Дело № 2-2419/2019
Мотивированное решение составлено 26 июля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2019 года г. Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Шурухиной Е.В.
при секретаре Гловюк В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Мурманска к ООО «МУЖСК» (ИНН ***) о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Мурманска обратилась в суд в защиту прав потребителя, указав в обоснование, что по обращению Сергеева В.И., проживающего по адресу: ***, на ненадлежащее исполнение ООО «МУЖСК» обязанностей по содержанию и ремонту асфальтобетонного покрытия на придомовой территории вышеуказанного многоквартирного дома (адрес***) МКУ «Новые Формы управления» проведена проверка, по результату которой выявлено ненадлежащее состояние придомовой территории, составлен соответствующий акт №*** от ***, и представлен перечень необходимых работ по устранению недостатков.
Истец просит обязать ООО «МУЖСК» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по восстановлению поврежденного асфальтобетонного покрытия придомовой территории адрес*** со стороны дворового фасада с соблюдением технологии производства работ.
Представитель истца Администрации города Мурманска в лице МКУ «Новые формы управления» Бородкина К.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить, пояснила, что межевание придомовой территории адрес*** не производилось, однако указанная территория является общим имуществом дома, а ответственность за содержание и ремонт несет ответчик.
Ответчик ООО «МУЖСК» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, просил отказать в удовлетворении требований со ссылками на то, что в установленном порядке межевание придомовой территории адрес*** не производилось, указанный земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Третье лицо Сергеев В.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Пунктом 2.3. ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, определяются требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, также в Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно п. 2.6.2 Правил №170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков.
Как указано в п. 3.6.29. Правил №170 покрытия территорий должны быть полностью отремонтированы до наступления заморозков, удалены материалы и предметы, которые могут вызывать поломку снегоочистителей или способствовать образованию заносов.
Исходя из положений п. 10.2.6.4. правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск от 27.10.2017 №40-712 (далее Правила благоустройства) физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.
Указанными Правилами благоустройства установлено что, содержание объектов и элементов благоустройства – комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание технического, санитарно-эпидемиологического, экологического и эстетического состояния территорий и размещенных на них элементов благоустройства в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан (п. 2.72.).
Согласно пункту 2.59. Правил благоустройства придомовая территория – территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).
В соответствии с пунктом 2.88. Правил благоустройства улично-дорожная сеть - комплекс объектов благоустройства, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования местного значения различных категорий, дороги и проезды в зонах общественного, жилого и иных назначений, дороги и проезды на территориях природных комплексов, площади, разворотные площадки конечных пунктов маршрутов пассажирского транспорта, расположенные на них дорожные сооружения, а также тротуары, посадочные площадки остановочных пунктов, обочины дорог.
В целях обеспечения безопасного движения транспортных средств и пешеходов покрытия улично-дорожной сети должны быть спланированы, не иметь разрушений, деформаций, выбоин, иных повреждений, очищены от бытовых и промышленных отходов, а водоотводные устройства – исправны (п. 10.1.4. Правил благоустройства).
Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 №6464/10 установлено все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Поскольку домовладельцы выступают в отношениях с управляющей компанией как потребители, заказывающие ей услуги в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, то на договоры управления многоквартирными домами распространяются и положения Закона (определение ВАС РФ от 16.08.2011 № ВАС-7677/11 по делу № А65-11798/2010-СГ3-14).
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Правила являются обязательными для организаций, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии со ст. 44, 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей. Право на предъявление исков к изготовителям (исполнителям, продавцам) предоставлено органам местного самоуправления в защиту прав конкретного потребителя (группы потребителей), неопределенного круга потребителей.
Отношения сторон регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которым потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Закон возлагает ответственность за нарушение прав потребителя на исполнителя (изготовителя, продавца) работы (услуги). В соответствии с преамбулой Закона исполнителем услуг может быть юридическое или физическое: лицо, которое выполняет работы, (оказывает услуги) по возмездному договору. В соответствии со статьей 29 Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
Согласно пунктам 40, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно положениям ст.4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии со ст.29 указанного закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Судом установлено, что Сергеев В.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***. Ответчик является управляющей организацией, осуществляющей управление указанным многоквартирным жилым домом по адресу: ***
Согласно акту от *** №*** при проведении обследования указанного многоквартирного дома выявлено ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по содержанию и ремонту придомовой территории, а именно неудовлетворительное техническое состояние асфальтобетонного покрытия придомовой территории со стороны дворового фасада, а также определен требуемый перечень работ по восстановлению поврежденного асфальтобетонного покрытия придомовой территории со стороны дворового фасада с соблюдением технологии производства работ, согласно которому управляющей компании необходимо выполнить:
вырубку разрушенных участков, расчистку поверхности, укладку песка, щебня и асфальтобетонной смеси на следующих участках:
- участок №***: со стороны дворового фасада дома напротив подъезда №*** выбоина глубиной 7,0 см, длиной 700,0 см, шириной 200,0 см;
- участок №***: со стороны дворового фасада дома напротив подъезда №*** выбоина глубиной 4,5 см, длиной 170,0 см, шириной 140,0 см;
- участок №***: со стороны дворового фасада дома напротив подъезда №*** выбоина глубиной 4,0 см, длиной 280,0 см, шириной 330,0 см;
- участок №***: со стороны дворового фасада дома напротив подъезда №*** выбоина глубиной 3,5 см, длиной 90,0 см, шириной 100,0 см;
- участок №***: со стороны дворового фасада дома напротив подъезда №*** участок длиной 670,0 см, шириной 200,0 см, глубиной выбоина до 5,5 см:
- участок №***: в асфальтобетонном покрытии, примыкающем к нижней ступени крыльца подъезда №***, выбоина глубиной 6,0 см, длиной 200,0 см, шириной 140,0 см.
Оценивая представленные доказательства, суд полагает возможным принять во внимание вышеуказанный акт комиссионного обследования. При этом суд исходит из того, что доказательств устранения выявленных в содержании общего имущества недостатков ответчиком в полном объеме согласно ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, при проведении комиссионного обследования, оформленного актом №*** от *** представитель ответчика присутствовал, с актом знакомился, замечаний либо несогласия с отраженными в акте недостатками и перечнем требуемых ремонтных работ не выразил.
Доводы ответчика, приведенные в письменных возражениях на иск, по мнению суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства и не снимают с ответчика обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. "е" ч. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно п. п. "б", "в", "г" ч. 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Подпунктом "г" пункта 11 названных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П, и п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом и несут бремя его содержания.
Согласно п. "а" п. 16 Правил Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем работ, производство которых необходимо выполнить ответчику, в целях реального исполнения судебного акта, отсутствие возражений ответчика, суд полагает заявленные истцом сроки исполнения решения суда – в течение месяца со дня вступления решения в законную силу разумными и достаточными.
Таким образом, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что истец при подаче искового заявления в соответствии с п.4 ч.2 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, ее в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ необходимо взыскать с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации города Мурманска к ООО «МУЖСК» (ИНН ***) о защите прав потребителя - удовлетворить.
Обязать ООО «МУЖСК» (ИНН ***) в течение месяца с момента вступления решения суда законную силу выполнение работ по восстановлению поврежденного асфальтобетонного покрытия придомовой территории адрес*** со стороны дворового фасада с соблюдением технологии производства работ, а именно: вырубкой разрушенных участков, расчисткой поверхности, укладкой песка, щебня и асфальтобетонной смеси на следующих участках:
- участок №***: со стороны дворового фасада дома напротив подъезда №*** выбоина глубиной 7,0 см, длиной 700,0 см, шириной 200,0 см;
- участок №***: со стороны дворового фасада дома напротив подъезда №*** выбоина глубиной 4,5 см, длиной 170,0 см, шириной 140,0 см;
- участок №***: со стороны дворового фасада дома напротив подъезда №*** выбоина глубиной 4,0 см, длиной 280,0 см, шириной 330,0 см;
- участок №***: со стороны дворового фасада дома напротив подъезда №*** выбоина глубиной 3,5 см, длиной 90,0 см, шириной 100,0 см;
- участок №***: со стороны дворового фасада дома напротив подъезда №*** участок длиной 670,0 см, шириной 200,0 см, глубиной выбоина до 5,5 см:
- участок №***: в асфальтобетонном покрытии, примыкающем к нижней ступени крыльца подъезда №***, выбоина глубиной 6,0 см, длиной 200,0 см, шириной 140,0 см.
Взыскать с ООО «МУЖСК» (ИНН ***) госпошлину в доход местного бюджета муниципального образования город Мурманск в сумме 300 руб.
Разъяснить ответчику право в течение 7 дней с момента получения копии решения направить в суд, принявший решение, заявление о пересмотре заочного решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме
Судья Е.В. Шурухина