РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 11 марта 2015года
Чкаловский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Никляевой В.П.
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Уральскому межрегиональному территориальному Управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о взыскании невыплаченной части ежемесячной премии, денежной компенсации за задержку выплаты премии, компенсации морального вреда,
с участием представителя ответчика ФИО3 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ года),
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 предъявил к Уральскому межрегиональному территориальному Управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее Уральское МТУ ВТ Росавиации) иск:
- о взыскании невыплаченной части ежемесячной премии за апрель ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
- процентов за задержку причитающихся выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
- компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>
В заявлении содержится просьба о взыскании расходов, связанных с оказанием юридических услуг, в сумме <данные изъяты>
В заявлении и в объяснениях в судебном заседании истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ принят на должность заместителя начальника аэропортовой деятельности и воздушных перевозок, ДД.ММ.ГГГГ приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ уволен с этой должности в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе.
В соответствии с «Положением о материальном стимулировании государственных гражданских служащих Уральского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта» премирование гражданских служащих производится по результатам работы за месяц (п.1.2).
По итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ года премия истцу выплачена в сумме <данные изъяты> за фактически отработанные в апреле 16 дней. Истец полагает, что размер премии ему снижен на <данные изъяты> что составляет 50% от должностного оклада и соответственно полагающейся премии, тогда как остальным работникам его отдела премия выплачена в большем размере.
Согласно Положению «при неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим возложенных на него обязанностей или в связи с допущенными нарушениями служебной дисциплины начальником Управления может быть принято решение о полной или частичной невыплате премии» (п.1.4, абз. 1 Положения)». В таком случае «невыплата гражданским служащим премии или снижение ее размера осуществляется только с указанием причин невыплаты премии соответствующим гражданским служащим за конкретный расчетный период, в котором имело место упущение по службе или совершен дисциплинарный проступок, о чем объявляется в приказе Управления (п.1.5 Положения)».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в письменном виде к ответчику за разъяснением причины снижения ему премии.
ДД.ММ.ГГГГ в письменном ответе работодатель указал, что за ДД.ММ.ГГГГ года истцу выплачена премия в размере 100%, поэтому приказ о снижении премии не издавался.
Моральный вред истец обосновывает понесенными нравственными страданиями, связанными с несправедливостью по отношению к нему, унижением его человеческого достоинства и беззащитностью перед произволом работодателя.
Представитель ответчика ФИО3 против удовлетворения иска возражал. В письменном отзыве и объяснениях в судебном заседании представитель ответчика указал, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. О размере начисленной и выплаченной истцу месячной премии за ДД.ММ.ГГГГ стало известно ДД.ММ.ГГГГ, когда были произведены выплаты и вручен расчетный листок. ФИО2 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ года, спустя 7 месяцев, сведения об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд отсутствуют.
Кроме того, представитель ответчика указал, что истцом в апреле 2014 года отработано 16 дней. ФИО2 выплачена премия за апрель в размере 100% от должностного оклада, пропорционально отработанному времени. Месячная премия составляет 100% оклада, в случае снижения премии издается приказ с указанием причины уменьшения премии. За 2014 год истцу 7 раз выплачивалась премия в размере 100% оклада – это в январе, феврале, августе, сентябре, октябре и ноябре 2014 года.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
Согласно действующему законодательству заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Судом установлено, что ФИО2 состоял в трудовых отношениях с Уральским МТУ ВТ Росавиации с ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя начальника аэропортовой деятельности и воздушных перевозок (служебный контракт № – л.д.16-17). ДД.ММ.ГГГГ приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ уволен с этой должности в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (л.д.43 обр.сторона). Как следует из представленного и исследованного судом «Положения о материальном стимулировании государственных гражданских служащих Уральского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта», структура оплаты труда, действующая в Уральском МТУ ВТ Росавиации, состоит из нескольких элементов, в том числе премий за месяц и единовременных (л.д.10-14).
В соответствии с Положением премирование гражданских служащих производится по результатам работы за месяц при достижении следующих критериев: своевременное и качественное исполнение должностных регламентов гражданских служащих, соблюдение служебной, исполнительской дисциплины (п.1.2. - л.д.10 оборот.).
Как установлено судом, в исключительную компетенцию руководителя входит оценка достижения работником результатов труда. Премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда гражданского служащего и зависит от конкретного вклада гражданского служащего в успешное выполнение задач, стоящих перед Управлением. Размер премии устанавливается в пределах фонда оплаты труда и максимальными размерами не ограничивается.
Размер премии определяется в процентах от должностного оклада за фактически отработанное в отчетном периоде время (п.1.3).
В пункте 1.4. Положения указан перечень проступков, за которые не выплачивается премия, к ним относятся: прогул, нахождение работника в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд.
Невыплата премии или снижение ее размера за конкретный расчетный период с указанием причин невыплаты производится на основании приказа Управления (п.1.5).
Гражданским служащим, проработавшим неполный расчетный период в связи с уходом в отпуск, болезнью, учебой и так далее, премия начисляется на оклад месячного денежного содержания за фактически отработанное время в данном расчетном периоде (п.1.6).
Судом установлено и не оспорено сторонами, истец в апреле 2014 года отработал 16 дней вместо положенных 22 рабочих дня, в связи с временной нетрудоспособностью, что подтверждается табелем учета рабочего времени, расчетным листком (л.д.56).
В соответствии с приказом ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам Уральского МТУ ВТ Росавиации выплачена премия за апрель 2014 года ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53-54).
Истец не оспаривает в установленном порядке положения, закрепленные в таких локальных актах учреждения, как «Положение о материальном стимулировании государственных гражданских служащих Уральского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта», утвержденное приказом № от ДД.ММ.ГГГГ года.
При таком положении довод истца в той части, что работодатель обязан произвести ему выплату премии за апрель 2014 года в размере 150%, поскольку выделенный фонд оплаты труда в среднем составлял 150%, является несостоятельным.
Работодателем оценены личный вклад ФИО2 достижения эффективного и добросовестного труда в успешное выполнение задач на 100%, с учетом временной нетрудоспособности и фактически отработанного времени ему начислена премия пропорционально отработанному времени. Определение размера премии работникам предприятия в компетенцию суда не входит. Ограничение прав истца при распределении премии места не имели, поскольку премия начислена не менее 100%, поэтому издания приказа о ее снижении не требовалось. Действия работодателя при решении вопроса о выплате премии являются законными.
Заявление работодателя о применении последствий пропуска истцом срока для обращения в суд является обоснованным.
В соответствии со ст.392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно пункту 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17.03.2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Установлено, что работодатель не начислил истцу указанную в исковых требованиях сумму премии за ДД.ММ.ГГГГ, данная сумма является спорной и на нее не распространяется положение о длящемся характере нарушений прав работника.
Более того, истцу было известно о размере премии ДД.ММ.ГГГГ года, когда им получен расчетный листок и перечислена премия.
При таком положении началом течения срока для обращения в суд за защитой права является ДД.ММ.ГГГГ года, окончанием срока ДД.ММ.ГГГГ года, следовательно, к моменту подачи ФИО2, искового заявления (ДД.ММ.ГГГГ года) установленный ст.392 Трудового кодекса РФ срок без уважительной причины значительно пропущен.
Доводы истца о том, что он опасался негативных последствий по службе в случае обращения в суд, не могут быть оценены судом в качестве доказательства уважительности причин пропуска срока, поскольку ФИО2 неоднократно предъявлял в Чкаловском районном суде г.Екатеринбурга в 2013 году, в 2014 году, исковые требования, ответчиком по которым выступал работодатель, о чем свидетельствуют судебные акты, представленные истцом (л.д.24, 26).
Истец не представил доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд с настоящим требованием.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
Требования о денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку они являются производными от основного, в удовлетворении которого судом отказано.
Других возражений и доказательств в обоснование своих доводов истцом в соответствии со ст. 56, 57 ГПК РФ, суду не представлено, о наличии таких доказательств и необходимости их истребования судом истец не заявил.
Руководствуясь ст. ст. 194, 196 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: