КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2019 г. по делу № 3а-143/2019
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой О.В.
с участием помощника судьи Корженко И.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Специализированный застройщик «Спецстрой» к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Специализированный застройщик «Спецстрой» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить по состоянию на 27 июня 2019 года кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 10197 кв.м с кадастровым номером 39:15:140421:325, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Калининград, проспект Калинина, с назначением под существующие здания складов и магазинов, под нежилые здания, под существующие помещения склада-магазина (лит. Ж) и административные помещения (лит. Ж1) в размере рыночной стоимости равной 13611 000 рублей.
В предварительном судебном заседании установлено, что ООО «Специализированный застройщик «Спецстрой» до обращения в суд с рассматриваемым административным иском не обращалось в комиссию при Управлении Росреестра по Калининградской области с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении заявленного объекта.
В предварительное судебное заседание от представителя административного истца ООО «Специализированный застройщик «Спецстрой» - Черницкой О.А., действующей на основании доверенности, поступило письменное ходатайство об оставлении административного искового заявления без рассмотрения ввиду не соблюдения досудебного порядка урегулирования административного спора, в котором указано, что административный истец обратился в комиссию с заявлением уже после обращения в суд с настоящим административным иском- 5 ноября 2019 года, на момент подачи ходатайства заявление Комиссией не рассмотрено, соответствующее по нему решение не принято.
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа «Город Калининград» - Жамова А.Б. в судебном заседании полагала административный иск подлежащим оставлению без рассмотрения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, исследовав материалы дела, полагает административный иск подлежащим оставлению без рассмотрения ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд вправе приостановить или прекратить полностью или в части производство по административному делу, оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии к тому оснований и в порядке, установленном настоящим Кодексом для разрешения соответствующих вопросов, за исключением административных дел, подлежащих рассмотрению судом коллегиально.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Согласно части 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Согласно разъяснениям, данным в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 131 и 132 ГПК РФ, статей 125, 126, частей 1 - 3 статьи 246 КАС РФ.
Установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и не рассмотрения ею заявления в установленный законом срок.
Как следует из содержания административного искового заявления ООО «Специализированный застройщик «Спецстрой», в досудебном порядке в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец не обращался, полагая, что в силу положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237 «О государственной кадастровой оценке» предварительное обращение юридического лица в комиссию больше не является обязательным.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 22 названного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Однако административным истцом не учтено, что согласно частям 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения этого Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Как усматривается из содержания административного искового заявления, ООО «Специализированный застройщик «Спецстрой» оспаривает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:15:140421:325, относящегося к землям населенных пунктов.
На момент подачи ООО «Специализированный застройщик «Спецстрой» административного иска, действующая государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области проведена по состоянию на 1 января 2012 года, ее результаты утверждены постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области». Названное постановление Правительства Калининградской области, как следует из его преамбулы, принято в соответствии со статьей 66 Земельного Кодекса Российской Федерации и статьей 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Указанным постановлением Правительства Калининградской области по результатам государственной кадастровой оценки, в частности, определены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Калининградской области.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Для определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости используются удельные показатели кадастровой стоимости, установленные в соответствии со статьей 24.17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Таким образом, несмотря на то, что датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:15:140421:325 является 27 июня 2019 года, указанная кадастровая стоимость определена в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и на основе результатов государственной кадастровой оценки, проведенной до вступления в силу с 01 января 2017 года Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка проводится в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Установленный частью первой статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для юридических лиц предварительный порядок обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости является досудебным порядком урегулирования спора. К заявлению в суд об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
Согласно установленным в предварительном судебном заседании обстоятельствам, а также письменному заявлению представителя ООО «Специализированный застройщик «Спецстрой» от 29 ноября 2019 года на момент обращения с административным иском в суд не имелось решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, такое решение суда не представлено в предварительное судебное заседание, в связи с чем представителем административного истца заявлено соответствующее ходатайство об оставлении административного иска без рассмотрения.
Поскольку административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров, административное исковое заявление ООО «Специализированный застройщик «Спецстрой» подлежит оставлению без рассмотрения.
В силу части 3 статьи 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
Руководствуясь статьями 196, 197, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Оставить без рассмотрения административное исковое заявление ООО «Специализированный застройщик «Спецстрой» к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Возвратить ООО «Специализированный застройщик «Спецстрой» государственную пошлину в размере 2 000 рублей, уплаченную при подаче административного искового заявления по платежному поручению № 149 от 24 октября 2019 года.
Разъяснить административному истцу ООО «Специализированный застройщик «Спецстрой», что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, он вправе вновь обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На определение в течение пятнадцати дней со дня его вынесения может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд.
Судья Калининградского
областного суда О.В. Иванова