Решение по делу № 21-47/2016 от 26.02.2016

Дербентский городской суд РД

Судья Гасанов М.Р.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

от 25 марта 2016 г. N 21-47/2016, г. Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан Хираев Ш.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (далее Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан) на решение судьи Дербентского городского суда от 19 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РД в отношении ООО «Водкан»,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области ООС Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан Рамазанова Б.М. от 3 декабря 2015 года № 225 ООО «Водкан» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.

Генеральный директор ООО «Водкан» Гамдуллаев Р.И. обратился в Дербентский городской суд с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Решением судьи Дербентского городского суда от 19 января 2016 года постановление должностного лица от 3 декабря 2015 года № 225 отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В поданной в Верховный Суд Республики Дагестан жалобе руководитель Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан, выражая свое несогласие с решением суда, просит его отменить в связи с нарушениями норм материального права.

В судебное заседание представитель Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан Гайдаров М.Т. явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель ООО «Водкан» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен.

В связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

2 ноября 2015 года Управлением Росприроднадзора по РД № 03-03-01/2015 в отношении ООО «Водкан» было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. Поводом для возбуждения данного административного дела послужила поступившая в административный орган служебная записка отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по РД от 28.10.2015 года, из содержания которой следует, что ООО «Водкан» осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сброс загрязняющих веществ в водный объект.

Так, за 1 кв. 2015 года обществом рассчитана плата за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ на сумму <.> рублей (расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду - зарегистрирован за № 2866/1-15).

В соответствии с письмом из Западно-Каспийского БВУ (исх. №350/5ГК от 06.10.2015года) фактический объем сброса ООО «Водкан» загрязняющих веществ в водный объект составил - 748.451 тонн (сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных вод)). По расчетам произведенным специалистами отдела сумма невнесенной оплаты ООО «Водкан» за 1 кв. 2015 года составила <.> рублей.

Исходя из этого, административным органом сделан вывод о том, что общество, занизив фактические объемы сброса загрязняющих веществ в водный объект, скрыло от органа государственного контроля достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды, тем самым, нарушив п. 5 ст. 39 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74.

По указанным обстоятельствам Управлением Росприроднадзора по РД в отношении ООО «Водкан» был составлен протокол об административном правонарушении от 17 ноября 2015года № 03-03-01/2015 года.

По результатам рассмотрения материалов административного производства Общество признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ с наложением административного наказания в виде штрафа в сумме 20.000 рублей.

Решением Дербентского городского суда от 19 января 2016 года постановление о привлечении ООО «Водкан» к административной ответственности отменено, производство по делу прекращено.

Полагая, что отмена и прекращение производства по делу является незаконным, Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан обратилось в суд с настоящей жалобой.

При рассмотрении дела суд руководствовался следующим.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию предусмотрена ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации и реализацию прав граждан на информацию и состоянии окружающей среды.

Субъектом ответственности по статье 8.5 КоАП РФ являются граждане, должностные лица и юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки. При этом обязанное лицо должно являться обладателем такой информации, под которым понимается лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Объективная сторона правонарушения может выражаться: в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: - о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, - об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, - о радиационной обстановке, искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

Все указанные выше действия должны быть совершены лицами, обязанными сообщать соответствующую информацию.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

По смыслу статьи 8.5 КоАП РФ под экологической информацией следует понимать соответствующую в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информацию о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов, о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты, о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

Протоколом об административном правонарушении и постановлением должностного лица обществу вменяется нарушение, выразившееся в занижении фактических объемов сброса загрязняющих веществ в водный объект при производстве расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 кв. 2015г. Данное нарушение административный орган расценил как сокрытие или искажение экологической информации в нарушение п. 5 ст. 39 Водного кодекса РФ.

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Закон № 7-ФЗ) закреплены положения о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

В целях взимания платы к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления и т.д.

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 года № 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды РФ 26.01.1993 года.

Исходя из содержания расчета платы за негативное воздействие, форма и порядок заполнения которого определены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года № 204, такой расчет составляется с целью определения размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.

Как правильно указано судьей районного суда, сведения, включаемые в расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (за сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект) лицом, их представляющим, в частности, ставки платы, масса не являются информацией о состоянии природных ресурсов или источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов и не подпадают под понятие экологической информации.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой документ, содержащий сведения о размере платы. Указанный документ не является по своей сути декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду либо декларацией о воздействии на окружающую среду, которые в силу закона могут быть отнесены к информации о состоянии природных ресурсов или источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.

Поскольку расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, по мнению суда, не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды, а составляется в целях определения размера обязательной (фискальной) платы, то нарушения, связанные с внесением недостоверных сведений в указанный документ не образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, в действиях Общества не установлен и не доказан, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах, выводы суда, прекратившего производство по делу, в связи с отсутствием в действиях ООО «Водкан» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, являются правильными, основанными на нормах материального права и обстоятельствах дела.

При этом несогласие Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан с судебным решением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судьи, по делу не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Дербентского городского суда Республики Дагестан от 19 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ в отношении ООО «Водкан» оставить без изменения, жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан - без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Дагестан Ш.М.Хираев

21-47/2016

Категория:
Административные
Другие
ООО"Водокан"
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Статьи

8.5

Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
26.02.2016Материалы переданы в производство судье
25.03.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее