариально удостоверенной доверенности, уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Гурьбина А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания, дом по указанному адресу был включен в региональную адресную программу, снесен согласно акту по сносу ветхого жилья от <дата>. В связи с тем, что при переселении граждан из данного дома истицей не были предоставлены правоустанавливающие документы на жилое помещение по адресу: <адрес>, ее право собственности на жилое помещение не зарегистрировано, сведений о таковом в ЕГРП нет, то и соглашение с ней о мене не заключалось, обязанности у ответчика предоставить ей жилое помещение в собственность не возникло, хотя представителем ответчика не оспаривается, что именно по причине сноса жилого помещения Комаровой Е.А. предоставлено иное жилое помещение по адресу: <адрес> без оформления его в ее собственность.
Принимая во внимание пояснения и позиции сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 3 ч.1 ст.8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В материалах дела имеется вступившее в законную силу решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от <дата>, которым признано, что ? жилого дома по адресу: Кемеровская <данные изъяты> принадлежащая Комаровой Е.А. на основании договора купли-продажи жилого дома от <дата>, удостоверенного <дата> нотариусом Первой Ленинск-Кузнецкой государственной нотариальной конторы К., зарегистрированного <дата> в БТИ <адрес>, квартирой с почтовым адресом: <данные изъяты> Указанным решением суда от <дата> признано за Комаровой Е.А. право собственности на объект недвижимого имущества: тип объекта – помещение, наименование объекта – квартира, назначение объекта – жилое, по адресу: Российская Федерация, <данные изъяты>
При этом Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа привлекалась к участию в том деле как ответчик, представитель ответчика Петров Д.В. участвовал в судебном заседании и исковые требования истицы признал. Ввиду указанного, следует исходить из того, что ответчик знал о признанном судом праве собственности истицы на вышеуказанное жилое помещение и сам признавал его.
Таким образом, в силу п. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ истица являлась собственником жилого помещения по адресу: Российская Федерация, <адрес> вплоть по день его разрушения.
Согласно положениям абз. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества являются вступившие в законную силу судебные акты.
Законом не предусмотрены сроки для обращения лиц, право собственности на объект недвижимого имущества за которым признано судом, для регистрации такого права на основании решения суда, а потому нельзя ставить в вину истице то обстоятельство, что она не регистрировала право собственности сразу же по вступлению решения суда в законную силу.
Согласно п.1.2 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно данным Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения об объекте капитального строительства по адресу: <данные изъяты> в ГКН отсутствуют. Вины истицы в этом нет, и в настоящее время внести сведения в ГКН о данном объекте недвижимого имущества не представляется возможным, поскольку данное жилое помещение отсутствует в силу сноса жилого дома, в котором оно располагалось, что следует из акта по сносу ветхого жилья от <дата>.
Таким образом, при разрешении данного спора следует исходить, что судебное признание (вынесенное судебное решение о признании) означает властное подтверждение принадлежности права определенному лицу. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, а не права в общем смысле этого слова, к тому же Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрена регистрация права, но не регистрация его возникновения, а возникло оно у истицы на вышеобозначенный объект недвижимости в соответствии с пунктом 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ в силу признания его судом соответствующим судебным актом, и при отсутствии доказательств обратного позиция ответчика в том, что истицей не подтверждено ее право собственности на объект недвижимости, является несостоятельной и не может в данном контексте ставится в зависимость от наличия или отсутствия записи о нем в ЕГРП.
В соответствии с п.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как отмечалось ранее, из пояснений сторон установлено, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и непригодным для проживания в установленном законом порядке и <дата> снесен согласно акту по сносу ветхого жилья.
Данный дом внесен в региональную адресную программу "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу» на 2013-2017 годы, утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от <данные изъяты>, реализация программы в отношении данного дома определена на 2014 год. Расселение граждан произведено в 2015 году.
Согласно ч.3 ст.35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статьей 32 ЖК РФ предусмотрены условия и порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч.1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч.6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч.10).
В данном случае под муниципальными нуждами изъятия земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, следует понимать то, что на территории муниципального образования не должно быть жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, таким образом, к спорным правоотношениям применим порядок, предусмотренный ст.32 ЖК РФ.
Вместе с тем обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с ФЗ от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Так, в силу положений статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Данная позиция нашла свое подтверждение в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 года.
В данном случае жилой дом, в котором находилось принадлежащее истице жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истица Комарова ЕА., воспользовавшись своим правом выбора способа обеспечения ее жилищных прав, выбрала способ обеспечения жилищных прав в виде предоставления ей другого жилого помещения на праве собственности, что является законным и обоснованным.
Истица, как указывалось ранее, не имеет возможности в настоящее время зарегистрировать свое право собственности на жилое помещение по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в силу его гибели (сноса). В настоящее время данный объект недвижимости отсутствует в государственном кадастре недвижимости, а потому истица уже не сможет получить свидетельство о государственной регистрации права на него, в связи с чем и договора мены ранее принадлежащего ей жилого помещения на иное, полагающееся быть предоставленным взамен, быть не может. Суд считает, что при таких обстоятельствах правильным и единственно верным способом защиты жилищного права и права собственности явилось данное обращение истицы в суд с данным иском, учитывая, что ст.12 ГК РФ называет в числе способов защиты гражданских прав присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Учитывая, что целью судебного решения является восстановление законного права существовавшего до момента его нарушения, суд считает, что жилое помещение, которое должно быть предоставлено ответчиком истице, должно быть равноценным и предоставлено общей площадью не менее 28 кв. м, т.е. не менее чем ранее ей принадлежащее, взамен которого должно быть предоставлено иное жилое помещение, т.е. должно носить компенсационный характер.
Таким образом, учитывая вышеизложенное и принимая во внимание требования ст.ст. 35, 40 Конституции РФ, которые запрещают лишать собственника жилого помещения жилища, суд считает необходимым требования Комаровой Е.А. о предоставлении в собственность жилого помещения взамен снесенного удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 28 ░░.░. ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.05.2016 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-2583/2016 ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.