РЕШЕНИЕ 2а-4797/16
Именем Российской Федерации
23 августа 2016 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Поморцева С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Высоковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Даниловой И.В. к Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании решений незаконными,
установил:
Данилова И.В. обратилась в суд с административным иском к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю (далее Управление Росреестра) об оспаривании решений. Просит признать незаконными решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от Дата № о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости от Дата № о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости от Дата № а также обязать административного ответчика совершить действия по постановке на кадастровый учет подвала по адресу: Адрес площадью ... по внесению изменений в кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: Адрес
Требования Данилова Т.В. мотивирует тем, что обратилась в ФКПс заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и постановке на государственный учет образовавшегося в результате изменений объекта недвижимости, при этом были приложены необходимые документы. По результатам рассмотрения заявлений Управлением Росреестра приняты решения о приостановлении и об отказе в государственном кадастровом учете изменений в связи с отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию и подачей заявления ненадлежащим лицом. Административный истец полагает решения Управления Росреестра несоответствующими закону. По мнению административного истца, разрешение на ввод в эксплуатацию не требуется, поскольку при реконструкции соблюдены требования ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ), а лицо, подавшее заявление, имело доверенность, выданную ...
Административный истец Данилова И.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает, подтвердила доводы и обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Пояснила, что ранее это был многоквартирный дом из ... квартир, из них одна находится в собственности организации. Дом введен в эксплуатацию, Даниловой И.В. получено разрешение как застройщиком физическим лицом. Дополнительные документы, в том числе разрешение на реконструкцию от Дата в ФКПне были представлены.
Представитель административного ответчика Макарчук У.Ф., по доверенности от Дата, административный иск не признала. Подтвердила доводы письменного отзыва, в котором указывает следующее. Изменение параметров объекта, представленное в составе документов, включенных в технический план ... свидетельствует о реконструкции – изменении параметров объекта капитального строительства. В силу ч. 2 ст. 51 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Так, к данному случаю не подлежит применения ч. 17 ст. 51 ГкР РФ, поскольку в результате реконструкции изменены общая площадь здания с ... до ... и количество этажей с ... до ... В связи с чем, в состав технического плана должно входить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
По смыслу п. 14 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с подпунктом 4 п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Под характеристиками безопасности здания или сооружения понимаются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.
В силу ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) считается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
По смыслу ч. 1, ч. 10 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (ч. 1). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч. 10).
П. 1 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре предусмотрено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
В соответствии с абзацем 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если:
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Судом установлено, что Данилова И.В. является собственником помещений – квартир Адрес
Право собственности на квартиру № зарегистрировано за ООО ...
Дата Даниловой И.В. было получено разрешение на ввод в эксплуатацию № в отношении ... жилого дома по адресу: г. Адрес
Согласно проектной документации ... года, составленной ООО «... Даниловой И.В. в здании проведена реконструкция ...
Согласно техническим планам здания по адресу: Адрес здание представляло собой ... многоквартирный дом с количеством квартир ... без подземных этажей.
В результате реконструкции увеличены общая площадь здания ... и количество этажей ...
ООО «... составлено заключение № согласно которому реконструкция технического подполя здания Адрес не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, и не превышает предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленных градостроительным регламентом, в связи с чем, разрешение на строительство, реконструкцию не требуется (л.д. 54-65).
Даниловой И.В. также представлено еще одно техническое заключение ... № согласно которому несущие и ограждающие конструкции здания по адресу: Адрес находятся в работоспособном техническом состоянии; работы по реконструкции технического подполья в помещении подвала не привели к увеличению нагрузок на несущие конструкции; работы по реконструкции технического подполья в помещении подвала не оказали воздействия на несущие и ограждающие конструкции здания. Работы по реконструкции соответствуют проекту, конструкции находятся в работоспособном состоянии.
Дата Данилова И.В. (в лице своего представителя П.А.А. действующего на основании доверенности от Дата) обратилась в ФКП с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости № по адресу: Адрес с кадастровым номером № К заявлению прилагались доверенность от Дата и технический план здания.
Дата Отдел кадастрового учета № по данному заявлению принял решение № об отказе в процедуре государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании п. 5 ч. 2 ст. 27 и п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре).
В частности, в решении указано, что объект недвижимости с кадастровым номером № согласно сведениям Единого государственного реестра прав (далее ЕГРП) отсутствует. При этом, в ЕГРП содержатся сведения о праве собственности Даниловой И.В. на квартиры №, а также о праве собственности ООО «...» на квартиру №
Доверенность от ООО «... на подачу заявления об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № не прилагалась. В связи с чем, ФКП указала на обращение с заявлением ненадлежащим лицом, что является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Кроме того, указано на наличие основания для приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета, а именно, на отсутствие документов, подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию. Вывод о необходимости представления документов, подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию, сделан Управлением Росреестра на основании данных об изменении в результате реконструкции в сторону увеличения общей площади здания и количества этажей.
Дата Данилова И.В. (в лице своего представителя П.А.А. действующего на основании доверенности от Дата) также обратилась в ФКП с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № в виде нежилого помещения по адресу: Адрес этаж расположения – подвал, связь помещения указана с номером № К заявлению прилагались доверенность от Дата и технический план здания.
Дата Отдел кадастрового учета № по данному заявлению принял решение № о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании п. 1 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре.
В частности, в решении указано, что родительским объектом к объекту недвижимости № является многоквартирный дом с кадастровым номером №, в отношении которого Управлением Росреестра принято решение об отказе в учете изменений. Заявителю предложено представить новый технический план либо доработать имеющийся.
Кроме того, Дата Данилова И.В. (в лице своего представителя Прищепы А.А., действующего на основании доверенности от Дата) также обратилась в ФКПс заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № в виде нежилого помещения площадью ... в многоквартирном доме по адресу: Адрес этаж расположения – подвал, связь помещения указана с номером № К заявлению прилагались доверенность от Дата и технический план здания.
Дата Отдел кадастрового учета № по данному заявлению принял решение № о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании п. 1 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре.
В частности, в решении указано, что родительским объектом к объекту недвижимости № является объект недвижимости № в виде многоквартирного дома с кадастровым номером № количеством этажей – ... сведения о подземных этажах отсутствуют. При этом, имеется решение Управления Росреестра об отказе в учете изменений родительского объекта. Заявителю предложено устранить противоречия либо доработать имеющийся технический план с учетом выявленных замечаний.
В ходе рассмотрения настоящего дела Даниловой И.В. представлены в суд:
градостроительный план земельного участка, представленный в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми Дата
проектная документация по реконструкции технического подполья в жилом доме по адресу: Адрес в нежилые помещения подвала № техническое заключение № расчеты, обосновывающие безопасность строительных конструкций объекта капитального строительства после выполнения работ по реконструкции шифр № составленные ООО ... содержащие выводы о том, что разрешение на строительство (реконструкцию) не требуется;
разрешение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми на строительство от Дата № а именно: реконструкцию технического подполья в жилом доме по адресу: Адрес в нежилые помещения подвала. Разрешение выдано на основании проектной документации ООО ... Дата
техническое заключение о техническом состоянии конструкций подвала после проведения работ по реконструкции согласно проекта в жилом доме по адресу: Адрес шифр №
Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу о соответствии закону оспариваемых решений.
Принимая решение от Дата № об отказе в процедуре государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № ФКП указала на обращение с заявлением ненадлежащего лица.
Материалами дела подтверждается принадлежность на праве собственности помещений в спорном жилом доме не только Даниловой И.В. (квартиры № но и ООО ... (квартира №
В силу положений ст. 20 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - Закона о кадастре (в редакции, действующей с 01.01.2016 по 01.05.2016 – на момент обращения истца в ФКП Росреестра) с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом, от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (часть 1).
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (часть 2).
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица (часть 3).
С заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости №, расположенного по адресу: Адрес обратилась только Данилова И.В, как один из собственников помещений многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах следует признать, что ФКП при принятии решения от Дата № об отказе в государственном кадастровом учете изменений обоснованно руководствовалось приведенными выше положениями ст. 20 Закона о кадастре.
Кроме того, указание на наличие оснований для приостановления ввиду отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию суд также признает обоснованным.
В силу приведенных выше положений п. 14 ст. 1, ч. 2 ст. 51, пп. 14 ч. 17 при проведении реконструкции, в результате которой изменены параметры объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей) требуется выдача разрешения на строительство.
Представленные технические заключения № и № составленные ООО ... судом отклоняются, поскольку с достаточно достоверно не подтверждают, что реконструкция технического подполья в эксплуатируемый этаж не затрагивает конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности. Сделанный специалистами вывод о том, что в данном случае разрешения на строительство не требуется, не может быть принят во внимание, поскольку вопрос о необходимости получения разрешения на строительство при реконструкции объекта капитального строительства не относится к компетенции лиц, составивших заключение, а носит комплексный характер, требующий как технической, так и правовой оценки.
Соблюдение установленной законом процедуры при осуществлении градостроительной деятельности является гарантией безопасности при проведении строительных работ и гарантией безопасной эксплуатации объекта капитального строительства впоследствии.
Ни перед реконструкцией, ни после её проведения, обращение застройщика к независимым специалистам в области строительства с вопросом о необходимости получения ему разрешения на строительство не освобождает его от необходимости соблюдения установленной законом процедуры.
В связи с чем, застройщику недостаточно представить заключение специалиста, содержащие вывод о том, что в данном случае получения разрешения на строительство (реконструкцию) не требуется.
Специалисты, заключения которых представлены, не наделены полномочиями выдавать разрешения на строительство, соответственно, решение ими вопроса, не относящегося к их компетенции, не может оцениваться судом в качестве доказательства.
Перед проведением реконструкции объекта капитального строительства застройщик обязан в любом случае сначала обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения и лишь после этого приступать к реконструкции.
Обращение Даниловой И.В. в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с вопросом требовалось ли ей получить разрешение, не свидетельствует о соблюдении ею установленной законом процедуры.
Порядок подачи заявления о выдаче разрешения на строительство установлен и перечень прилагаемых к заявлению документов приведен в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Доказательств направления такого заявления в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми до проведения реконструкции и до обращения в орган кадастрового учета за регистрацией изменений в кадастровом учете объекта недвижимости Даниловой И.В. не представлено.
Именно Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми как орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, рассмотрев такое заявление Даниловой И.В., мог отказать в выдаче разрешения, указав, что в данном случае выдача разрешения не требуется.
Однако, Данилова И.В. в уполномоченный орган с таким заявлением не обратилась и решения не получила.
В установленном законом порядке Данилова И.В. обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми за выдачей разрешения на строительство лишь после проведения реконструкции и после обращения в орган кадастрового учета.
Дата Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми Даниловой И.В. выдано разрешение на строительство № реконструкцию технического подполья в жилом доме по адресу: Адрес в нежилые помещения подвала.
Представленная Даниловой И.В. копия разрешения приобщена к материалам дела.
Выдача ДГиА разрешения на строительство опровергает утверждение Даниловой И.В. о том, что для реконструкции принадлежащего ей объекта недвижимости получения разрешения не требовалось.
Увеличение общей площади здания, его этажности и назначения помещений указывают на реконструкцию объекта капитального строительства и необходимость получения разрешения на строительство и разрешения на его ввод в эксплуатацию.
Надлежащие документы для кадастрового учета представлены не были.
При наличии оснований для отказа в процедуре государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и наличии оснований для приостановления процедуры государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения органа кадастрового учета от Дата №
Таким образом, Дата органом кадастрового учета принято решение об отказе в процедуре государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №
Данный объект является родительским объектом по отношению к объекту недвижимости № в виде многоквартирного дома Адрес и к объекту недвижимости № в виде нежилого помещения площадью ... в многоквартирном доме по адресу: Адрес
При таких обстоятельствах, поскольку в учете изменений объекта недвижимости было отказано, при рассмотрении заявлений Даниловой И.В. о постановке на государственный кадастровый учет частей этого объекта недвижимости в виде объектов недвижимости № (нежилое помещение по адресу: Адрес этаж расположения – подвал) и № (нежилое помещение площадью ... в многоквартирном доме по адресу: Адрес этаж расположения – подвал), ФКП обоснованно пришло к выводу о несоответствии технической документации. Данное обстоятельство послужило основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, что полностью согласуется с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания незаконными оспариваемых решений и, соответственно, возложения на административного ответчика обязанности совершить действия по постановке на кадастровый учет подвала по адресу: Адрес по внесению изменений в кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: Адрес
Таким образом, в удовлетворении административного искового заявления Даниловой И.В. следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска Даниловой И.В. к Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконными решений об отказе в учете изменений объекта недвижимости от Дата № о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости от Дата № о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости от Дата № обязании совершить действия по постановке на кадастровый учет подвала по адресу: Адрес площадью ... по внесению изменений в кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: Адрес
Апелляционная жалоба может быть подана в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья